СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока литературного чтения "Колыбельные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для обучающихся 2 класса. УМК "Школа России". 

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока литературного чтения "Колыбельные"»

УМК « Школа России» 2 класс (Климанова, Л. Ф., Горецкий, В. Г., Голованова, М. В. Литературное чтение: учебник для 2 класса 1 ч.

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.)



Тема: «Колыбельные. Народные и авторские»

Цель: создание благоприятных условий для знакомства с колыбельными песнями, как жанром устного народного творчества.



Задачи:

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности через знакомство с жанрами устного народного творчества, изучение жанровых особенностей колыбельных песен, сравнение литературных и народных колыбельных песен.

Развивающие: способствовать совершенствованию навыка выразительности чтения, развитию связной речи, умению анализировать прочитанное, обобщать, делать выводы, формированию учебно–информационных умений.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать интерес к народному творчеству, чуткое отношение к родным и близким, чувство прекрасного через тексты колыбельных песен, нравственные качества: доброта, терпение, забота о старших и младших.



Планируемые результаты:

Личностные: воспитание ценностного отношения к семейным традициям, уважения и любви к близким, умение учитывать мнения других людей, ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы.

Метапредметные:

формирование познавательных УУД: развитие умения находить наиболее эффективные способы решения учебных задач, анализировать, сравнивать, обобщать; развитие умения применять имеющиеся знания, умения анализировать средства выразительности прочитанного произведения; формирование регулятивных УУД: развитие умения ставить перед собой задачи; формирование умения учащихся самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, искать и выделять необходимую информацию, анализировать объекты с целью выделения признаков, умение осуществлять саморегуляцию;

формирование коммуникативных УУД: формирование умения строить диалогическую и монологическую речь, развитие навыка чтения, умения слушать других, отстаивать свою точку зрения

Предметные: формирование представления о жанровых особенностях колыбельных песен, умение сравнивать народные и авторские песни, развитие навыка чтения, развитие правильной литературной речи, четкой дикции, образного и логического мышления, внимания учащихся, развитие умения работать с текстом: читать, анализировать, определять тему, отвечать на вопросы.



Основные образовательные ресурсы: музыкальная аппаратура, дидактический материал.

Форма урока: традиционная.



Ход урока

I. Организация начала урока.

1) Приветствие

У.: Здравствуйте, меня зовут Анастасия Николаевна, сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.

2) Проверка готовности к уроку

У.: Посмотрите, все ли у вас готово к уроку: учебник, дневник, ручка.

3)Мотивация к учебной деятельности

Тихо сели на свои места.
Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.

Улыбнитесь друг другу.
Глазки тихо закрываем,

Руки к небу поднимаем.
Лучи солнышка возьмём,
И к сердечку поднесём.

У.: Вы чувствуете солнечное тепло? Пусть сегодня на уроке будет тёплая, дружеская атмосфера, которую вы сохраните до конца урока.

У.: Каким вы хотите, чтобы сегодня был урок?

О.: Интересным, запоминающимся, необычным…

У.: А что нам для этого надо сделать?

О.: Активно работать, поднимать руку, слушать учителя…

II. Актуализация умений и знаний.

1) Индивидуальная работа

У.: А теперь давайте поработаем индивидуально , вспомним жанры устного народного творчества, с которыми вы уже знакомы. Сейчас я раздам вам таблицы, в которых представлены примеры различных жанров народного творчества, а вы должны определить их.

Отрывки








Жили-были дед и баба. Была у них курочка Ряба.

Днём спит, ночью летает и мышек хватает.


Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах.

Мышка бежала, каши пожевала,
К тебе подбежала: выходи вон!


Прыжок с подвыподвёртом.


Как по речке, по реке
Ехал рыжий на быке.
Рыжий красного спросил:
-Чем ты бороду красил?
-Я не краской, не помазкой,
Я на солнышке лежал,
Кверху бороду держал.

отгадка








Оценка работы обучающихся на данном этапе

У.: Молодцы, ребята! Вы отлично запомнили материал прошлого урока. Теперь мы можем двигаться дальше.


IV. Открытие новой темы, целеполагание

У.: Сегодня на уроке мы с вами узнаем что-то новое и постараемся помочь друг другу, если в этом будет необходимость. А сейчас я попрошу вас внимательно посмотреть на доску.

На доске слова: 

СПАЛЬНЯ

ТЕПЛАЯ КРОВАТКА

СЛАДКИЙ СОН

МАМА

ПЕСНЯ

НЕЖНЫЙ, МЯГКИЙ ГОЛОС

У.: Прочитайте эти слова. Какую картину вы представили? Сделайте предположение, о чем пойдет речь сегодня на нашем уроке?

У.: Положите голову на руки, закройте глаза и послушайте.

(Исполняется колыбельная песня, аудиозапись)

У.: Подтвердилось ли ваше предположение? Что вы сейчас прослушали?

О.: Колыбельную песню.

У.: Что вам помогло определить, что это колыбельная песня?

О.: Мелодия  нежная, тихая, ласковая, присутствуют слова «баю-баю»

У.: Кто обычно исполняет колыбельные? Когда и зачем? Как их поют?

О.: Мамы поют их своим малышам, чтобы их убаюкать.

У.: Да, ребята, это колыбельная песня или мамина песня. Сегодня колыбельная песня пришла к нам на урок.

2) Постановка учебной задачи.

У.: Что бы вы хотели узнать о таком жанре как колыбельная песня?

О.: Как появились колыбельные песни? С какой  целью сочинялись? Какие особенности есть у колыбельных песен? В чем их таинство?

У.: С вашей помощью я составила задачи, которые мы постараемся решить сегодня на уроке:

  • выявить особенности жанра колыбельной песни;

  • сравнить литературную и народную колыбельную песню;

  • попробовать понять, как колыбельные песни влияют на состоянии людей.


V. Открытие новых умений, знаний

1) Групповая работа

У.: Чтобы выполнить первую задачу, поработаем в группах. Вспомним правила работы в группе. 

Правила работы в группах

- не говорить всем сразу;

- всем смотреть на говорящего (учителя или ученика);

- перед работой нужно договориться, кто что будет делать;

- не спорить зря, а доказывать, объяснять;

- стараться понять друг друга;

- возражая или соглашаясь с другим, обращаться к говорящему лично: «Саша, ты не сказал, что …».

У.: Вам предстоит обсудить и совместно решить тесты, отметив правильный ответ галочкой.


(Дети работают в группах, выполняют тест  для каждой группы)

Тест «История появления колыбельных песен»

1. От каких слов произошло слово «колыбельная»?

байка;

игра;

погремушка.

2. Кто мог быть создателем колыбельных песен?

животные;

птицы;

люди.

3. С какой целью исполняли колыбельные песни?

поиграть;

побегать;

убаюкать.

4. Как исполнялись колыбельные песни?

громко;

грубо;

певуче.

У.: Обобщим наши знания.

От какого слова произошло слово «колыбельная»? Ответ первой  группы детей.

У.: В народе колыбельные зовут байками. Это  название произошло от глагола «баять». Значение этого слова мы можем найти в словаре Даля Владимира Ивановича (учитель показывает словарь). Баять и байкать – значит  говорить, болтать, беседовать, рассказывать; баить ребенка, байкать, баюкать – значит, припевая укачивать, усыплять.

У.: Кто мог быть создателем колыбельных песен? Ответ  второй группы детей.

У.: Колыбельные в древности создали матери, качая своих малышей в особых кроватках - колыбельках. Слово «колыбель» происходит от слов «колебать», «колыхать», «качать». Покачивая колыбельки матери, нянюшки, бабушки припевали разные припевы.

У.: С какой целью исполняли колыбельные песни? Ответ  3 группы детей.

У.: Колыбельная песня исполняется нежно, негромко. Ее мотив однообразный, но добрый, успокаивающий, чтобы малыши  хорошо засыпали. Колыбельные песни пелись в старину без музыкального сопровождения, «речитативом».


2) Словарная работа

Заглянем в толковый словарь В.И. Даля,  прочитаем, что такое речитатив:

речитатив – напевная речь в вокально-музыкальном произведении,

читать речитативом – значит читать нараспев.

У.: Молодцы, вы отлично справились с заданием и смогли решить первую задачу нашего урока.


VI. Физминутка

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки вверх,

Шевелитесь пальчики

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадёмся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернём.

Теперь садимся тише, тише

Притихнем, словно в норках мыши.


VII. Открытие новых умений, знаний (продолжение)

У.: Мы с вами познакомились с таким жанром народного фольклора, как колыбельные. Давайте определим, какие жанровые особенности колыбельных вы узнали?

О.: эти песни создавались мамой или няней для того, чтобы убаюкать ребёнка, предупредить и защитить от опасностей. Мотив колыбельных простой, однообразный, но с добрыми ласковыми интонациями, чтобы малыш спокойно уснул.

У.: Молодцы, вы были очень внимательны!

У.: В начале урока вы слышали народную колыбельную песню. Народные колыбельные песни приобщают к родным мелодиям, в них описывается богатая и счастливая жизнь, прогнозы на будущее, есть призывы к небесным покровителям, описание опасностей.

У.: Прослушайте народную колыбельную. Какие чувства вызывает колыбельная?

О.: Чувство спокойствия, защищённости, домашнего уюта.

У.: Какие строки особенно понравились? (ответы обучающихся)

У.: Какие слова повторяются? (ответы обучающихся)


3) Речевая разминка

Чтение начнем с речевой разминки:

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!

У.: Читаем шёпотом,

- Немного громче,

- А теперь читаем громко и внятно,

- Читаем скоро и быстро /3-4 человека/


4) Выразительное чтение

У.: Поработаем над выразительным чтением песни. Вспомним памятку по выразительному чтению:

1) Правильно ставь ударение.

2) Соблюдай паузы.

3) Выбери силу голоса (тихо, громко).

4) Определи темп (быстро, медленно)

5) Читай эмоционально.

У.: Как надо читать колыбельную? Что хотим показать голосом?

О.: Нежно, ласково, с теплотой и любовью, заботой и нежностью.

У.: Какой мы выберем тон и темп чтения?

О.: Спокойный, негромкий, небыстрый, напевный.
У.: Наблюдаем за знаками препинания. Прочитайте колыбельную соседу по парте  вполголоса. Оцените выразительное чтение соседа и поставь оценку.


5) Знакомство с авторской колыбельной песней. М. Ю. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный...»

У.: Мы познакомились с народными колыбельными песнями. Эти песни пели бабушки, а теперь поют ваши мамы. А как думаете, кто ещё мог сочинять колыбельные песни?

О.: Поэты.

У.: Как вы думаете, как называются песни, которые сочиняют поэты? (ответы обучающихся).

У.: Давайте познакомимся с авторской песней, которую написал великий русский поэт М. Ю. Лермонтов.

У.: Закройте глаза, прослушайте колыбельную и расскажите, какие картины вы себе представили? (ответы обучающихся).



VIII. Закрепление открытых умений и знаний

У.: А теперь сравним народные и авторские колыбельные. Сделаем выводы Что объединяет  авторские  и народные колыбельные песни? Чем они похожи?

О.: Ласковый тон, замедленный темп, напевность речи матери.

У.: Чем  они отличаются?

О.: У литературной колыбельной песни более сложные слова, выражения, в них другой ритм и меняющаяся мелодия.

У.: Правильно, молодцы!


IX. Итог урока

У.: Итак, с каким жанром русского фольклора мы сегодня познакомились?

О.: С колыбельными песнями.

У.: Какие бывают колыбельные песни?

О.: Народные и авторские.

У.: Так как же колыбельные песни влияют на человека?

О.: Успокаивают, настраивают на хорошие дела, проникают во внутренний мир человека.

У.: А почему это происходит?

О.: Их поет мама с теплотой и любовью, заботой и нежностью.

У.: Только ли маленьким детям нужны колыбельные песни?

О.: Всем людям, независимо от возраста, так как они настраивают на добрые дела, вселяют в наши сердца добро, несут в себе чувство защищенности, спокойствия.


X. Подведение итогов урока. Рефлексия

У.: Наш урок подходит к концу. Оцените свою работу на уроке, использую таблицу:


1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6.Материал урока мне был




активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен



XI. Домашнее задание

У.: Дома вы запишите колыбельные, которые вам пели мамы и красочно оформите свои листочки. Они станут страницами нашей книжки, которую так и назовём: «Мамины песни».