СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока на тему: «Нормы и принципы морали» Класс:7

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мораль – это особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока на тему: «Нормы и принципы морали» Класс:7»



План-конспект урока на тему: «Нормы и принципы морали»

Класс:7

ТИП урока: комбинированный

ЦЕЛИ УРОКА:

 1.  Познакомить студентов с сущностью понятий «мораль» и «нравственность», обосновать их значение в жизни общества.

2. Показать причины изменения нравственных категорий в развитии общества, как важнейшим регуляторам общественной жизни.

2. Сформировать понимание ценности собственных жизненных целей и задач при уважении целей и задач других людей. Подвести учащихся к пониманию нравственного содержания доброты, гуманности, милосердия, к мотивации совершения добрых и гуманных поступков.

3.  Развивать нравственную культуру, формируя отношение к моральным ориентирам.

План:

1.     Мораль и её значение в жизни человека и общества.

2.     Функции морали.

3.     Специфика моральных форм.

4.     Нравственная культура.

Ход урока:

1.      Организация начала урока.

        Актуализация и концентрация внимания на изучении темы.

 1. Что такое социальные нормы, какие виды социальных норм Вы знаете?

2. Что такое этика и что она изучает?

3. Изложение нового материала по плану.

 

1.     Понятие морали

 

Мораль в переводе с латинского означает относящийся к нраву, складу души. Мораль -  это сочетание норм, правил принципов, исполнение которых является следствием либо внутреннего убеждения человека, либо воздействия на него силы общественного мнения. Мораль изучает специальная философская наука — этика.

Мораль возникла ещё задолго до раскола общества на классы и до возникновения политического и правового сознания. Мораль - исторически первая форма общественного сознания Своим происхождением и ролью моральное сознание обязано тому обстоятельству, что в условиях общественного бытия, в любой системе экономических отношений функционируют 2 уровня интересов:

- интересы различных социальных общностей (рода, класса, нации и т.д.);

- интересы отдельных индивидов, входящих в состав этих общностей.

Мораль – это особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости.

Термин «мораль» впервые встречается во 2 веке в трудах древнеримского юриста, политика и философа Цицерона.

Еще в VI веке до н.э. Конфуцием было сформулировано «золотое правило», которое гласит:

Не делай другому того, чего себе не желаешь.

Мораль опирается на авторитет общественного мнения и нравственные убеждения личности. В реальной действительности эти 2 уровня носят противоречивый характер. Моральное (нравственное) сознание включает 2 основных вида нормативов: нормы морали и принципы морали. Нормы морали - это правила поведения людей в конкретных жизненных ситуациях. Ими выступают представления о гуманизме, добре, долге, совести, стыде, честности и т. д.  На каждом этапе исторического развития и в разных странах данные представления менялись. Принципы морали - более широкого диапазона, чем нормы. Они обычно формируются как девизы, под знаком которых необходимо вести себя не только в конкретной жизненной ситуации, но и в целой системе общественных отношений. К такого рода нравственным принципам относятся такие положения, как "уважай ближнего", "чти отца своего", "не укради" и т.п.

Мораль действует в обществе как совокупность трех структурных элементов: моральной деятельности, нравственных отношений и морального сознания.

Прежде чем раскрыть основные функции морали, рассмотрим ряд особенностей действий морали в обществе. Дело в том, что в моральном сознании выражен некий стереотип, шаблон, алгоритм поведения человека, признаваемый обществом как оптимальный на данный исторический момент. Существование морали можно интерпретировать как признание обществом того простого факта, что жизнь и интересы отдельного человека гарантированы только в том случае, если обеспечено прочное единство общества в целом. Таким образом, мораль можно считать проявлением коллективной воли людей, которая через систему требований, оценок, правил пытается согласовать интересы отдельных индивидов друге другом и с интересами общества в целом.

Напишите качества доброго человека на солнечных лучиках (каждая пара получает по  «лучику», на котором  нужно написать качество доброго человека, свойство доброты).

2. Функции морали

Какова же социальная роль морали, т. е. каковы её основные функции?

Здесь можно назвать 3 основные функции морали: регулятивную, оценочную и воспитательную.

Регулятивная функция одна из главных. Мораль выступает, прежде всего, как способ регулирования поведения людей в обществе и саморегулирования поведения индивида. Несмотря на то, что в обществе существуют различные способы регуляции: правовой, технический и др., моральный способ регуляции продолжает оставаться уникальным. Здесь не нужно создавать какие-то специальные органы или учреждения, моральное регулирование осуществляется в основном через усвоение индивидами соответствующих норм и принципов поведения в обществе.

Воспитательная функция формирует личность, концентрируя нравственный опыт человечества, делая его достоянием каждого нового поколения людей. Через нравственные идеалы и цели, мораль обеспечивает гармоничное сочетание личных и общественных интересов. Она учит делать каждое дело таким образом, чтобы от этого не было плохо другим людям.

И, наконец, оценочная функция позволяет морали рассматривать мир, явления и процессы с точки зрения их гуманистического потенциала. Все это, несомненно,  способствует объединению людей, их развитию. Нравственно оценочное отношение к действительности есть ее осмысление в понятиях добра и зла, справедливости и несправедливости, благородства и низости и др.   Конкретная форма выражения нравственной оценки может быть различной: похвала, согласие, порицание, критика, выраженные в оценочных суждениях; проявление одобрения или неодобрения. Нравственная оценка действительности ставит человека в активное, деятельное отношение к ней. Оценивая мир, мы уже что-то меняем в нем, а именно меняем свое отношение к миру, свою позицию.

3. Специфика моральных норм

Вместе с моралью взаимоотношения между людьми в обществе регулирует и право. Оно так же, как и мораль, включает в свои структуры нормативы и принципы. Между моралью и правом существуют единство и взаимосвязь, проявляющиеся в том, что:

- мораль и право должны соответствовать друг другу и утверждать в обществе принципы добра и справедливости;

-  имеют общий объект для регулирования - общественные отношения;

- обладают сходными структурами для осуществления процесса нормотворчества;

- не должны противоречить друг другу.

Отличия:

- в правовых актах выражается государственная воля; в моральных нормах и принципах - общественное мнение;

- нормы права содержат в себе сумму предписаний гражданам, санкционированные государством; моральные нормы формируются в процессе непосредственного поведения и общения людей в обществе;

 - нормы и принципы права всегда конкретны, однозначны в толковании; понимание моральных истин может зависеть от различного их восприятия и толкования.

Некоторые моральные нормы могут по форме совпадать с правовыми. Например, норма «не укради». Можно задать вопрос: «Почему человек отказывается от кражи?» Если из-за страха перед судом, то мотив не морален, если из убеждения, что кража — это плохо, то поступок основан на моральных основаниях. В некоторых ситуациях право и мораль конфликтуют и то, что человек считает своим моральным долгом, является нарушением закона (например, некто крадет лекарство, чтобы спасти жизнь близкого человека).

4.   Нравственная культура.

Нравственность – это степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни, т.е. выражение человеческого в человеке. Это уровень реального морального поведения людей. Мало знать нормы морали, важно руководствоваться ими в повседневной жизни. Моральная культура представляет собой исторически сложившуюся систему традиционных, устоявшихся, фиксированных, нормативных отношений между людьми.  

Как Вы считаете, почему нравственная культура личности различна у разных людей? Какие факторы можно выделить? (низкая общая культура, принадлежность к разным социальным слоям, различные интересы и др.)

Элементами моральной культуры являются: обычаи, правила поведения, нравы данной культуры.

Основными нравственными понятиями являются:

добро и зло (добро - позитивное, созидательное, гармоничное качество личности, зло - агрессивное, разрушительное, эгоистичное состояние индивида);

долг - необходимость подчиняться более значимой воле, чем собственная, при выполнении нравственных обязательств;

совесть - соотнесение поступков человека с общепринятыми нормами морали;

гуманизм - признание человека высшей ценностью.

Принцип гуманизма получает свое наиболее яркое выражение в т.н. "золотом правиле нравственности", которое предполагает отношение к другому как к самому себе. Другими словами, сформулировать "золотое правило" можно так: "возлюби ближнего, как самого себя". Мораль является основой любви, брака и семьи. В свою очередь, семья вырастает из любви как нравственно-этического начала. Взаимная любовь задает семье необходимый нравственный заряд, который впоследствии гармонизирует и защищает семейные отношения. Помимо любви, опорой семьи является чувство долга. Если его утратить, то будут потеряны и любовь, и семья. Отсюда смыслом семейной жизни является создание и поддержание той атмосферы, которая бы способствовала сохранению семьи. Содержанием семейной жизни должен стать диалог, направленный на понимание и уважение интересов всех членов семьи. Доброжелательное и терпимое отношение супругов друг к другу, родителей к детям и детей к родителям является непременным условием стабильности и целостности семьи.  

Таким образом, мораль начинается там, где один человек заботится о другом. Мораль созидательна: она строит мир, соединяет людей. Жить надо, не нарушая норм морали.

1.Притча «Ведро яблок».

Купил человек себе новый дом — большой, красивый — и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.

Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там — ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал:

Кто чем богат, тот тем и делится!

В чем смысл этой притчи?

2. Портрет доброго человека.

- В виде какого предмета, явления можно изобразить добро?

-Давайте попробуем составить портрет доброго человека в виде солнца.

3. Притча о мудром Мастере.

-Послушайте притчу о мудром Мастере и объясните, в чем ее смысл.

Давно-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?». Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:

-Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в своих ладонях и был готов в любое время сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер сказал:

-Все в твоих руках.

4. (хором)

Не делай другому того, чего себе не желаешь!

Закрепление усвоенного материала:

Вопросы:

1.     Что такое мораль?

2.     Какие функции выполняет мораль?

3.     Что такое моральный выбор и моральная ответственность?

4.     В чем главное отличие моральных норм от обычаев и правовых норм?

5.     Какую роль играет мораль в жизни человека и общества?

 Домашнее задание: записи в тетради.

Творческое задание. Прочитать отрывок из произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть». Дать характеристику и анализ моральной категории «совесть».