План-конспект урока истории
ТЕМА: “КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1853 – 1856 гг. ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ”.
Тип урока: урок усвоения новых знаний, формирования навыков и умений с элементами выполнения алгоритма.
Цель урока: Обеспечить усвоение учащимися знаний о причинах войны, ее основных этапах, причинах поражения России в войне.
Задачи:
Образовательные:
- выявить последовательность событий, которые превратили успешную войну в проигранную;
- охарактеризовать основные события Крымской войны;
- дать оценку действиям участников войн.
Развивающие:
- развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией), историческими источниками;
- развитие навыков проблемного чтения и работы с информацией.
Воспитательные:
- дать возможность осознать значение мужества и героизма русских людей в годы Крымской войны;
- овладевают формами и методами самовоспитания: самокритика, самообязательство.
Планируемые результаты:
Предметные:
- развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;
- освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий, объяснения фактов;
- рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты;
- выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей.
Личностные:
-формирование активной позиции гражданина, неравнодушного к судьбам своей Родины;
-осознание необходимости самосовершенствования;
-способность принимать решения на основе соотношения нескольких моральных норм;
- рассуждение о моральных качествах, поступках на основе предложенных примеров из исторических источников.
Метапредметные:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
- выработка умений работать с различными видами учебной информации;
- готовность к сотрудничеству с одноклассниками;
- формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку;
- стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы и выделять причинно-следственные связи.
Оборудование:
- Данилов А.А. История России. XIX в. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2014. – 287 с.
- Экран, проектор;
-Презентация;
- Раздаточный материал: Алгоритм;
-видео-фрагмент «Сражение в Синопской бухте» (2 мин.36 сек.)
Ход урока:
1.Организационный момент.
Вступительное слово учителя: Сегодня на уроке мы продолжаем изучать внешнюю политику Николая I. Нам предстоит узнать о трагической и героической странице в истории нашего государства.
Известный русский писатель Лев Николаевич Толстой был участником обороны Севастополя, свои впечатления он отразил в «Севастопольских рассказах».
Проблемное задание: (Эпиграф на доске) В этом произведении есть такие слова: «Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский».
Итак, о чем у нас сегодня пойдет речь?
Тема нашего урока «Крымская война 1853-1856 гг. Оборона Севастополя»
Вопрос: Скажите, пожалуйста, по какой схеме мы обычно с Вами изучаем военные действия? (Формулирование цели урока)
2.Изучение нового материала. (Создание проблемной ситуации)
Учитель: Давайте составим план, по которому будем работать над темой.
1)Обострение восточного вопроса
2)Начальный этап войны
3)Вступление в войну Англии и Франции
4)Героическая оборона Севастополя
5)Парижский мир 1856 г. Итоги войны
Итак, к началу 50-х гг. XIX в. восточный вопрос являлся главным для внешней политики России. Именно в то время Николай I ждал удобного повода для окончательного разгрома Турции.
Повод к войне:
В 1850 г. произошел конфликт между православным и католическим духовенством в Палестине. Был спор о том, кто будет обладать Святыми местами в Иерусалиме и Вифлееме. Турецкий султан решил спор в пользу католиков. Россия, как православная сторона выдвинула ультиматум. Турция его отвергла, в следствии чего русские войска были введены в Дунайские княжества.
Таким образом, конфликт отразил противоречия между Францией, Турцией и Россией.
Для того, чтобы полностью раскрыть первый пункт плана, необходимо определить цели стран в этой войне.
Задание: (Откройте учебники на стр. 95. Найдите цели России, Англии, франции.)
Учитель: Перед вами на партах лежат алгоритмы изучения войны, которые в течение урока вы должны будете заполнить. Они помогут вам лучше усвоить эту тему и ответить на главный вопрос урока. (Приложение №1)
Начинаем работу с алгоритмом, который в конце урока Вы сдаете.
Выпишите цели России в Крымской войне:
-Укрепить позиции на Балканах;
-Установить контроль над проливами Босфор и Дарданеллы, т.е. обезопасить южные границы;
-Недовольство народа внутренней политикой.
Таким образом, Россия стремилась восстановить влияние на Ближнем Востоке и Балканах.
Вопрос: Каковы цели Англии, Франции и Турции в этой войне?
Англия и Франция – хотели сокрушить великую державу – Россию.
Турция хотела вернуть те территории, которые потеряла в ходе русско-турецкой войны в конце XVIII в.
(Переходим ко второму пункту плана)
Давайте подробно обсудим 2 этапа войны:
1)ноябрь 1853-апрель 1854 – русско-турецкая кампания
2)апрель 1854 – февраль 1856 – борьба России против европейской коалиции и Турции
Главным событием 1 этапа войны является «Синопское сражение»
Задание: В ходе просмотра видео-фрагмента Вам необходимо заполнить Алгоритм №1. Информацию необходимо взять из видео, заполнить дату, руководителя, силы сторон и результат.
Давайте подведем итог, используя информацию алгоритма.
Вопрос: Ребята, что Вы можете рассказать о начале войны?
Гапоненкова К.: «18 ноября 1853 г. – эскадра русского полководца Нахимова атаковала турецкий флот в Синопской бухте. Все корабли противника были потоплены.
Вопрос: Какие последствия имело данное событие?
Позднякова А.: «Победа России напугала Францию и Англию. В марте 1854 г. Англия и Франция объявили войну России.
Учитель: Самопроверка выполнена, переходим к 3 пункту плана.
В войну вступают Англия и Франция. Начинается второй этап войны.
Вопрос: И это было серьезное испытание для России! Почему?
Задание: (Откройте учебник на стр. 97, найдите ответ на вопрос)
Ответ: «Россия отставала по уровню вооружения. Русская пехоте вооружена кремневыми, гладкоствольными винтовками, парусный флот, устаревшая корабельная артиллерия».
Учитель: Сразу после объявления войны англо-французские корабли атаковали русский флот на Черном море – Одессу; на Балтике – Аланские острова; на Тихом океане – Петропавловск.
Но все эти атаки были отбиты.
Тогда англо-французские войска решили нанести основной удар по Севастополю – главной русской крепости на Черном море. Англо-Французские войска высадили десант в Крыму у города Евпатория. Встретились мы на р. Альма в сентябре – эту битву мы проиграли. Противники двинулись к Севастополю, который был полностью незащищен из-за бездарности генерала Меншикова. Именно он отдал приказ отступать. Так начался драматический эпизод Крымской войны – оборона Севастополя.
Задание: Вы продолжите работу с Алгоритмом №2.
Прослушайте сообщение Герасимовой А. «Оборона Севастополя» (Материал взят из интернета) и заполните Ваш рабочий лист.
Небольшой справочный материал «Личности Крымской войны» подготовили (Школьная энциклопедия):
Казаков П. – П.С. Нахимов
Ефимова В. – В.А. Корнилов
Петрова Н. – П.Кошка
Никульшина И. – Д.Севастопольская
Учитель: Необходимо добавить, что не только полководцы, адмиралы играли большую роль в обороне, но также нельзя забывать про обычных солдат, матросов, медсестер, которые считали своим долгом – защищать Родину и были готовы умереть за неё.
Задание: Стр. 100-101 документ №2,3. Прочитайте документы и ответьте на вопрос: «Почему высказывая несогласие с решением главнокомандующего затопить корабли в Севастополе, В.А. Корнилов и П.С. Нахимов не только выполнили этот приказ, но и нашли слова для подчиненных, показывающие правильность этого решения?»
Переходим к последнему пункту плана, поговорим об итогах войны.
Запишем: Март 1856 г. – мирный договор, по которому все завоеванные в ходе войны области и города возвращались России и Турции. Все признали Турцию – независимой и целостной. Черное море объявлялось нейтральным, Россия лишалась права иметь здесь свой флот.
3.Закрепление.
Вопросы для закрепления:
Какова роль войны в дальнейшей истории России?
Меркулов Г. – Война показала, что в стране необходимы изменения и реформы.
Каков итог войны?
Калинин А. – Россия войну проиграла – лишилась военного флота на Черном море. Не завоевала авторитет на Балканах.
Работа по рядам: Составьте синквейн по теме, с использованием следующей схемы:
-Слово
-Два прилагательных
-Три глагола
-Предложение
-Синоним к слову
Вернемся к эпиграфу.
Какие великие следы оставила эта эпопея? Ваше мнение?
4.Рефлексия.
Будьте добры на листочках с Алгоритмами внизу нарисуйте лестницу и оцените знания, полученные в ходе урока.
Я
ничего не понял/а.
Я усвоил все моменты, но у меня есть пара вопросов.
Мне было интересно поработать, я усвоил всю информацию.
5. Домашнее задание: параграф 14 читать. В рабочей тетради выполнить упражнения 1 и 3. ИЛИ написать воспоминания о войне от имени участника.
Приложение №1
Алгоритмы работы с §14. 8 Б класс 17.03.2016
ФИ___________________________________________
Планы и цели России в Крымской войне:
1)____________________________________________________________________________
2)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Алгоритм № 1
Начальный этап войны
Ярким событием первого периода войны стало:
_____________________________________________________________________________
Дата___________________________________________________________________
Руководитель____________________________________________________________
Результат____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Алгоритм № 2 Героическая оборона Севастополя
Фамилия военного инженера, подготовившего Севастополь к обороне.
_____________________________________________________________________________
Из чего была построена оборонительная система.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Руководители обороны
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата обороны Севастополя
_____________________________________________________________________________
Герои обороны
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сколько дней продолжалась оборона ________________________________________
Итоги Крымской войны:__________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Парижский мир: ________________________________________________________________
Условия:______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Рефлексия: