СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока музыки в 5 классе по теме «Поющие стихи»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока музыки в 5 классе по теме «Поющие стихи»»

План-конспект урока музыки в 5 классе

по теме «Значение слов в вокальной музыке»

Учитель: Футанова О.А.


Цель урока: формирование знаний о взаимосвязи слова и мелодии в вокальной музыке.

Тип урока: комбинированный.

Задачи урока:

  • вспомнить жанры вокальной музыки;

  • выявить значение песни в жизни русского народа;

  • развивать вокально-хоровые навыки;

  • воспитывать познавательную активность учащихся.


Сценарий урока:

Урок сопровождается презентацией «Слово и музыка – два великих начала искусства».

1. Огрмомент – музыкальное приветствие «Доброе утро».

2. Беседа о вокальной музыке.

Откройся мысль! Стань музыкою, слово!

Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!

Н.Заболоцкий

Вокал в переводе с итальянского – голосовой. Вокальная музыка предназначена для пения. Пение – самый древний вид искусства – было связано с магическими действиями, с танцем, со словом. Наши предки пытались воздействовать своим пением на явления природы.

Самый распространённый жанр музыкально-литературного творчества – песня.

Если вдуматься в смысл таких высказываний, как «Вся Россия просится в песню», «С песней на Руси родились», «С доброй песней и жизнь хороша», то становиться очевидным, что жизнь русского народа немыслима без песни. Песня – душа народа. В ней отражаются особенности народного характера, речи, удивительная природная музыкальность народа, его открытость добру и любви, красота родной природы. Песня хранительница истории, народных традиций, обрядов и обычаев.

Нельзя однозначно сказать, что важнее в человеке – ум или сердце, а в песне – слова или мелодия. Именно в сочетании слова и напева, жеста и музыкального сопровождения рождается народная песня. Не случайно в народе употребляют выражение «складывать песню».

3. Чтение фрагмента рассказа М.Горького «Как сложили песню».

Беседа по содержанию теста.

4. Пение.

Вспомнить и напеть сольно и хором известные детям русские народные песни разных жанров.

5. Рассказ учителя о творчестве И.Сурикова.

Иногда народные песни основывались на авторских стихотворениях, близких по характеру словам народных песен.

Как кому на свете

Дышится, живётся –

Такова и песня

У него поётся…


Жизнь даёт для песни

Образы и звуки:

Даст ли она радость,

Даст ли скорбь и муки,

Даст ли день роскошный,

Тьму ли до рассвета –

То и отразится

В песне у поэта.


Так писал о песне русский поэт XIX века Иван суриков, многие стихи которого стали народными песнями.

6. Слушание р.н.п. «Тонкая рябина» на стихи И.Сурикова в разном исполнении, беседа по содержанию текста, об особенностях мелодии и инструментального сопровождения.

7. Вывод урока.

Слово и музыка – два великих начала, две стихии искусства. На протяжении многих веков они непрерывно по-разному взаимодействуют друг с другом. Их столкновения и примирения порой рождают шедевры музыкального искусства.

Стихотворный текст придаёт музыке особое звучание. Он обогащает её смыслом, оттенками чувств, красочностью тембров. Но не каждое стихотворение может стать основой музыкального произведения. Оно должно быть по-особенному мелодичным и ритмичным, должно состоять из благозвучных слов, которые легко поются.

Творчество композитора превращает стихотворение в музыкальное произведение. Так поэзия становится частью музыки. Её интонации, ритмы, рифмы подчиняются законам музыки.

Талантливая музыка как бы заново открывает известное стихотворение, даёт ему вторую жизнь.

А случается и так, что музыка возрождает к жизни стихотворение, которое, не прикоснись к нему великий композитор, давно было бы забыто. Такое «чудо прикосновения» происходит с творчеством многих поэтов, чьи скромные стихи составляли как бы «второй план» литературы.

Мало кто знаком с поэзией Нестора Кукольника, однако все знают стремительную «Попутную песню» и нежно-задумчивого «Жаворонка» М.И.Глинки.

8. Слушание «Попутной песни». Беседа по тексту и характеру звучания произведения. Историческая справка о первой РЖД.

9. Разучивание романса «Жаворонок». Работа над распевами и скачками в мелодии.

10. Домашнее задание.

Сочинить мелодию к любому лирическому четверостишию.








3