СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока "ИЗО" 4 класс по теме "Пейзаж родной земли"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока "ИЗО" 4 класс по теме "Пейзаж родной земли"»









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА


по теме:

«пейзаж родной земли»

4 класс




учитель начальных классов

Череватова Людмила Тимофеевна



Тема урока: Пейзаж родной земли.

Цели и задачи: Познакомить учащихся с выразительными средствами художественной деятельности для передачи настроения в природе, с разнообразием пейзажных сюжетов; рисовать по памяти, развивать воображение и творческую фантазию формировать у учащихся представления о пейзаже как о произведении искусства, способным выразить мысли и чувства художника; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, укреплять межпредметные связи.

Расширить понятие о пейзаже. Уметь анализировать пейзажи художников-передвижников, используя понятия тёплые и холодные цвета. Продолжить овладение техникой гуаши.. Уметь эмоционально воспринимать произведения жанра пейзажа, уметь выражать своё отношение к ним на примере работ художников-передвижников.

Оборудование: для учителя – аудиозапись композитора П.И.Чайковского «Времена года», репродукции картин художников пейзажистов.

для учащихся – бумага формата А3, гуашь, кисти, палитра, баночки с водой.









Ход урока

  1. Организационный момент.

  1. Повторение пройденного матер

Учитель: Кто из вас вспомнит и скажет что такое пейзаж?

- Пейзаж – (с фр. – страна, местность) – это жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является местность, естественная или преображенная человеком природа: городские и сельские ландшафты, виды городов, здания.

А какой пейзаж мы с вами будем рисовать мы сможем узнать разгадав загадки:

1-назовите 3 планету солнечной системы

2- японский кроссворд – судоку- р1а

Учитель:1 слово-пейзаж,2 –земля,3-родина.

Тема урока: Пейзаж родной земли

А что мы будем делать на уроке?( рисовать по памяти, развивать воображение и творческую фантазию,

 Ребята, мы с вами изучали разнообразные виды пейзажа. Кто может их назвать? (Сельский, городсой)

Презентация состоит из текста и картинок.

Пейзажи бывают: сельский (рисуют поля, деревенские дома) Слайд 2, городской (изображают разные дома, улицы, виды городов) Слайд 3,парковый пейзаж (изображают уголки природы, созданные для отдыха в городах) Слайд 4архитектурный пейзаж (похож на городской с памятниками архитектуры) Слайд 5исторический пейзаж(изображают архитектурные и скульптурные памятники, связанные с историческими событиями) Слайд 6космический пейзаж (внеземные горизонты) Слайд 7.


  1. Сообщение нового материала.

-Кто-нибудь, ребята, может мне назвать художников того времени? (Левитан, Шишкин).

-На каких уроках мы с вами встречались с художниками?

- Вспомните, с какими видами пейзажа вы знакомились на уроках литературы, окружающего мира? (Сельский, городской).

-Назовите картины, с которыми мы встречались на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира в 3 и 4 классах.

Презентация «Картины на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира.

-Изображая природу, эти и другие русские художники (Куинджи, Саврасов, Пластов) стремились передать определенное настроение, состояние их души, которое затем находило отклик в сердцах людей.

- Но самая красивая природа для человека там, где он родился и вырос. Этот край он видит в любое время, и знает свои места как родного человека.

И очень многое, что не заметит и не поймет путешественник, известно тому, кто здесь живет и трудится.

 Учитель: Ребята, а как вы понимаете такие выражения: «родная земля», «Родина»? (Ответы учащихся)

Совершенно верно. Наша большая Родина – Россия. Природа её разнообразна и очень красива. Есть у нас и горы, и степи, и поля, и луга, и полноводные реки, и маленькие речушки, и безбрежные моря, и озёра.  

 Малая Родина - это то место на Земле, где мы родились, растем, ходим в школу, работаем. Это место мы знаем и любим.

Расскажите, пожалуйста, о своей  Родине, о родных местах. Чем интересны и особенны ваши родные места ?

(Выслушиваем рассказы 2-3 учеников)

У каждого времени года особенный запах и цвет,

Но как совершенна природа, что в целом её краше нет!

Каждое время года имеет свой характер и свое настроение. Мы отправляемся с вами на встречу с временами года.

/Заранее подготовленные учащиеся рассказывают временах года и читают стихи/

1-й ученик: Сошлись как-то вместе четыре волшебника живописца: Зима, Весна, Лето, Осень; сошлись, да и заспорили кто из них лучше рисует?

И начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы леса, луга и поля, а в судьи себе выбрали Красное Солнышко.

Первой взялась за свою волшебную кисть Зима.

2-й ученик:/читает стихотворение А.С. Пушкина/

Учащимся предлагается репродукция картины Пластова А.А. «Первый снег» Слайд 8.

Учитель: Какие чувства вызывает у вас ребята картина «Первый снег»? (Особенное приподнятое настроение от снега).

Сочетание каких цветов преобладает в картине? (Серебристые, коричневые, серо-сизые и белый).

1-й ученик: Но вот пришла весна и стала думать, какую бы картину ей нарисовать?

3-й ученик:/читает стихотворение о весне Плещева А./

Учащимся предлагается репродукция картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели» Слайд 9.

Учитель: Ребята, вы вероятно знаете первые признаки весны? Использовал ли художник их в своей работе? (Грачи прилетели, рыхлый грязный снег, проталины с водой). А какие цвета использовал в своей работе художник? (серо-голубые, солнечный луч, который освещает картину, дает ощущение дыхания весны, картина наполнена весенним свежи воздухом).

1-й ученик: Приступило к работе жаркое лето и взялось за свою волшебную кисть.

4-й ученик /читает стихотворение о лете М.Ивенсена/

Учащимся предлагается репродукция картины А.А.Пластова «Летом»Слайд 10.

Учитель: Какие выразительные средства использовал художник в своей работе? (Яркая цветовая гамма). Отчего так много теплых тонов в картине? (Лето).

1-й ученик: Настала очередь осени рисовать. Для своей работы взяла она краски и отправилась она с ними в лес.

5-й ученик /читает стихотворение об осени А.Твардовского/

Учащимся предлагается репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень» Слайд 11.

Учитель: Какое впечатление произвела на вас эта картина? (Ощущение светлой радости и грусти перед недолговечной и хрупкой красотой осенней поры). Какие цвета преобладают в картине? (золотой, желтый, синий, голубой с небольшим добавлением зеленого – символизирует полноту жизни).

Учитель: Ребята, наступила осень. Перечислите признаки осени, которые вам известны.


/Учащимся предлагается перечислить признаки осени/

Учитель: Какое общее чувство выражено в стихотворениях поэтов и в произведениях художников? (Гордость за Родину, восхищение красотой природы, любовь к родному краю).

Каждый из художников выразил свои чувства и переживания, своё отношение к природе. Они проникли в нашу душу, художникам удалось запечатлеть в своих работах красоту родной природы.

Художники, изображающие в своих картинах природу, называются художники-пейзажисты.

-Так написать, изобразить, создать образ родной природы могли только люди искренне любящие свою отчизну, свою землю. О красоте природы поют песни, пишут стихи.

  1. Дидактическая игра «Музыкальная загадка»

Учитель:- Так написать, изобразить, создать образ родной природы могли только люди искренне любящие свою отчизну, свою землю. О красоте природы поют песни, пишут стихи.

Художник, изображая природу, всегда стремится увидеть, понять, выразить ее настроение и характер (учащимся предлагается прослушать музыкальный фрагмент пьесы П.И.Чайковского «Времена года» - «У камелька» - зима, «Песнь жаворонка» - весна, «Песнь косаря» - лето, «Осенняя песнь» - осень)

Учитель: Какое настроение передает этот музыкальный фрагмент? («У камелька» - мечтательное настроение, музыка медленная, с расстановкой; «Песнь жаворонка» - два оттенка настроения от мечтательно-грустного к светлому; «Песнь косаря» - основная мелодия напоминает народные песни; «Осенняя песнь» - в мелодии преобладают грустные интонации – вздохи, затем возникает трепетное воодушевление).

Физкультминутка.

5.Творческая практическая деятельность учащихся.

Работа в группах.

1 группа рисует зиму, 2 группа –весну,3 –лето,4-осень.

Учитель: Ребята, на сегодняшнем уроке вы будете изображать пейзаж по представлению.

Учитель: Настроения пейзажа можно создать холодными, теплыми, глухими или звонкими цветами. Для этого не забывайте использовать цветовую палитру, использовать только локальный цвет - неправильно.

/На доске представлена методическая таблица по цветоведению/

-Прежде чем вы начнете работу ответьте мне на вопрос: Как правильно компоновать пейзаж? (выбрать как правильно расположить альбом, представить что будешь рисовать, провести линию горизонта, изображения первого плана больше, чем изображения находящиеся дальше, сделать набросок карандашом).

Учащиеся приступают к выполнению практической работы.

В процессе выполнения работы учащимися, учитель контролирует приемы работы, наблюдает, оказывает индивидуальную помощь.

Зрительная разминка « Солнышко»

Физкультминутка

Выполнение работ учащимися под муз . сопровождение А. Вивальди.

6.Рефлексия.

С помощью какого цвета вы выразите свое настроение на уроке?

Удалось ли вам выполнить работу?

Справились с работой все.

Молодцы!

Итог урока.

Выставка и анализ работ.

7.Домашнее задание: нарисовать портрет своего друга.



Литература:

Учебник под редакцией Б.М. Неменского.