План-конспект урока
по литературному чтению
4 класс
Тема: Немецкая народная сказка
«Три бабочки»
Учитель: Зуева Елена Владимировна
Тема: Немецкая народная сказка «Три бабочки».
Цель: продолжить знакомство со сказками народов мира; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; учить понимать поступки героев; развивать память, речь, мышление, воображение.
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, увеличивать темп чтения вслух, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: Р - формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, оценивание своей работы на уроке, П – анализ художественного текста, выделение в нём главной мысли, поиск необходимой информации в книге, К – ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе; личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, красота человеческих отношений), проявление интереса к чтению и изучению творчества разных народов.
Оборудование: компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор, презентация, кроссворд.
Ход урока
I. Организационный момент. Психологический настрой
- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения.
II. Речевая разминка
- Прочитайте стихотворение самостоятельно.
Бабочка
Я у жёлтой бабочки
Тихо-тихо спрашивал:
Бабочка, скажи мне,
Кто тебя раскрашивал?
Может, это лютик?
Может, одуванчик?
Может, жёлтой краской
Тот соседский мальчик?
Или это солнышко
После скуки зимней?
Кто тебя раскрашивал?
Бабочка, скажи мне!
Прошептала бабочка,
В золото одета:
- Всю меня раскрасило
Лето, лето, лето!
А. Павлова
- Прочитайте стихотворение медленно.
- Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
- Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.
- Прочитайте скороговоркой.
- Прочитайте выразительно.
III. Актуализация знаний
- Какую картину вы представили при чтении этого стихотворения?
- Что вы знаете о бабочках?
- Где мы можем узнать информацию о них?
(В энциклопедиях, в интернете, в книгах о бабочках.)
(Просмотр видеоролика «Бабочки»)
IV. Самоопределение к деятельности
- Разгадайте ребус.
3
,,,,
(Три бабочки)
- Откройте свои учебники на стр. 50 и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
( Сегодня на уроке мы познакомимся с немецкой народной сказкой «Три бабочки»)
- Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о чём эта сказка?
- Определите цели урока.
V. Работа по теме урока
Рассказ учителя о немецком народе
- Немцы народ составляющий основное население Германии (слайд карта Европы). Немецкие сказки всегда очень интересны и поучительны. В этом вы сегодня убедитесь.
Знакомство со сказкой «Три бабочки»
1.Чтение сказки сильным учеником.
- Ребята, какие чувства возникли у вас при чтении этого произведения?
- Что было непонятно?
2. Словарная работа.
- В сказке вам встретились малознакомые слова и выражения, давайте поработаем с ними.
Все дни напролёт (без перерыва, без конца). Дождь ещё пуще (сильнее) льёт.
VI. Физкультминутка
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – полетела.
У реки остановилась,
Над водою покружилась.
VII. Продолжение работы по теме урока
1.Повторное чтение и работа над содержанием сказки по вопросам и заданиям 1-3 на с.51 учебника.
- Какой иносказательный (скрытый) смысл содержится в этой сказке? Объясните.
(-Я думаю, что в сказке рассказывается о взаимной поддержке, которая должна быть среди людей.)
- В словах, какого персонажа сказки содержится главная мысль?
(- Главную мысль высказало солнышко: «Есть же на свете такая верная дружба».)
- Подумайте, на каких реальных (действительных) особенностях природы основан диалог бабочки и цветов. Почему лилия выбрала белую бабочку, а тюльпан – красную?
(- Бабочки не просто порхают над цветами. Они лакомятся нектаром этих цветов. Чтобы быть незаметными для своих врагов, бабочки выбирают цветы, которые схожи с ними по цвету.)
- Чему учит эта сказка?
2. Работа в группе.
- Данные пословицы распределите в две группы.
Доброе братство дороже богатства. |
Дружба в любой беде опора. |
Лучше друг верный, чем камень драгоценный. |
Кто разделяет с тобой трудную минуту – настоящий друг. |
Не имей сто рублей, а имей сто друзей. |
Один за всех и все за одного. |
- Назовите пословицы, подходящие к сказке.
- Как можно определить тему пословиц другой группы.
(Дружба дороже денег.)
- Объясните почему?
3. Работа в группе.
- Подумайте, какими качествами должны обладать настоящие друзья. Запишите на листочках-лепестках будущей ромашки.
(Дружелюбие, доброта, честность, верность, доверие, понимание, отзывчивость и т. д.)
2. Работа в парах.
Раскрасить бабочку одну на двоих и посадить на ромашку.
- Посмотрите, какая красивая получилась ромашка, какие разные получились бабочки, и всем хватило места. Так и мы с вами, все разные, но очень хорошо, когда мы дружим. Потому что дружба одна из важнейших вещей на Земле, а верная дружба это дар, который нужно беречь.
VIII. Рефлексия
- Выберите любое начало предложения и продолжите его.
● Сегодня на уроке мы говорили о …
● После урока мне захотелось …
● Сегодня я сумел …
IX. Подведение итогов урока
- С какой сказкой вы сегодня познакомились?
- Какому народу она принадлежит?
- В народе говорят «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
- Чему учит эта сказка?
X. Домашнее задание (дифференцированное)
1. Пересказать сказку.
2. Придумать сценарий сказки, чтобы её можно было поставить на сцене.
Заключительное слово учителя.
- Ребята, растите добрыми, дружелюбными, такими, как бабочки. В завершении урока послушаем и споём песню о друзьях.