План-конспект урока истории по теме «Социально-экономическое развитие России в XVII в.».
. Задачи урока 1.Подвести учащихся к пониманию итогов и последствий польско-шведской интервенции и Смуты.
2.Познакомить с новыми чертами, появившимися в сфере экономического развития охарактеризовать социально-экономическое развитие России после Смуты, определить новые черты в социальной и хозяйственной жизни страны.Структура урока
Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.
1). Продолжительный период времени, характеризующийся значительными событиями, явлениями, процессами в природе, общественной жизни, науке, искусстве (эпоха). 2). Один из знаков царской власти (скипетр). 3). Группа бояр во главе с князем Ф.И. Мстиславским, захватившая власть после низложения В. Шуйского (семибоярщина). 4). Военное формирование, созданное во время войны из невоеннообязанных слоев населения (ополчение). 5). Глава русского православного духовенства, сменивший сан митрополита на сан патриарха при активном участии Б. Годунова (Иов). 6).Нижегородский земский староста, инициатор создания второго ополчения (К. Минин). 7). Открытое военное вторжение в пределы другого государства (интервенция). 8). Форма платежа зависимого крестьянина феодалу, при котором расчет производится деньгами или продуктами труда (оброк). 9). Человек, занимающийся беспринципным, рискованным делом в расчете на случайный успех (авантюрист).
По вертикали: 1). Ключевое слово (экономика).
Слово учителя. Сформулируйте название нашей темы.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Проблемный вопрос: Почему в XVII в. по своему экономическому развитию Россия отставала от большинства стран Европы?
Сегодня мы исследуем экономическую жизнь страны в XVII в. В чем проявились новые веяния в экономике? Что тормозило развитие страны? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.
Сообщение темы, задач урока.
План изучения нового материала:1. Последствия Смуты.
2.Сельское хозяйство. Ремесленное и мелкотоварное производство.
3. Мануфактуры4. Внутренняя и внешняя торговля
Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.
Работа по теме урока: Итогом Смуты и иностранных вторжений стало разорение западных и центральных районов страны. О юго-западных землях современники говорили как о «пашне, поросшей лесом», «пустоши, что была деревней». Посевные площади сократились почти в 30 раз. Половина всех деревень в стране совершенно опустела. Главной причиной разорения была нехватка рабочих рук: крестьяне бежали от военного лихолетья на север, за Волгу, уходили к казакам на юг. Но и от оставшихся был небольшой толк: многие не имели теперь ни скота, ни орудий труда, ни денег. Таких крестьян называли бобылями. Во многих районах страны численность дворов бобылей составляла 40%, а в западных районах России — около 70%.
Разорение крестьянских хозяйств было главной причиной запустения многих поместий, оскудения дворянства. Многие из дворян были вынуждены податься в казаки и даже становились холопами у богатых бояр.
Разорены были многие западные и южные города России. В упадок пришли промыслы, ремесленное производство, торговля.
В запустении была и государственная казна. Даже расходы Первого и Второго ополчений, а затем становление новой династии оплачивало не столько само государство, сколько богатые купцы — Строгановы, Светешниковы, Никитины, Гурьевы, Шорины.
Запись в тетради Последствия Смутного времени:
разорение западных и центральных районов страны;
сокращение посевных площадей почти в 30 раз;
сокращение числа рабочих рук;
разорение крестьянских хозяйств;
запустение поместий и разорение мелкого дворянства;
упадок промыслов, ремесленного производства, торговли;
оскудение казны.
Предположите, какие задачи в области экономики стояли перед страной в данный период. (Ученики высказывают свои предположения.)
Главная задача — найти источники экономического возрождения страны.
Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения).
Развитие ремесла. Первые мануфактуры
Вопрос: Что такое мануфактура? (первое капиталистическое предприятие, в котором существует разделение труда, но отсутствует машинный труд, все операции осуществляются вручную).
Задание 1.Работая с п. 3 § 15 учебника и картой на с. 116 , охарактеризуйте важнейшие центры сельско-хозяйственного и ремесленного производства.
Почему первые мануфактуры были тесно связаны с казной?
2. Внутренняя и внешняя торговля.
Слово учителя. В XVII веке произошли изменения и в области торговли. Правительство отменило мелкие поборы, введя единую таможенную пошлину (по 10 денег с рубля, то есть по 5% с покупной цены товара, рубль был равен 200 деньгам, а иностранные купцы по 8% согласно Торговому уставу 1653 года). Огромные пространства государства и трудные дороги не давали возможности мелкому ремесленнику и небогатому купцу отправиться в далекие края. Они сбывали свой товар крупным купцам, которые перевозили его партиями на тысячеверстные расстояния, соединяя, таким образом, отдаленные друг от друга местности. Например, в далеком Красноярске можно было приобрести ярославское мыло, ивановское полотно, точильный камень с Печоры и другие товары. Хозяйственная жизнь одной области начинала зависеть от наличия устойчивых связей с другой. Это и стало началом формирования единого всероссийского рынка (усиление хозяйственных связей и обмена товарами между различными частями страны). Центром рыночных связей стала Москва, здесь производилась торговля по 120 видам товаров.
Появились крупные всероссийские торговые ярмарки (периодически организуемые в установленном месте торги), на которые съезжались купцы из разных мест, например:
Задание 2. Работа учебником п.4 стр.117-119 и заполните таблицу «Внешняя торговля России в XVII веке».
В Россию ввозили | Из России вывозили |
Пряности драгоценности | лен воск деготь |
тонкое сукно | мед лосиные кожи хлеб |
вина | мясо русское полотно |
оружие | смола пеньковые канаты |
Рефлексия.
В XVII в. Россия оставалась феодальной страной, но развитие товарно-денежных отношений начинало создавать предпосылки для формирования капиталистического уклада в будущем. Появились новые источники для пополнения государственной казны.
Домашнее задание(дифференцированное)
Для сильных учеников -Прочитать § 17, стр.120. Работа с документами, ответить на вопросы
Для средних учеников - Прочитать § 17, стр.119 Вопросы и задания, задание №2.
Для слабых учеников- Прочитать § 17, ответить на вопрос: Почему именно Москва оставалась центром торгавли? Дать определение всероссийский рынок.