СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План -конспект урока истории 5 класс по теме "Возникновение искусства и религиозных верований"

Нажмите, чтобы узнать подробности

комбинированный урок по истории Древнего мира 5 класс

Просмотр содержимого документа
«План -конспект урока истории 5 класс по теме "Возникновение искусства и религиозных верований"»

МБОУ Роговская ООШ












План-конспект урока

по истории Древнего мира

5 класс

тема: « Возникновение искусства и религиозных верований»




подготовила :

учитель истории

и обществознания

Бохан О. С.







Рогов 2019




План-конспект урока по истории Древнего мира 5 класс

тема: « Возникновение искусства и религиозных верований»


Цели : -- познакомить учащихся с возникновением искусства у первобытных людей;

- выяснить, как происходило зарождение у человека религиозных верований;

-  продолжить формирование умений самостоятельно составлять рассказ;

формулировать несложные выводы, сравнивать и описывать орудия труда, сравнивать и описывать орудия труда, черты первобытного человека;

-  Уметь ценить чувство коллективизма, дружелюбия.

- Правильно употреблять и объяснять исторические термины.


Оборудование: презентация, проектор, ноутбук


Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания:

Устные ответы на вопросы у доски :

  1. Что помогло нашим предкам выжить морозными зимами?

  2. Что представляли собой древнейшие жилища и одежда?

  3. Какие признаки родовой общины выражает слово «община», слово «родовая»?

  4. Термины: рубило, копьё, гарпун, мамонт, человек разумный, родовая община.

III. Подведение учащихся к теме урока:

-( сл. 2) Обратите внимание на слайд. Что вы там видите?

- Какова тема нашего урока?

- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

План ( сл. 3)

  1. Как была найдена пещерная живопись.

  2. Загадки древнейших рисунков.

  3. Человек « заколдовывает зверя»

  4. Зарождение веры в душу.


IV. Изучение нового материала

1) рассказ учителя:

1. Как была найдена пещерная живопись

- Как была найдена пещерная живопись?

- ( сл. 4) Всего 120 лет назад ученые не знали о том, что среди первобытных людей были искусные художники, создававшие красочные рисунки. Первым открыл такие рисунки археолог Саутуола. Он производил раскопки в подземной пещере Альтамира в северной Испании. Однажды археолог взял с собой свою маленькую дочь. Пока отец копал землю, девочка прошла в глубь низкой пещеры. Внезапно она закричала: «Папа, смотри, нарисованные быки!» И в самом деле, на потолке пещеры на протяжении сорока метров были изображены бизоны, словно застывшие на бегу в странных и причудливых позах. Неведомый художник, используя красную, черную и коричневую краски, добился удивительной живости и объемности рисунков.

Никто из ученых долгое время не верил, что рисунки Альтамиры созданы десятки тысяч лет назад. Да и как поверить, что люди, не знавшие металлов, не умевшие не только писать, но даже вылепить простой горшок из глины, владели мастерством художника! Но поверить пришлось: вслед за Альтамирой начались исследования других пещер, во многих были найдены произведения первобытного искусства.

( сл. 5) Древнейшим художникам удавалось передать облик и характер тех зверей, на которых они охотились. Оленей показывали чуткими и настороженными, коней — быстрыми и стремительными, мамонтов — массивными, тяжелыми, с высоким выпуклым затылком.

( сл. 6) Часто изображали зверей, пораженных копьями, истекающих кровью: например, израненного камнями медведя, из пасти которого потоками хлещет кровь, носорога с торчащими из брюха стрелами, мамонта, попавшего в ловушку.

Загадки древнейших рисунков. В них многое не- понятно. . Падает навзничь охотник с птичьей головой. оставив рога, уставился на него бизон, пронзенный копьем. Рядом с человеком длинный предмет фигуркой птицы. Прочь уходит могучий носорог.

( сл. 7)

2. Загадки древнейших рисунков.

( сл. 8)

- рассмотрите слайд. Что там изображено? Для нас это загадка.

- ( сл. 9) Существуют и другие загадки. Зачем художники изображали в свои рисунки в малодоступных для обозреваемых местах?

- Почему создавали их в глубине темных сил, куда не проникают лучи солнца?

- Для чего соображали раненых или попавших в ловушки зверей?

3. Человек « заколдовывает» зверя.

2) работа по учебнику:

- Вот как ученые отвечают на эти вопросы, человек «заколдовывает» зверя.

- Ответ на этот вопрос вы найдёте в п. 3 на стр. 19- 20

4. Зарождение веры в душу.

Первобытные люди боялись грозы, лесных пожаров, наводнений. В отличие от древнейших людей «человек умный» хотел понять, почему сверкает молния загорается лес, от чего зависит урожай дикорастущих с плодов и ягод, рост поголовья промысловых зверей . Естественных причин явлений природы люди не знали. У них возникла вера в то, что между живым и его изображением, созданным художником, чествует сверхъестественная связь. Если в глубине пещеры нарисовать бизонов, оленей или лошадей, то живые звери окажутся заколдованными и не уйдут из окружающей местности. Если рисовать раненое животное или поразить его изображение копьем, то это поможет добиться успеха охоте.

- Разгадать смысл и назначение пещерной живописи помогли наблюдения за отсталыми племенами.

- Главными их занятиями еще недавно были охота и собирательство. Одно такое племя, обитавшее в Австралии, совершало перед охотой колдовской обряд, поражая копьями нарисованное на песке животное.

- ( сл. 11) В первобытные времена зародилась вера в то, что животные и люди могут чудесным образом превращаться друг в друга, в деревья и камни и другие предметы. Такие существа, порожденные фантазией первобытного человека, называются оборотнями. Они будто бы помогают или вредят людям.

( сл. 12) Возможно, именно оборотень изображен на стене одной из пещер. У него человеческие ноги, но вместо рук — лапы. У него лисий хвост, ветвистые рога, звериные уши и дикие, с точкой внутри, глаза ночной птицы.

- Первобытные люди пытались понять причины тех явлений, которые происходили в них самих. Почему спящие видят сны? У людей возникла вера, что в каждом человеке обитает сверхъестественное существо — душа. Когда человек спит, он ничего не замечает и не слышит. Значит, душа покинула его тело. Она встречается с душами других людей, ест и пьет, а спящему об этом снятся сны. Будить его резко и неожиданно нельзя: душа не успеет вернуться. Если она не возвращается, человек умирает.

Люди верили, что души предков переселяются в далекую «страну мертвых». Там также живут родовыми общинами, охотятся, ловят рыбу и собирают съедобные плоды.

В могилу умершего клали все необходимое для жизни в «стране мертвых»: крепкую обувь и пищу на дорогу, копье, одежду, ожерелье из раковин или звериных зубов.

Появившиеся у первобытных людей верования — в колдовство, в оборотней, в душу, в жизнь после смерти — называются религиозными


5. Подведение итога урока.

Рабочая тетрадь – задания №

Вопросы на стр. 20 - 21.

6. Домашнее задание:

Параграф3, вопросы, записи, рабочая тетрадь