Конспект урока
«Русский язык»
Тема:
«Однородные члены предложения»
4 класс
Выполнила:
учитель начальных классов
ГБОУ Школа № 763
Страмнова Елена Анатольевна
Цели урока:
Обучающие: вырабатывать навыки и умения в составлении предложений с однородными членами, знакомство с союзами при однородных членах, тренировка в нахождении однородных членов;
Развивающие: развивать речь, память, внимание, наблюдательность, самостоятельность;
Воспитывающие: воспитание сознательного отношения к учебе, интереса к изучению русского языка и литературного чтения.
Личностные: потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.
Регулятивные: анализировать, сравнивать, делать выводы, строить суждения.
Познавательные: распознавать в предложении смысловые отрезки – однородные члены.
Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения.
Этапы урока.
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Сядьте на своих местах поудобнее, успокойтесь, прислушайтесь к своему дыханию. Мы начинаем урок.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку «пять»!
II. Повторительно – обучающая работа по пройденному материалу.
Итак, решите, пожалуйста, лингвистическую задачу:
из предложения Я вышла на улицу возьмите подлежащее
из предложения Котёнок осторожно подошёл ко мне возьмите обстоятельство
из предложения Я шагнула вперёд возьмите сказуемое
из предложения На лесную полянку вышел лось возьмите определение
из предложения Я увидела чуть заметную тропинку возьмите дополнение
Полученное предложение записывается на доске, и один из учеников разбирает его по членам предложения.
III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
1. Проблема
- Дети, что написано на доске?
Гр…чи, скв…рцы, жур…вли возвращ…ются в р…дные кр…я и строят гнезда.
- Какие задания мы можем выполнить? (Вставить пропущенные орфограммы, найти грамматическую основу предложения, выделить знакомые части речи, выделить словосочетания).
- Выполним эти задания. (Дети выходят к доске и работают над предложением).
- Назовите грамматическую основу этого предложения.
Грачи возвращаются.
Грачи возвращаются и строят.
Грачи, скворцы, журавли возвращаются.
Грачи, скворцы, журавли возвращаются и строят.
- Мы работали с вами над одним предложением?
IV. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности
- Мы выяснили, что работали над одним предложением. Почему оно здесь одно? (все слова связаны между собой по смыслу и выражают законченную мысль).
- А почему же получились разные ответы?
- Правильно, нам не хватает каких-то знаний.
- Может ли в предложении быть несколько подлежащих и сказуемых? (формулирование проблемы).
V. Построение проекта выхода из затруднения
- Какие знания нам понадобятся, чтобы ответить на этот проблемный вопрос?
- Что надо вспомнить?
- Что такое подлежащее? Что такое сказуемое? Какую роль играют в предложении?
- Итак, о ком говорится в предложении, перечислите. (о грачах, скворцах, журавлях).
- Что о них говорится? (что они возвращаются и строят).
-А теперь ответьте на проблемный вопрос. Может ли в предложении быть несколько подлежащих и сказуемых? (Да).
- Какой вывод можно сделать? (В предложении может быть несколько сказуемых и подлежащих).
- Какова тема урока? (Однородные члены предложения).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
VI. Реализация построенного проекта
- Работаем по группам. Каждая группа получит по одному предложению. Постарайтесь найти в этих предложениях однородные члены.
1 группа: Старый дуб часто навещали синицы, поползни и пищухи.
2 группа: Скачут в ветвях дуба нарядные сойки и лакомятся желудями.
3 группа: Густая крона укрывает птиц, жуков, бабочек, ос и паучков.
- Что интересного заметили, при разборе предложений? (однородными могут быть не только подлежащее и сказуемое, но и второстепенные члены предложения).
- Каковы же признаки однородных членов? (Отвечают на один и то же вопрос и относятся к одному и тому же слову)
VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
- У каждого из вас есть карточки с предложениями. Нужно найти однородные члены и подчеркнуть их. Работу выполняем в карточках с комментированием.
В октябре березы и осины стали золотыми.
Опавшая листва кружится и ложится на землю.
Листья осины не желтеют, а краснеют.
- Молодцы! Вы успешно справились с этим заданием.
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Списать, подчеркнуть однородные члены предложения.
Зима
Подула зима холодом, сорвала листья с деревьев и разметала их по дороге. Собрались птицы, покричали и полетели за высокие горы в теплые края. Остались только воробьи, вороны, галки, чижи и синички. Накинулась зима на зверей, запорошила снегом поля, завалила сугробами леса и посылает мороз за морозом. Морозы бойко бегут, сердито молотками постукивают по озерам, прудам, рекам и морям мосты строят.
IX. Включение в систему знаний и повторение
- Посмотрите на запись на доске. Что вы можете сказать о предложениях? (Их нужно дополнить однородными членами).
- Составьте свои предложения с однородными членами. (Проверка).
X. Рефлексия учебной деятельности
Однородные члены предложения
Отвечают на один и тот же вопрос
Относятся к одному и тому же члену предложения
Обычно выражены одной и той же частью речи
Являются одним членом предложения
Произносятся с перечислительной интонацией
- Что вам понравилось сегодня на уроке?
- Какие члены предложения мы называем однородными?
- Для чего нужны однородные члены предложения?
- Если вы в чём-то ещё не уверены, не огорчайтесь. Это тема не одного урока. У вас будет возможность хорошо во всём разобраться.
XI. Домашнее задание.