План-конспект урока
по предмету ОП. 05 «Основы дизайна и композиции»
Для профессии:
54.01.01 «Исполнитель художественно-оформительских работ»
Тема 2 (26 ч.) Основные категории композиции
Тема урока №5: Приемы композиции: передача статики и динамики
Цель урока
Обучающая: изучение способов передачи статики и динамики в композиции
Развивающая: развитие способности к эффективному общению, креативности
Воспитательная: воспитание инициативности, умений работать в команде
Тип урока: урок формирования сложных умений и навыков
Вид урока: практическая работа
Методы: поисковый, метод сотрудничества, метод практического контроля
Дидактическое обеспечение: презентация, литература
Материально-техническое обеспечение: ТСО, 2 листа пеноплекса формат А-1, геометрические фигуры, детали разного формата из цветной бумаги, портновские булавки
Межпредметные связи: живопись, рисунок
Список основной и дополнительной литературы: 1. Основы изобразительной грамоты. Рисунок, живопись, композиция / Г. В. Беда М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2018. 79 с. 2. Лесняк В. И. Графический дизайн (основы профессии) / В. И. Лесняк – К.: Биос дизайн Букс, 2009. – 416с.
Структура использования учебного времени на уроке
1. Организационная часть – 1-2 мин.
2. Актуализация опорных знаний – 5 мин.
3. Формирование новых знаний – 10 мин.
4. Закрепление материала – 20 мин.
5. Подведение итогов – 10 мин.
Организационная часть
Перед началом занятия преподаватель готовит кабинет. Обучающиеся заходят в кабинет, готовят рабочее место, рассаживаются. Педагог приветствует обучающиеся, проверяет присутствующих и их готовность к уроку, в соответствии с требованиями ТБ и санитарно-гигиенических норм.
Актуализация опорных знаний
Сообщение темы и цели урока. Тема сегодняшнего занятия – «Приемы композиции: передача статики и динамики». Целью нашего урока является изучение способов передачи статики и динамики в композиции.
На предыдущих уроках мы разбирали особенности передачи монументальности в композиции.
Перечислите, какие приемы композиции используется для достижения впечатления монументальности в данных случаях?
ОТВЕТ: низкая линия горизонта | ОТВЕТ: показ фигуры во фрагментарном виде |
Формирование новых знаний
Рассказ преподавателя, сопровождается демонстрацией презентации.
Статика передается при помощи горизонтальных и вертикальных направляющих.
Использование горизонтальных направлений дает возможность показать состояние относительного покоя и тишины (Пример картина В. Васнецова «Поле битвы»).
Использование вертикальных направлений подчеркивает состояние парадности, величия, приподнятости (Пример картина И. Шишкина «Сосна»).
Динамика передается при помощи диагональных направляющих. Композиционный прием использования диагональных направлений способствует усилению или ослаблению движения.
В конце демонстрации презентации обучающимся предлагается определить статичную и динамичную формальную композицию на последнем слайде.
Закрепление нового материала
По завершению объяснения нового материала, педагог делит всю группу обучающихся на две команды. Каждой из них раздается лист пеноплекса, геометрические фигуры, детали разного формата из цветной бумаги, портновские булавки.
Первая команда должна составить статичную формальную композицию из предложенных элементов, прикрепляя их портновскими булавками к листу пеноплекса.
Вторая команда составляет динамичную композицию, используя такие же приемы работы.
1 команда выберает лидера, который публично защищает выполненную работу.
2 команда также выбирает лидера, публично защищаещего выполненную работу.
Подведение итогов
Совместно с обучающимися, определяется уровень выполнения каждой практической работы. Анализ причин ошибок, допущенных в процессе выполнения практического задания, и способов их устранения.
Сообщение оценки работы и ее объективное обоснование, в соответствии с критериями оценивания учебных достижений.
Баллы | Основные части | Критерии оценивания | Кол-во баллов | Оценка обуч-ся | Оценка препода-вателя |
Макс. 5 баллов | Актуализа-ция опорных знаний Практичес-кая работа | Время выполнения (20 мин.) | 1 | | |
Верное использование приемов композиции | 1 | | |
Колористическое решение | 1 | | |
Максимальное соответствие формальной статичной и динамичной композиций | 1 | | |
Активность на уроке в целом | 1 | | |
Домашнее задание: выполнение на ватмане карандашного наброска статичной и динамичной композиции.