Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока музыки "Музыка вокальная и инструментальная", 5 класс»
План-конспект урока музыки в 5 классе
по теме «Музыка вокальная и инструментальная»
Учитель: Футанова О.А.
Цель урока: формирование интереса к разным видам искусства.
Тип урока: вводный расширенный.
Задачи урока:
вспомнить виды искусства;
познакомиться с жанрами вокальной и инструментальной музыки;
показать взаимосвязь музыки и литературы;
развивать вокально-хоровые навыки пения;
воспитывать познавательную активность учащихся.
Сценарий урока:
1. Огрмомент – музыкальное приветствие.
2. Беседа о жанрах разных видов искусства (презентация, прослушивание фрагментов произведений).
3. Работа в тетради (заполнение таблицы):
Жанры вокальной и инструментальной музыки
Вокальная музыка | Инструментальная музыка |
Песня | Пьеса |
Романс | Симфония |
Вокализ | Опера |
Опера | Балет |
Кантата | Увертюра |
Оратория | Сюита |
4. Беседа о родстве музыки и литературы:
Что лежит в основе музыкальных и литературных произведений?
Что вдохновляет на их создание композиторов, писателей, поэтов?
Сюжеты, темы, образы музыки и литературы имеют один общий источник – это окружающая нас реальная жизнь, и поэтому мы видим так много общего между этими видами искусства, хотя и выражается оно разными средствами, в разных формах и по-разному воздействует на нас.
Единым стержнем этих искусств является интонация.
Разнообразные интонации: ласковые и уверенные, печальные и торжественные, спокойные и взволнованные, жалобные и величественные… Мы слышим их и в разговорной, и в литературной, и в музыкальной речи. Художественное слово всегда стремится быть более певучим, музыкальным. А музыка желает быть понятной и доступной, приблизиться к разговорной речи. Благодаря выразительности музыкальных интонаций мы отличаем музыку народную от композиторской, русскую от зарубежной, старинную от современной. Интонационная природа музыки позволяет почувствовать и понять особенности музыкального языка разных композиторов, различить их стиль письма. То же происходит и в литературе.
5. Пение (угадать по мелодии песню и исполнить хором, выявить жанровые и стилистические отличия): р.н.п. «Вниз по матушке по Волге» и романс Э.Грига «Заход солнца».
6. Работа в тетради (заполнение таблицы):
Музыка, связанная с литературой | Музыка, не связанная с литературой |
Песня | Вокализ |
Романс | Пьеса |
Опера | Симфония |
Балет | Концерт |
Кантата | Сюита |
Оратория | |
Увертюра | |
Сюита | |
7. Итог урока (рефлексия):
Чем отличается вокальная музыка от инструментальной?
Какие жанры вокальной и инструментальной музыки вам известны?
Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?
Что потеряла бы она, если бы не было ни поэзии, не прозы?
8. Домашнее задание:
Повторить основные жанры вокальной и инструментальной музыки.
Составить вопросы по теме урока для своих одноклассников.
3