СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока истории по теме: “КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1853 – 1856 гг. ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ”.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока истории

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока истории по теме: “КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1853 – 1856 гг. ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ”.»

План-конспект урока истории

ТЕМА: “КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1853 – 1856 гг. ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ”.


Тип урока: урок усвоения новых знаний, формирования навыков и умений с элементами выполнения алгоритма.

Цель урока: Обеспечить усвоение учащимися знаний о причинах войны, ее основных этапах, причинах поражения России в войне.

Задачи:

Образовательные:

- выявить последовательность событий, которые превратили успешную войну в проигранную;

- охарактеризовать основные события Крымской войны;

- дать оценку действиям участников войн.

Развивающие:

- развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией), историческими источниками;

- развитие навыков проблемного чтения и работы с информацией.

Воспитательные:

- дать возможность осознать значение мужества и героизма русских людей в годы Крымской войны;

- овладевают формами и методами самовоспитания: самокритика, самообязательство.

Планируемые результаты:

Предметные:

- развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;

- освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий, объяснения фактов;

- рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты;

- выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей.

Личностные:

-формирование активной позиции гражданина, неравнодушного к судьбам своей Родины;
-осознание необходимости самосовершенствования;
-способность принимать решения на основе соотношения нескольких моральных норм;
- рассуждение о моральных качествах, поступках на основе предложенных примеров из исторических источников.

Метапредметные:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- выработка умений работать с различными видами учебной информации;

- готовность к сотрудничеству с одноклассниками;

- формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку;

- стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы и выделять причинно-следственные связи.

Оборудование:
-
Данилов А.А. История России. XIX в. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2014. – 287 с.

- Экран, проектор;

-Презентация;
- Раздаточный материал: Алгоритм;
-видео-фрагмент «Сражение в Синопской бухте» (2 мин.36 сек.)

Ход урока:

1.Организационный момент.

Вступительное слово учителя: Сегодня на уроке мы продолжаем изучать внешнюю политику Николая I. Нам предстоит узнать о трагической и героической странице в истории нашего государства.

Известный русский писатель Лев Николаевич Толстой был участником обороны Севастополя, свои впечатления он отразил в «Севастопольских рассказах».
Проблемное задание: (Эпиграф на доске) В этом произведении есть такие слова: «Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский».

Итак, о чем у нас сегодня пойдет речь?

Тема нашего урока «Крымская война 1853-1856 гг. Оборона Севастополя»

Вопрос: Скажите, пожалуйста, по какой схеме мы обычно с Вами изучаем военные действия? (Формулирование цели урока)

2.Изучение нового материала. (Создание проблемной ситуации)

Учитель: Давайте составим план, по которому будем работать над темой.

1)Обострение восточного вопроса
2)Начальный этап войны
3)Вступление в войну Англии и Франции
4)Героическая оборона Севастополя
5)Парижский мир 1856 г. Итоги войны

Итак, к началу 50-х гг. XIX в. восточный вопрос являлся главным для внешней политики России. Именно в то время Николай I ждал удобного повода для окончательного разгрома Турции.

Повод к войне:
В 1850 г. произошел конфликт между православным и католическим духовенством в Палестине. Был спор о том, кто будет обладать Святыми местами в Иерусалиме и Вифлееме. Турецкий султан решил спор в пользу католиков. Россия, как православная сторона выдвинула ультиматум. Турция его отвергла, в следствии чего русские войска были введены в Дунайские княжества.
Таким образом, конфликт отразил противоречия между Францией, Турцией и Россией.
Для того, чтобы полностью раскрыть первый пункт плана, необходимо определить цели стран в этой войне.

Задание: (Откройте учебники на стр. 95. Найдите цели России, Англии, франции.)

Учитель: Перед вами на партах лежат алгоритмы изучения войны, которые в течение урока вы должны будете заполнить. Они помогут вам лучше усвоить эту тему и ответить на главный вопрос урока. (Приложение №1)
Начинаем работу с алгоритмом, который в конце урока Вы сдаете.
Выпишите цели России в Крымской войне:

-Укрепить позиции на Балканах;
-Установить контроль над проливами Босфор и Дарданеллы, т.е. обезопасить южные границы;
-Недовольство народа внутренней политикой.
Таким образом, Россия стремилась восстановить влияние на Ближнем Востоке и Балканах.

Вопрос: Каковы цели Англии, Франции и Турции в этой войне?

Англия и Франция – хотели сокрушить великую державу – Россию.
Турция хотела вернуть те территории, которые потеряла в ходе русско-турецкой войны в конце XVIII в.
(Переходим ко второму пункту плана)

Давайте подробно обсудим 2 этапа войны:

1)ноябрь 1853-апрель 1854 – русско-турецкая кампания
2)апрель 1854 – февраль 1856 – борьба России против европейской коалиции и Турции

Главным событием 1 этапа войны является «Синопское сражение»

Задание: В ходе просмотра видео-фрагмента Вам необходимо заполнить Алгоритм №1. Информацию необходимо взять из видео, заполнить дату, руководителя, силы сторон и результат.
Давайте подведем итог, используя информацию алгоритма.

Вопрос: Ребята, что Вы можете рассказать о начале войны?
Гапоненкова К.: «18 ноября 1853 г. – эскадра русского полководца Нахимова атаковала турецкий флот в Синопской бухте. Все корабли противника были потоплены.

Вопрос: Какие последствия имело данное событие?
Позднякова А.: «Победа России напугала Францию и Англию. В марте 1854 г. Англия и Франция объявили войну России.

Учитель: Самопроверка выполнена, переходим к 3 пункту плана.

В войну вступают Англия и Франция. Начинается второй этап войны.

Вопрос: И это было серьезное испытание для России! Почему?

Задание: (Откройте учебник на стр. 97, найдите ответ на вопрос)

Ответ: «Россия отставала по уровню вооружения. Русская пехоте вооружена кремневыми, гладкоствольными винтовками, парусный флот, устаревшая корабельная артиллерия».

Учитель: Сразу после объявления войны англо-французские корабли атаковали русский флот на Черном море – Одессу; на Балтике – Аланские острова; на Тихом океане – Петропавловск.

Но все эти атаки были отбиты.
Тогда англо-французские войска решили нанести основной удар по Севастополю – главной русской крепости на Черном море. Англо-Французские войска высадили десант в Крыму у города Евпатория. Встретились мы на р. Альма в сентябре – эту битву мы проиграли. Противники двинулись к Севастополю, который был полностью незащищен из-за бездарности генерала Меншикова. Именно он отдал приказ отступать. Так начался драматический эпизод Крымской войны – оборона Севастополя.

Задание: Вы продолжите работу с Алгоритмом №2.
Прослушайте сообщение Герасимовой А. «Оборона Севастополя» (Материал взят из интернета) и заполните Ваш рабочий лист.
Небольшой справочный материал «Личности Крымской войны» подготовили (Школьная энциклопедия):
Казаков П. – П.С. Нахимов
Ефимова В. – В.А. Корнилов
Петрова Н. – П.Кошка
Никульшина И. – Д.Севастопольская
Учитель: Необходимо добавить, что не только полководцы, адмиралы играли большую роль в обороне, но также нельзя забывать про обычных солдат, матросов, медсестер, которые считали своим долгом – защищать Родину и были готовы умереть за неё.

Задание: Стр. 100-101 документ №2,3. Прочитайте документы и ответьте на вопрос: «Почему высказывая несогласие с решением главнокомандующего затопить корабли в Севастополе, В.А. Корнилов и П.С. Нахимов не только выполнили этот приказ, но и нашли слова для подчиненных, показывающие правильность этого решения?»

Переходим к последнему пункту плана, поговорим об итогах войны.

Запишем: Март 1856 г. – мирный договор, по которому все завоеванные в ходе войны области и города возвращались России и Турции. Все признали Турцию – независимой и целостной. Черное море объявлялось нейтральным, Россия лишалась права иметь здесь свой флот.

3.Закрепление.

Вопросы для закрепления:
Какова роль войны в дальнейшей истории России?
Меркулов Г. – Война показала, что в стране необходимы изменения и реформы.

Каков итог войны?
Калинин А. – Россия войну проиграла – лишилась военного флота на Черном море. Не завоевала авторитет на Балканах.

Работа по рядам: Составьте синквейн по теме, с использованием следующей схемы:
-Слово

-Два прилагательных

-Три глагола

-Предложение

-Синоним к слову


Вернемся к эпиграфу.
Какие великие следы оставила эта эпопея? Ваше мнение?
4.Рефлексия.
Будьте добры на листочках с Алгоритмами внизу нарисуйте лестницу и оцените знания, полученные в ходе урока.

  1. Я ничего не понял/а.

  2. Я усвоил все моменты, но у меня есть пара вопросов.

  3. Мне было интересно поработать, я усвоил всю информацию.


5. Домашнее задание: параграф 14 читать. В рабочей тетради выполнить упражнения 1 и 3. ИЛИ написать воспоминания о войне от имени участника.




Приложение №1
Алгоритмы работы с §14. 8 Б класс 17.03.2016
ФИ___________________________________________


Планы и цели России в Крымской войне:

1)____________________________________________________________________________

2)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Алгоритм № 1

Начальный этап войны


  1. Ярким событием первого периода войны стало:

_____________________________________________________________________________


  1. Дата___________________________________________________________________


  1. Руководитель____________________________________________________________

  2. Результат____________________________________________________________________________________________________________________________________________


Алгоритм № 2

Героическая оборона Севастополя


  1. Фамилия военного инженера, подготовившего Севастополь к обороне.

_____________________________________________________________________________


  1. Из чего была построена оборонительная система.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Руководители обороны

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Дата обороны Севастополя

_____________________________________________________________________________


  1. Герои обороны

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Сколько дней продолжалась оборона ________________________________________


Итоги Крымской войны:__________________________________________________________

______________________________________________________________________________


Парижский мир: ________________________________________________________________
Условия:______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________


Рефлексия: