План-конспект урока на тему «Антонимы» в 5 классе (на материале рок-текстов В. Цоя и С. Галанина)
Тема: Антонимы.
Цели урока: изучить стилистические функции антонимов на материале поэтических текстов современных рок-музыкантов (Виктора Цоя и Сергея Галанина).
Задачи:
1) Образовательные: систематизировать и обобщить знания лексики, вспомнить уже изученные классы слов.
2) Развивающие: создание условий для развития регулятивных УУД (самостоятельно формулировать выводы на основе своих наблюдений, анализа языкового материала); развитие памяти, внимания; речи, операции мышления для решения проблемной ситуации; коммуникативных навыков (готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение) средствами различных приемов работы с текстом.
3) Воспитательные: создать условия для воспитания устойчивого интереса к предмету, любви к русскому языку; воспитать языковой эстетический вкус (осознание богатства языка).
4) Коррекционная: развитие устной речи учащихся.
Планируемые результаты:
1. Личностные УУД: развитие интереса у учащихся к русскому языку, совершенствование их знаний умений и навыков, умение анализировать современный языковой материал.
2. Коммуникативные УУД: формирование умения работать в коллективе, высказывать свою точку зрения и слушать других.
3. Познавательные УУД: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, изучение богатства речи на основе рок-культуры.
Тип урока: изучение нового материала.
Целевая аудитория: 5 класс.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.
УМК: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. Русский язык. 5 класс. М.: Просвещение, 2019. 303 с.
Ход урока
1. Мотивационный этап.
Здравствуйте, дети, за окном замечательная погода, вы такие красивые, давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся и будем плодотворно работать, чтобы получить хорошие оценки. Но сегодня у нас будет очень интересный урок, мы с вами погрузимся в богатый мир русской рок-поэзии.
2. Этап активизации знаний.
Для того чтобы вспомнить материал прошлого урока, давайте проведём игру: «Угадай слово». Я читаю лексическое значение слов, а вы записываете эти слова в тетрадь.
Совокупность графических знаков буквенной системы письма.
Фраза перед произведением или главой, поясняющая идею, смысл текста.
Красная строка, отступ вправо в начале строки.
Краткая дословная выдержка из художественного произведения или научного труда.
Слова, одинаковые или близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.
Раздел лингвистики, изучающей лексику.
Слова, имеющие одно лексическое значение.
Слова, имеющие несколько лексических значений.
Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению.
Ответы: алфавит, эпиграф, абзац, цитата, синонимы, однозначные, многозначные, омонимы.
Дети, а вы помните, какой большой раздел русского языка изучает все эти понятия? (Лексика)
3. Этап целеполагания.
И есть чем платить, но я не хочу победы любой ценой.
Я никому не хочу ставить ногу на грудь.
Я хотел бы остаться с тобой, просто остаться с тобой,
Но высокая в небе звезда зовет меня в путь
(В. Ц. «Группа крови»).
Скажите, какие слова встречаются в этом стихотворении? (с противоположным значением) А как называются эти слова? (антонимы). Следовательно, тема нашего урока: «Антонимы». Определите нашу цель.
А кто знает, что это за стихотворение? Это песня Виктора Робертовича Цоя «Группа крови». Вы знаете, кем был Виктор Цой? Он был лидером культовой рок-группы «Кино» и по сей день является легендой русского рока. Его друг, Александр Титов, говорил: «Вообще у Цоя все песни были романтичны – по-мальчишески, совсем по-юному» [Титов 2010: 171]. А Борис Гребенщиков характеризовал его так: «Если кто-то и считает, что он выражал мысли и чаяния простого народа, то это глубокое заблуждение. Он выражал сам себя и тот дух, который через него говорил. Это была просто реакция на действительность» [Гребенщиков 2010: 205].
А какие песни Виктора Цоя знаете вы?
4. Этап решения проблемы.
Прежде чем приступить к анализу антонимов в текстах Виктора Цоя, мы вспомним понятие «антоним».
Антоним – греческое слово: ἀντί – приставка со значением «противоположный», ὄνυμα – «имя». Но любознательный человек обязательно задаст вопрос: «Для чего нужны антонимы?»
Употребление антонимов, как и синонимов, делает речь более яркой, богатой, выразительной.
Действительно, антонимы являются важным выразительным средством, именно на их основе строятся фигуры контраста, которые показывают противоречивость мира и доказывают закон единства и борьбы противоположностей. Основная фигура контраста – антитеза.
Мы с вами уже знакомы с различными словарями: толковым, орфографическим, орфоэпическим, словарем синонимов и др. Существует и словарь антонимов.
«Словарь антонимов» М.Р. Львова [Львов]. Как и в любом словаре, слова в нем расположены в алфавитном порядке. Вот посмотрите, как выглядит словарная статья в этом словаре. Словари лежат перед вами, выберите и прочитайте по словарной статье.
А сейчас мы с вами прочитаем отрывки из песенных текстов В. Цоя.
Вместо тепла – зелень стекла
Вместо огня – дым
Из сетки календаря выхвачен день…
В нашем смехе и в наших слезах, и в пульсации вен
Перемен, мы ждём перемен («Перемен»).
Я пытаюсь забыть, забываю и вновь
Вспоминаю собаку: она как звезда («Камчатка»).
Наше будущее – туман,
В нашем прошлом – то ад, то рай,
Наши деньги не лезут в карман,
Вот и утро – вставай («Муравейник»)!
Скажите есть ли здесь антонимы? В данных текстах ведущей фигурой является антитеза. Это фигура контраста, которая строится на основе антонимов. Как вы думаете, почему автор использует именно этот прием?
Сейчас самостоятельно выберите по 10 слов из текста и подберите к ним антонимы.
Для того чтобы понять, какую роль играют антонимы и фигуры контраста в рок-текстах, мы обратимся к творчеству еще одного поэта, нашего современника. Сергей Галанин – бессмертный лидер рок-группы СерьГа. Он тоже использует в своих текстах антонимы, для того чтобы показать противоречивость нашего мира. Например, прочитаем текст песни «А что нам надо?»:
Выдох, вдох. Хорошо дышать.
Черный горох, да нелегко глотать.
Пуля и ствол – нажал и разошлись.
Где добро, где зло – попробуй разберись.
А что мне надо? Да просто свет в оконце.
А что мне снится? Что кончилась война.
Куда иду я? Туда, где светит солнце.
Да только, братцы, добраться дотемна («А что нам надо?»).
В данной песне мы снова сталкиваемся с фигурой контраста. Как она называется? (антитеза) Найдите примеры антонимичных пар, которые образуют антитезу в следующих примерах:
Я духом окреп, поглощая газеты,
Сегодня про хлеб, а вчера про куплеты,
А завтра про бог его знает,
Про черт его знает, но это лишь завтра (С.Г. «Чертополох»).
А мы живем в поездах: то туда, то сюда.
Завтра новый маршрут, новые города (С.Г. «Я люблю поезда»).
Как вы думаете, для чего рок-певцы в своих текстах используют антонимы? Какие функции они выполняют?
5. Этап закрепления.
Вспомните песни, в которых встречаются пары антонимов.
Что же такое антонимы? Приведите примеры.
6. Этап объяснения домашнего задания.
Дома вам необходимо найти антонимы в текстах других писателей и поэтов, можете проанализировать тексты своих любимых исполнителей.
7. Рефлексия.
1.Сегодня на уроке мы повторили…
2.Мы узнали…
3.Научились …
4.Самым интересным мне показался тот момент, когда …
5.Трудным для меня стало…
Дети, спасибо за урок! До свидания!
Самоанализ урока
Цель постановлена с учетом возможностей учащихся, а также с познавательной деятельностью, связанной с малоизученным материалом современного языка. Постановка целей урока полностью обоснована и реализуется в процессе урока. Поставленные цели в ходе урока достигнуты в полном объеме. Структура урока соответствует его целям. Этапы урока имеют логическую последовательность и взаимосвязь. Временной интервал каждого этапа урока распределен целесообразно.
Содержание урока соответствует требованиям ФГОС [ФГОС].
Материал преподносился в полном объеме, был достоверно изложен. Воспитательная направленность урока имеет нравственное влияние на личность обучающегося.
Методы, приемы и средства обучения были подобраны правильно. Они соответствуют содержанию учебного материала и поставленным целям урока, а также учебным возможностям класса.
Цель домашнего задания – закрепление полученных во время урока знаний. Домашнее задание носит закрепляющий характер. Его выполнение посильно всем учащимся.
Методы соответствуют теме, форме, содержанию, поставленным задачам урока; уровню обученности и обучаемости детей.