Организационный этап. Актуализация знаний, проверка усвоения предыдущей темы, сообщение цели и задач урока. Методы: словесные | У.: Добрый день, ребята! На прошлых уроках мы начинали погружаться в многообразие мира искусства, и говорили о нескольких важных вещах, без которых искусство не может существовать. Вспомним, что же такое искусство? Д.: Искусство – это часть духовной жизни человека, воплощенные в действительность художественные образы, отражение мыслей и чувств человека. У.: Верно. Без чего не может существовать искусство, прежде всего? Д.: Без творца, без зрителя, слушателя. У.: Да, поскольку произведения искусства призваны устанавливать связь между художником и зрителем. С помощью чего устанавливается эта связь? Д.: При помощи языка искусства. У.: Что такое язык? Д.: Язык – особая система символов, при помощи которых автор отражает свое отношение к действительности, запечатлевает окружающий мир. У.: Вспомним также два важных понятия, существующих в мире искусства. Это стиль и образ. Что это такое? Д.: Стиль - означает почерк, совокупность характерных черт, приемов, способов, особенностей творчества. Образ - это обобщенное представление о действительности, выраженное языком искусства отношение к жизни, к окружающему миру. У.: Вы верно вспомнили понятия, молодцы! На сегодняшнем уроке мы поговорим о…науке. Да, именно о ней, ведь наука, как это ни странно, напрямую связана с искусством. В чем эта связь состоит – вы поймете в конце урока. |
Этап получения и освоения новых знаний, размышления на тему урока. Выделение связи науки и искусства, знакомство с новыми художественными образами, с проявлением знания научного и знания художественного. Методы: словесные, наглядно-иллюстративный, наглядно-слуховой, метод анализа, метод сравнения | У.: Итак, ребята, поговорим о науке. Что мы знаем о ней? Какие области науки вам известны? Д.: Бывает наука о живых организмах, о законах физики, химия, астрономия… У.: Запишем верное определение, что такое наука. Наука — область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация. Вы вспомнили достаточно много наук. Но, казалось бы, причем здесь искусство? Подумаем, как связаны две эти разные, казалось бы, области. Размышления и предположения учеников. У.: Наука и искусство – верные помощники человека в постижении окружающей действительности. Наука, как и искусство, познает мир, но цели у них немного разные. Наука изучает объективное, а искусство субъективное. Но, тем не менее, оба понятия отражают познание мира, его многообразия. Наука – строга и точна, а в искусстве каждый творец создает свое произведение так, как видится ему. Как вы думаете, ребята, что наука дала искусству? Д.: Возможно, новые способы доносить до зрителей и слушателей произведения искусства, новые возможности в постижении окружающего мира. У.: Можете привести примеры? Д.: К примеру, появилась фотография, новые способы рисования для художников, новые музыкальные и иные инструменты. У.: Замечательно! Вот мы и разобрались во взаимосвязи науки и искусства. Но не стоит забывать еще и о том, что существует знание научное и знание художественное. Как вы думаете, в чем разница? Предположения учеников. У.: Запишем два определения: Научное знание — система знаний о законах природы, общества, мышления. Научное знание является основной научной картиной мира, поскольку описывает законы его развития. Художественное знание - образное знание о действительности, представляющее ее во всей полноте и многообразии ее характеристик и являющееся альтернативой понятийно-логическому постижению действительности. Запись определений в тетради. На примерах деятельности Леонардо да Винчи можно понять, насколько неразрывно научное и художественное творчество. Рисунок «Витрувианский человек» символизирует внутреннюю симметрию, Божественную пропорцию человеческого тела. Две наложенные одна на другую фигуры вписаны в круг и квадрат. Этот рисунок определил канонические пропорции изображения человека для европейского искусства последующего времени. В XX в. на основе этого рисунка была составлена шкала пропорций, которая повлияла на образные решения современной архитектуры. Среди музыкантов так же были личности загадочные, особенности творчества которых поражают до сих пор. Ребята, а как вы думаете, могли ли композиторы быть связаны с наукой? Предположения учеников. У.: Такие личности есть: например, А.П. Бородин был по профессии химиком, а музыка для него была лишь хобби. Но есть также и личность, композитор, в музыке которого многие находят идеал, образец для подражания. Это музыка В.А. Моцарта. К какой эпохе мы отнесем эту музыку, вспомните? Д.: Эпоха классицизма. У.: В чем особенности той эпохи? Д.: Основной особенностью эпохи было обращение к искусству античности, к древним сюжетам. У.: А также существовали строгие формы для искусства, музыки, архитектуры. У Моцарта было множество симфоний, и одну из них, самую популярную, мы сегодня вспомним. Сейчас послушайте Симфонию № 40 (1-ю часть) В.-А. Моцарта. Какие особенности портрета и музыки раскрывают глубину и противоречивость их образов? Прослушивание музыки с дальнейшим обсуждением материала. |