СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по биологии по теме: «Биологические свойства воды»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по биологии по теме: «Биологические свойства воды»»

Биология Урок № 10 класс

Тема урока: «Биологические свойства воды»

Цель урока: Расширить представление о воде как универсальном веществе на Земле.

Ход урока.

1. Организация класса.

2 . Актуализация опорных знаний.

Тесты с выбором одного или нескольких правильных ответов из трех предложенных:

1. Воды больше в клетках организма:

а) мужского;

б) женского;

в) одинаковое количество.

2. В образовании молекулы воды участвуют связи:

а) ковалентные и водородные;

б) только ковалентные;

в) только водородные.

3. Живые организмы не могут долго существовать без воды, так как:

а) организм обезвоживается;

б) нарушается обмен веществ;

в) нарушается гомеостаз.

4. В молекулах воды могут растворятся молекулы:

а) полярные;

б) полярные и неполярные;

в) неполярные.

5. К гидрофильным веществам относятся:

а) фруктоза;

б) инулин;

в) камедь.

6. К гидрофобным веществам относятся:

а) триглицериды;

б) тетрозы;

в) гексозы.

7. Для воды характерны агрегатные состояния:

а) твердое, жидкое, газообразное;

б) твердое, жидкое, коллоидное;

в) твердое, коллоидное, жидкое, газообразное.

8. Молекулы воды взаимодействуют с химическими веществами, элементы в которых имеют связи:

а) электростатические;

б) дисульфидные;

в) гидрофобные.

3.Изучение нового материала.

«Биохимики».

Во всех процессах связанных с жизнью, размножением и передачей информации огромную роль играет структура воды и постоянство ее в организме. Жизнь обусловлена биохимическими и генетическими процессами с водой и с помощью воды в организме. Вода входит как основной компонент во все клетки, ткани и органы живых организмов. Например, медуза состоит на 99% из воды, организм человека в зависимости от возраста состоит на 60-80 % из воды.

 Без пищи человек может прожить около 50 дней, если во время голодовки он будет пить пресную воду. Без воды он не проживет и недели – смерть наступит через 5 дней. По результатам медицинских экспериментов при потере влаги 5-8 % от веса тела – человек впадает в полуобморочное состояние, при потере 10% - начинаются галлюцинации, при потере 12 % - человек не сможет восстановиться без специальной медицинской помощи, а при потери 20% наступает неизбежная смерть.

Вода является одним из важнейших компонентов организма, обеспечивающим связь внешней и внутренней среды. О важнейших биологических функциях воды в природе, в живых организмах мы вам сейчас расскажем.

Биологическая функция воды в природе состоит в том, что она:

1. Обеспечивает поддержание структуры организмов.

2. Служит растворителем и средой для диффузии.

3. Участвует в реакциях гидролиза.

4. Среда для оплодотворения.

5. Обеспечивает распространение семян, гамет, личиночных стадий водных животных.

Главными биологическими функциями воды для растительных организмов являются следующие:

1. Поддержание осмотического и тургорного давления.

2. Участвует в процессе фотосинтеза.

3. Обеспечивает транспирацию.

4. Обеспечивает прорастание семян.

Не менее важны биологические функции воды для животных и человека. Наиболее значимые из них такие:

1. Обеспечивают транспорт веществ.

2. Способствуют охлаждению тела.

3. Обеспечивают осморегуляцию.

4. Выполняет защитную функцию (слезы).

5. Способствует миграции (морские течения).


В 1783 коду выдающиеся экспериментаторы Генри Кавендиш и Антуан Лавуазье установили, что вода состоит из двух газов: водорода и кислорода, соотношение которых выражается формулой Н2О 

Исследуя воду и ее водные растворы, ученые убеждались в том, что вода обладает «ненормальными» или аномальными свойствами.

«Биофизика».

Наиболее интересно то, что жизнь существует благодаря аномальным свойствам воды, которые долгое время не удавалось ученым объяснить с точки зрения законов физики и химии. Впоследствии было выяснено, что аномальные свойства воды связаны с тем, между молекулами воды существуют водородные связи, благодаря которым вода в жидком состоянии образует динамически изменяющуюся сеть кластеров (слайд 5), поведение которых влияет на структуру и свойства воды.

Продолжая дальше, надо сказать, что вода, состоящая из множества кластеров различных типов, образуют иерархическую пространственную жидкокристаллическую структуру, которая может воспринимать и хранить огромные объемы информации. Мы знаем, что генами определяется вся жизнь человека. Но гены – это микроуровень. А на генном уровне сами гены состоят на 75% из воды. Возможно в ней заложена память предыдущих поколений и, которая передается по наследству.

Уникальным свойством воды является то, что вода имеет непостоянную плотность при определенных температурных режимах 

1. При охлаждении от + 100оС до – 4оС вода сжимается увеличивая свою плотность.

2. При температуре + 4оС – она имеет найбольшую плотность. Но при охлаждении вода вновь начинает расширяться, а ее плотность уменьшается.

3. При 0 оС вода переходит в твердое агрегатное состояние.

Момент перехода сопровождается увеличением объема и уменьшением плотности (показывает эксикатор с водой и льдом на ее поверхности). Это явление, имеет важное значение для зимующих под водой животных: при замерзании лед плавает на поверхности воды, что позволяет рыбам зимовать в водоемах, т. к. подо льдом сохраняется плюсовая температура.

Удивительные свойства приобретает вода в нанотрубках, диаметр которых 1х10-9м: резко увеличивается ее вязкость и вода не замерзает при температурах близких к абсолютному нулю. Молекулы воды в нанотрубках при температуре -23 оС и давлении 40 тысяч атмосфер самостоятельно выстраивает спиральные лесенки, в том числе и двойные спирали, которые напоминают структуру ДНК .

Еще одно свойство воды, которое относят к аномальным – это то, что горячая вода замерзает быстрее, чем холодная. Это парадоксальное явление называется эффектом Мемба. На сегодня наука не дала ему еще объяснения. Удивительно ведет себя вода при температуре - 120 оС : она становится вязкой как патока, а при температуре -135 оС превращается в стеклянную воду – твердое вещество у которого отсутствует кристаллическая структура.

Многие свойства живых организмов до сих пор досконально не изучены. Оказывается, что молекулы воды чрезвычайно чувствительны к электромагнитным и акустическим полям. По мнению ученых, она является своеобразным органом чувств у некоторых животных. Также существует мнение о том, что кристаллы воды реагируют на звуки музыки .


Термины и понятия


Определения

1

Осмос

А

С ее участием происходит

разложение огромных молекул

2

Поверхностное натяжение

Б

В биологических растворах выравнивает концентрацию ее структурных частиц

3

Теплоемкость

В

Перемещение растворителя через полунепроницаемую мембрану

4

Теплопроводность

Г

Молекулы растворителя меньше по размеру молекул растворенного вещества

5

Диффузия

Д

Передача тепла от одной части тела к другой, предупреждая перегревание наиболее активно функционирующего органа

6

Истинный ратвор

Е

Благодаря ей биохимические биохимические реакции в клетках проходят в постоянном диапазоне температур.

7

Коллоидный раствор

Ж

Благодаря этому свойству по поверхности водоемов могут передвигаться некоторые животные

8

Гидролиз

З

Молекулы растворителя по размеру совпадают с молекулами растворенного вещества

« Живительная» влага может быть опасной. Например, в воде, которая поступает в кран, может содержаться до 700 вредных веществ и не только:

1. Болезнетворные бактерии (холерный вибрион, кишечная и дизентирийная палочка, сальмонелла и др.).

2 Вирусы (например, вирус гепатита).

3. Нитраты (уменьшают содержание кислорода в крови, вызывая кислородное голодание, а также приводящее к раку желудочно – кишечного тракта).

4.Хлор ( приводит к образованию опухолей прямой кишки, простаты, мочевого пузыря)

5.Соли тяжелых металлов ( вызывают мутации и зашлаковывание организма).

6. Избыток алюминия (способствует развитию болезни Альцгеймера).

7. Свинец (замедляет физическое и психическое развитие у детей, у взрослых повышает давление крови, вызывает проблемы с почками).

8 Повышенное содержание солей кальция и магния, разные формы железа – неблагоприятно воздействуют на сердечно – сосудистую систему.

Правила«здорового потребления воды»:

1. Выпивайте в день, как минимум, 8 стаканов воды.

2. Равномерно распределите потребление питьевой воды в течении дня.

3. Питьевую воду не заменять чай, кофе или безалкогольные напитки.

4. Питьевую воду пейте перед, во время и после тяжелой работы.

5. Стаканом воды начинайте и заканчивайте свой день.

4. Обобщение изученного материала.

Задача.

Общее количество воды в организме человека составляет от 44% до 70% массы человека.

Посчитайте:

а) сколько литров воды содержится в вашем теле;

б) суточную потребность вашего организма в воде;

в) сколько воды из выше посчитанного количества поступает вместе с пищей;

г) сколько воды вы должны выпивать еще ( кроме воды, поступающей с пищей), чтобы удовлетворить суточную потребность в воде?

Учитель собирает листы с ответами, для проверки после урока.

5 .Домашнее задание