Класс 7
Тема урока: Обмен и торговля
Цель: способствовать формированию представлений об обмене, торговле; познакомить с источниками экономического благополучия страны.
Планируемые результаты:
Предметные: научиться объяснять значение понятий стоимость(потребительская и меновая), цена товара, бартер, рынок, торговля(оптовая, розничная, внутренняя, внешняя),реклама;понимать причины возникновения обмена; обяснять как обмен решает задачи экономики; характеризовать сущность торговли, её роль в жизни;
Метапредметные:
1)коммуникативные: самостоятельно формулировать учебную проблему, выдвинуть версии ее решения ;
2)регулятивные :прогнозировать результат усвоения материала;
3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;
Личностные: стремление реализовать свои возможности и способности, получать новые знания
Тип урока: открытия нового знания
Оборудование: учебник Л.Н. Боголюбова «Обществознание» 7 класс, тематическая презентация «Обмен, торговля, реклама», тематический тест по пройденному материалу, карточки – задания с дополнительным материалом, поурочная разработка для преподавателя по обществознанию по учебнику Л.Н. Боголюбова «Обществознание» 7 класс.
Новые понятия: обмен, экономический продукт, товар, рынок, конкуренция, стоимость, цена, бартер, торговля, ассортимент, оптовая и розничная торговля, реклама, продавец, потребитель.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку, приветствие.
2. Введение в тему урока. Целепологание.
Учитель: Ребята я предлагаю вам просмотреть видеоролик. (Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал»). Скажите, пожалуйста, о чем этот мультфильм? Где старик продавал корову? Почему старик не мог продать корову? Кто ему помог? Почему старик не захотел отдавать свою коровенку? (эвристическая беседа с детьми).
Учитель: Ребята, а как вы думаете, о чем мы с вами поговорим на этом уроке исходя из нашей беседы? (учащиеся предлагают свои варианты).
Запишем тему урока на доске: «Обмен и торговля».
Дети, давайте определим цель и задачи на этот урок.
Сегодня мы с вами ознакомимся с экономическим содержанием понятий – обмен, торговля, опираясь на ваш жизненный опыт. Разберём причины возникновения обмена между людьми, узнаем об экономической выгоде обмена для всех его участников, о роли торговли и рекламы в жизни современного общества. Эти знания помогут вам при изучении следующей темы, а также в будущем вы сможете применить эти знания на практике в нашем современном мире. Но прежде чем мы с вами приступим к изучению нового материала, мы должны вспомнить, что изучали ранее по разделу экономика.
3.Проверка домашнего задания.
(Индивидуально-дифференцированный подход):
Учащемуся предлагается термин или понятие, значение которого он должен раскрыть. (экономика, производитель, заработная плата, прибыль);
Учащемуся предлагается значение термина, но сам термин не оглашается, его должен назвать сам ребёнок (бизнес, производство, квалификация работника);
Учащемуся предлагается решить задачу. (Производство. Задача: одна мастерица связала шерстяной плед и продала его за 500 р. Она потратила 5 мотков шерсти по 60 р. за моток. Другая мастерица изготовила кружевную скатерть и продала её за 700 р. Она потратила на нитки 300р. и на бисер 120р. Какую прибыль получила каждая мастерица? Объясни, почему её размеры различаются.)
3) Учащимся предлагается создать синквейн со словами (на выбор): экономика, труд, профессия.
4.Изучение новой темы
Посмотрите на доску. Здесь размещены пословицы и поговорки: «Дорожиться – товар залежится, продешевить – барыша не нажить», «Без ума торговать – долги наживать», «Хороший товар сам себя кормит», «Купил не купил, а поторговаться можно», «Лучше торговать, чем воровать», «Меняю шило на мыло». О чем эти пословицы и поговорки? А как вы думаете, зачем вам нужны знания о торговле? А хотели бы вы узнать по этой теме больше? Давайте разберемся вместе.
Просмотр видеоролика Ералаш «Давай меняться».
О чем этот ролик? Зачем люди меняются?
Экскурс в прошлое. Рассказ учителя о бартере в древние времена, о появление денег.
ОБСУДИМ ВМЕСТЕ
Как вы относитесь к поговорке «Не обманешь – не продашь»? Всегда ли обмен бывает справедливым и равным? Кто выигрывает от торговли – продавец или покупатель?
Зачем люди обмениваются?
Вы уже знаете, что человек может удовлетворить свои потребности двумя способами: изготовить всё необходимое для жизни самостоятельно или обменять часть излишков, созданных своим трудом, на необходимые вещи, изготовленные другими. С появлением общественного разделения труда начал бурно развиваться обмен, и люди убедились в преимуществах этого способа.
В чём преимущества обмена? Во-первых, человеку при обмене не нужно было всё добывать или делать самому. Во-вторых, в результате можно получить в своё пользование больше разнообразных благ. Это побудило людей сделать обмен основой своей жизни.
Что необходимо, чтобы обмен состоялся? Произвести экономический продукт и вывести его на рынок для продажи, т. е. сделать его товаром. Но этого недостаточно. Любая продукция, чтобы стать товаром, должна обладать ещё двумя свойствами: потребительной стоимостью, т. е. быть полезной, нужной людям, и меновой стоимостью, т. е. способностью обмениваться на другие экономические продукты.
Работа с термином – ОБМЕН, БАРТЕР. Перед вами термин, подумайте и попробуйте сами сформулировать к нему определение. Сверимся с текстом учебника.
Обмен и рынок тесно связаны между собой. Из обмена появляется торговля, а из нее - рынок. Он может принимать самые разные формы и размеры: от местного до международного, от небольшого рыночка до охватывающей весь земной шар системы обменных отношений. Склонность к обмену – одна из черт человеческой природы, отличающая человека от других живых существ земли. Она играет огромную роль в экономическом механизме. Обмен создаёт богатство в каждой из торговых сделок.
Учащиеся делятся на пары (можно по партам). Каждой паре выдается карточка с наименованием товара.
Задание: У вас есть товар (Книга, Карандаш, Куртка, Велосипед, Рюкзак, Пальто, Ручка, Фотоальбом, Сапоги, Костюм, Телевизор, Магнитофон, Шарф, Лыжи, Кроссовки, Утюг, Фен, Косынка). Вам нужно его обменять на другой товар. У вас есть 3 минуты.
Беседа по вопросам:
У кого произошел обмен?
Какой товар вы обменивали?
Какой товар приобрели в результате обмена?
Почему у вас произошел обмен?
Что вы предприняли для этого? У кого не произошел обмен? Почему?
Прочитайте материал рубрики «Жил на свете человек» и ответьте на вопрос: Какую роль, по мнению А. Смита, в экономике играет обмен? Согласны ли вы с автором? Свой ответ аргументируйте.
2. Регулярный обмен товарами и услугами стал основой ещё для одного вида экономической деятельности и сотрудничества людей - торговли.
Работа с термином. Точный ответ, что такое торговля мы найдём в учебнике на стр. 130. Давайте прочитаем и выпишем.
Торговля – обмен товарами и услугами путём купли-продаджи.
-Ребята, а как вы считаете почему возникла торговля ?
Люди для удовлетворения своих потребностей стремятся получить как можно больше разнообразных товаров и услуг, но каждый при этом может изготовить лишь ограниченный набор видов продукции. Это противоречие и позволяет разрешить торговля. Люди постепенно убедились в её преимуществе, ведь возможность торговать позволяла получить не только большее количество благ, но и быстрее, и в большем ассортименте. Торговля, как и обмен возникла на рынке ещё в древности в V в. до н.э., на границах расселения различных племён.
Что же изменилось сейчас? Где происходит торговля?
Виды торговли:
Оптовая
Розничная
Внутренняя
Внешняя
Торговля играет огромную роль в жизни общества. Она всегда выступает важным источником экономического благополучия страны, роста её доходов и богатства граждан. Она заставляет народы дружить или враждовать, способствует их разорению или обогащению.
Без чего не может существовать торговля? Загадка: Угадай, как то зовётся, что за деньги продаётся.
Работа с термином. Товар – продукт труда, произведённый для обмена (продажи)
Без товаров торговли просто не может быть. Люди удовлетворяют свои потребности с помощью торговли. При этом цели у покупателя и продавца совершенно разные. Покупатель стремиться приобрести как можно больше качественных товаров и за меньшую стоимость, продавец же стремиться продать свой товар подороже и побольше. Продажа товаров должна быть выгодна как покупателю, так и продавцу.
Различают следующие виды товаров. Потребительские, производственные, краткого и длительного пользования и …. дополните самостоятельно, приведите примеры к каждой из групп товаров (работа с учебником стр
5.Закрепление изученного материала
Задание. Решите задачу. Три поросенка решили построить дом кирпичный. В течении двух лет каждый из них покупал ежемесячно по 50 кирпичей в магазине стройматериалов. Их общие затраты-10000 медных монет. На оптовой базе 10 кирпичей продают за 15 медных монет.
- Сколько денег смогли бы сэкономить поросята, если бы купили кирпичи на оптовой базе? (Проверка задания).
6.Домашнее задание: Параграф 12, №2,7 «В классе и дома».
7.Рефлексия
Игра «Свободный микрофон». Представьте, что вам дали возможность высказать мнение по поводу новой темы, употребив фразы:
- Я узнал(а)…
-Я понял(а)…
8.Подведение итогов урока. Выставление отметок.