Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Благодатенская средняя общеобразовательная школа»
Касторенского района Курской области
План-конспект
открытого урока литературного чтения
В. Бианки «Приключения Муравьишки».
Правда и вымысел в сказке.
3 класс
Учитель: Зуева Елена Владимировна
2017г.
Тема: В. Бианки «Приключения Муравьишки». Правда и вымысел в сказке В. Бианки.
Тип урока: урок решения учебной задачи.
Цели: познакомить с жизнью и творчеством В. Бианки; учить видеть и понимать окружающую природу, находить в художественном тексте средства художественной выразительности, позволяющие увидеть созданный автором образ, работать с текстом (определять тему, основную мысль, структуру произведения), составлять собственное высказывание.
Планируемые результаты: предметные: определять в художественном тексте средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение и т. д.); метапредметные: самостоятельно искать, отбирать, перерабатывать и доносить информацию; делать выводы на основе осмысления полученной разными способами информации; аргументировать свою точку зрения, уважая мнение других; личностные: проявлять бережное отношение ко всему живому.
Метод обучения:
Частично-поисковый;
Метод решения учебных задач.
Оборудование: выставка книг В.В. Бианки, магнитная азбука, презентация, компьютер, проектор, экран, карточки с заданиями, видеозапись мультипликационного фильма по произведению Бианки.
Ход урока.
1. Организационный момент.
-Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас на уроке.
Улыбнитесь друг другу. Садитесь. Приступим к работе.
Слайд
«Я слышу – я забываю,
Я вижу – я запоминаю,
Я делаю – я понимаю» гласит пословица.
Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение.
2. Самоопределение к деятельности.
Слайд
- Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие, но в путешествие необыкновенное. Закройте глаза и послушайте.
Когда в душистом сосняке
Присядешь летом на пеньке
Внимательно вглядись вокруг –
Ты многое заметишь, друг!
Лучинку тащит муравей,
Спешит куда-то меж корней
Большой сосны. На толстый сук
Уселся золотистый жук.
Порхает легкий мотылек,
Пьет хоботком душистый сок,
И собирает мед пчела.
Все заняты, у всех дела!
Мой друг, внимательно вглядись,
Волшебную увидишь жизнь!
– Итак, куда мы отправляемся в путешествие? (В лес.)
- А почему именно в лес.
(Изучаемый нами раздел называется «Люби всё живое».)
- Что значит для вас «любить все живое»?
( Люби живое – это значит береги всё живое, растения, животных. Авторы обращаются к нам с призывом: «Люби все живое!». Они хотят, чтобы мы бережно относились к природе, к животным, берегли и охраняли их.)
– Лес – это сказочный уголок живой природы, который нас радует в любое время года, завораживает и притягивает своей красотой, тайнами и загадками.
– В путешествие мы отправимся с героями произведения.
Слайд
Упражнение «Составь слова»
- Из данных букв соберите слова.
РЕКЯЛИЧПЮНИ УИАШРЬКМВИ
Слайд
(Приключения Муравьишки).
3. Актуализация знаний. Постановка темы урока.
- Это произведение, с которым вы познакомились дома самостоятельно.
- Кто автор этого произведения?
Слайд
- Знакомы ли вам другие произведения Бианки?
- О чём он пишет?
- А почему Виталия Бианки так интересовала природа?
Родился он в семье учёного-орнитолога (знатока птиц), хранителя коллекций зоологического музея в Петербурге. Мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик. Любовь к природе, к животным передалась и маленькому Виталию.
А первая встреча с природой была неожиданной: Виталий вдруг увидел голубых лягушек, поймал одну из них, зажал в кулак и побежал показывать чудо. Прибежав, домой, он с криком «Голубые лягушки!» разжал кулак, и все увидели на ладони обыкновенную бурую лягушку. Валентин Львович сразу объяснил сыну, в чем дело: оказывается, некоторые земноводные, когда они сыты, здоровы и им тепло, любят «петь» и от огромного количества воздуха, которое они вбирают в себя, меняют цвет. Зажатая в руке лягушка оказалась обыкновенной. Чудо не произошло, но произошло очень важное событие: для маленького Бианки совершенно с новой стороны раскрылись законы природы. Он вдруг понял, как природа интересна, полна тайны, сколько в ней богатства и волшебства.
Окончив университет, Виталий Валентинович побывал с экспедициями в самых разных уголках страны и везде изучал природу, накапливал впечатления. Природа и стала главным героем его произведений.
Читая произведения Бианки, мы не только с интересом следим за развитием событий, но и каждый раз получаем достоверные научные сведения о природе.
-Можно ли произведение Бианки «Приключения Муравьишки» назвать научно-познавательным? Что же в произведении Бианки правда, а что вымысел?
- Сформулируйте цель урока, в чём мы должны разобраться?
( Выяснить, что в произведении Бианки правда, а что вымысел.)
4. Решение учебной задачи.
- К какому жанру можно отнести «Приключения Муравьишки»? Докажите, что мы можем назвать это произведение сказкой.
(Герои разговаривают.)
- Как называется такой литературный приём?
(Олицетворение.)
- Прочитайте начало произведения. Какие научные сведения содержит этот отрывок.
(У муравьёв ведь строго: только солнышко на закат – все домой бегут. Сядет солнце, - муравьи все ходы и выходы закроют – и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй.)
- Что вы знаете о муравьях?
( Муравьям приходится много бегать по окружающей местности в поисках пищи, чтобы накормить своих товарищей. Но бегают не все. У муравьев строгое разделение труда: одни занимаются домашним хозяйством, подновляя и очищая муравейник, другие ухаживают за молодняком, третьи дежурят у входов, готовые отразить врага, а вот четвёртые уходят далеко от муравейника и занимаются добыванием пищи.)
- А знаете ли вы, как муравьи ориентируются и находят дорогу домой?
(Свои пути муравьи метят, прикасаясь брюшком к земле и выделяя пахучие вещества – ФЕРОМОНЫ.)
- А что вы узнали о самом Муравьишке из текста рассказа? Что с ним произошло?
- Кто же первым пришёл на помощь Муравьишке?
Слайд
(Гусеница-Землемер)
-Зачитайте, как автор поясняет название гусеницы?
(Зачитывают)
(Она называется так потому, что гусеница пяденицы (землемера) ползёт очень своеобразно, подгибая заднюю часть тела к передней, а потом выбрасывая переднюю часть вперёд. Как бы измеряя проходимый путь пядью или землемерной цепью.)
Слайд
- Кто следующим пришёл на помощь Муравьишке?
(Паук-Сенокосец)
- Какие средства художественной выразительности при описании Паука-Сенокосца использует автор?
(Сравнение (ноги как ходули))
- Какой главный признак пауков отмечает автор?
(Восемь ног)
Слайды
- Перечислите по порядку всех остальных помощников Муравьишки.
- Проведём небольшое исследование. Сравним тексты, взятые из детских энциклопедий о природе, напечатанные на карточках и отрывки из сказки В. Бианки «Приключения Муравьишки».
Задание
Прочитайте и подчеркните одинаковые слова и выражения, которые использованы при описании насекомых.
Жужелица.
У неё мощные челюсти и длинные ноги. Многие жужелицы окрашены в тёмные тона и активны в сумерках. На своих шести ногах жужелица может пробежать километр, а то и два в поисках добычи.
Отрывок из энциклопедии «Что такое кто такой» Том 1.
Жужелица.
Только успел Муравьишка вскарабкаться Жужелице на спину, она как пустится бежать! Ноги у неё ровные длинные, как у коня.
Бежит шестиногий конь, бежит, не трясётся, будто по воздуху летит.
Отрывок из сказки В.Бианки «Приключения муравьишки».
Водомерка.
На поверхности воды живут клопы-водомерки. Удерживаться на поверхности воды водомеркам помогают длинные, широко расставленные ноги и то, что нижняя сторона их тела не смачивается водой. Скользя по воде, они охотятся на мелких, падающих в воду насекомых.
Отрывок из энциклопедии «Что такое кто такой» Том 1
Водомерка.
Стой-ка, я Водомерку кликну: будет тебе перевозчик.
Затрещал по-своему, глядь – бежит по воде лодочка на ножках.
Подбежала. Нет, не лодочка, а Водомерка-Клоп.
- Водомер, Водомер, снеси меня домой! У меня ножки болят.
- Ладно, садись, перевезу.
Сел Муравьишка. Водомер подпрыгнул и зашагал по воде, как посуху. А солнце уж совсем низко.
- Миленький, шибче! – просит Муравьишка.-Меня домой не пустят.
- Можно и пошибче - говорит Водомер.
Да как припустит! Оттолкнётся, оттолкнётся ножками и катит-скользит по воде, как по льду.
Отрывок из сказки В.Бианки «Приключения муравьишки»
- Проверим
- Сделайте вывод о том, совпадают ли наблюдения Бианки с научным описанием.
Вывод: Наблюдения Бианки совпадают с научным описанием.
5. Физминутка
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом.
Крылья пёстрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре –
Полетели, закружились.
6. Продолжение работы по теме урока.
- Кто после Водомерки помогал Муравьишке добраться домой?
(Майский Хрущ)
- Зачитайте этот эпизод.
-С чем сравнивает автор крылья жука?
(Крылья у Жука точно два перевёрнутых корыта.)
- Кто из животных отказал Муравьишке в помощи?
(Гусеница-Листовёртка)
- Почему она отказала?
(Она была занята работой.)
- Как на это отреагировал Муравьишка?
(Укусил гусеницу)
- Прочитаем этот отрывок по ролям.
- Давайте попробуем рассудить, кто из них Муравьишка или Гусеница-Листовёртка поступили не совсем правильно?
-Какой вывод для себя мы должны сделать, проанализировав поступки героев?
(Надо просить о чём-то вежливо. И отказывать надо в том случае, если действительно ничем не можешь помочь. Но отказывать надо так, чтобы не обидеть другого).
Слайд
- Давайте с вами восстановим маршрут Муравьишки.
Тест
- А теперь, я предлагаю ответить на вопросы теста.
Слайды.
- По каким признакам вы догадались, что события происходят летом?
(Скошенная трава, картофельная ботва….)
- Посмотрм, какими увидели художники-мультипликаторы героев произведения В. Бианки «Приключения Муравьишки».
- Понравился вам мультфильм?
- Похожи ли ваши герои на героев, которых создали художники?
7. Рефлексия
- За что бы вы себя похвалили?
- Что вам захотелось сделать после этого урока?
8. Подведение итогов.
- И так, что же в произведении В. Бианки правда, а что вымысел?
(Произведение В.В. Бианки «Приключения Муравьишки» сказочное, потому что в нём животные разговаривают, думают, переживают. Но есть и научное обоснование многих особенностей жизни животных.)
- Какие художественные приёмы использовал автор в своём произведении?
- Можно ли это произведение назвать научно-познавательным?
- Что автор хотел сказать нам этой сказкой?
(Мы должны заботиться и бережно относиться ко всему живому, будь то огромное красивое животное или крошечное, неприметное насекомое.)
9. Домашнее задание
Подготовить пересказ от имени Муравьишки. Нарисовать или вылепить из пластилина понравившегося животного.