СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План -конспект урока по географии по теме "Животноводство"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План -конспект урока по географии по теме "Животноводство"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Чеботаевская средняя школа имени Героя Советского Союза

Макарычева Михаила Ивановича















План- конспект урока по географии

в 9 классе



Тема: «Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства»















Составила:

учитель географии

Додонова Марина Юрьевна.

Сурского района

Ульяновской области





Цели и задачи урока: Обеспечить усвоение нового учебного материала, сформировать умения и навыки применения знаний по данной теме, проконтролировать уровень знаний и умений.


Образовательные цели: Изучить особенности развития современного животноводства, его значение и отрасли и взаимосвязь, а также рассмотреть зональную специализацию сельского хозяйства.


Развивающие цели: Способствовать развитию географического мышления, познавательного интереса учащихся, умений работать с учебником и настенными таблицами; анализировать, сравнивать, обобщать, выделять черты сходства и различия, а также творческих умений.


Воспитательные цели: Способствовать воспитанию культуры поведения на уроке, воспитывать уважение к мнению других учащихся, повысить интерес к предмету.


Новые термины, вводимые на уроке: Продуктивность, себестоимость продукции, стойловое содержание скота, пастбищное содержание скота, товарное животноводство, зональная специализация сельского хозяйства.


Оборудование: Наглядные пособия – атлас, контурные карты по «Географии России» за 9 класс; карта « Животноводство России», лист самоконтроля; география России за 9 класс « Хозяйство и географические районы» под редакцией А. И. Алексеева; Москва, дрофа 2005 год.


Тип урока: Комбинированный.





Ход урока.





  1. Организационный момент.

1.Приветствие.

2.Проверка готовности учащихся к уроку.

3.Проверка отсутствующих.














II. Опрос домашнего задания.

1) Перечислите основные отрасли растениеводства в России. Какие из них, на ваш взгляд, имеют наибольшее значение?

(Доля растениеводства составляет около 53% стоимости всей сельскохозяйственной продукции в России. Основой растениеводства служит зерновое хозяйство, а его важнейшей культурой является пшеница – озимая и яровая. Озимая пшеница выращивается в европейской части страны – Центрально – Черноземный район, Северный Кавказ, правобережное Поволжье. Главные районы выращивания яровой пшеницы – Заволжье, юг Урала и Сибири. На юге лесной зоны традиционно выращивают нетребовательную к почвам рожь. Ячмень и овес – преимущественно фуражные, то есть кормовые, культуры. Ячмень скороспелая и морозоустойчивая зерновая культура, дальше всех идет на север и выше всех в горы. Из ячменя варят пиво, а также он используется как заменитель картофеля. Овес очень неприхотлив. Зерно овса очень питательно, в нем много белка, жиров и витаминов. Крупными зерновыми культурами являются рис, гречиха, просо. К техническим относятся культуры, в основном используемые в виде сырья для отдельных отраслей промышленности. Лен – долгунец – важнейшая волокнистая культура России. Сахарная свекла – единственная в условиях умеренного пояса культура – сырьё для производства сахара. Подсолнечник более засухоустойчив, поэтому ареал его распространения – сухостепная и степная зоны. Как и подсолнечник , ценными масличными культурами являются горчица и соя. Картофель – один из наиболее употребляемых нами продуктов. Выращивают бахчевые культуры – арбузы и дыни, распространено виноградарство. Развивается чаеводство и выращиваются цитрусовые).


2) В чем заключаются особенности сельского хозяйства?

(Сельское хозяйство – древнейшая отрасль хозяйства, дающая людям продукты питания, а промышленности – сырьё. Важнейшей особенностью сельского хозяйства является его зависимость от природных условий. Так, например, каждый вид культурных растений обладает своим ареалом распространения, определенным продолжительностью вегетационного периода, требовательностью к теплу и свету, плодородию и увлажнения почв. Природные факторы на размещение животных влияют опосредованно – через кормовую базу. В отличие от большинства европейских стран, расположенных в умеренном климатическом поясе , в России из-за большей континентальности климата продолжительней зимний период. К тому же значительная часть сельскохозяйственных тружеников занята в растениеводстве, в котором все работы полностью подчинены сезонным ритмам природы).


3) Какие культуры относятся к техническим? Перечислите.

(. К техническим относятся культуры, в основном используемые в виде сырья для отдельных отраслей промышленности. Лен – долгунец – важнейшая волокнистая культура России. Для его возделывания наиболее подходит влажный мягкий климат юга лесной зоны в европейской части России. Посевы льна в связи с сокращением сельского населения и большой трудоемкостью его производства в последние десятилетия сокращаются. Сахарная свекла - единственная в условиях умеренного пояса культура – сырьё для производства сахара. Эту требовательную к теплу, плодородию и увлажнению почв культуры выращивают в Центральном Черноземье и на Северном Кавказе. . Подсолнечник более засухоустойчив, поэтому ареал его распространения – сухостепная и степная зоны. Как и подсолнечник , ценными масличными культурами являются горчица и соя. Картофель – один из наиболее употребляемых нами продуктов, а также важнейшая кормовая культура и техническая культура, из которой получают крахмал и спирт. Картофель выращивают повсеместно, но больше всего – в центральных районах европейской части. Выращивают бахчевые культуры – арбузы и дыни, которые в основном распространены в засушливых районах Нижнего Поволжья и Северного Кавказа. Ареал распространения виноградарства практически не выходят за границы Северного Кавказа. В Краснодарском крае на Черноморском побережье Северного Кавказа развивается чаеводство и выращиваются цитрусовые).

4) Используя карту растениеводства , назовите и покажите районы выращивания основных зерновых и технических культур.


Во время устного фронтального опроса несколько учащихся работают по карточкам, которые учитель раздал во время опроса домашнего задания.

6 карточек – карт: 3 карточки – карты « Основные районы выращивания зерновых культур» (Пшеницы, ржи, риса, кукурузы на зерно); 3 карточки – карты « Основные районы выращивания технических культур» (Сахарной свеклы, льна – долгунца, подсолнечника, сои, чая).

Ученики должны, опираясь на условные знаки, подписать основные районы выращивания вышеперечисленных культур и подписать какие именно культуры выращиваются.


III. Изучение нового материала.


Открываем тетради, записываем число и тему урока: «Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства».



Животноводство возникло в глубокой древности, почти 10 тыс. лет назад, когда человек начал приручать диких животных, одомашнивать и использовать для хозяйственных нужд. Тысячелетиями человек кормил животных и создавал им хорошие условия содержания, отбирал для воспроизводства лучших и выводил новые породы.


На долю животноводства приходится чуть менее половины стоимости всей продукции сельского хозяйства. Значимость животноводства определяется тем, что оно производит самые ценные продукты питания человека. Размещение товарного (производство продукции на продажу) животноводства зависит от двух основных факторов:

1) от размещения кормовых баз ( сенокосов, пастбищ, кормов от растениеводства …);

2) от крупных потребителей продукции ( больших городов).

Для каждой зоны рекомендуется размещение определенных пород животных, которые наиболее приспособлены к природным условиям данной зоны и могут иметь наивысшую продуктивность.

От 60 до 80% себестоимости продукции животноводства составляют затраты на производство, хранение и расходование кормов. В зависимости от кормовых баз и природных условий существуют следующие виды животноводства:


Виды животноводства.

СТОЙЛОВОЕ

СТОЙЛОВО - ПАСТБИЩНОЕ

ОТГОННО - ПАСТБИЩНОЕ


Животные находятся в помещениях – фермах: коровниках, свинарниках, птичниках или в животноводческих комплексах.


Происходит чередование стойлового, как правило зимой, и пастбищного (летом) содержания скота.


Получило распространение в горах. Летом, когда из – под снега освобождаются горные пастбищные луга, скот выпасают в горах, а зимой спускаются в предгорья и долины.


Зарисуем таблицу в тетрадь.






Теперь давайте рассмотрим основные Отрасли животноводства. Откройте учебник на странице 30 – 32, рисунок № 16 страница 32 и определите основные отрасли животноводства и главные районы их размещения.


Отрасли .


Животноводство в России традиционно основывалось на кормах, получаемых с естественных кормовых угодий — пастбищ, где скот выпасался в пастбищный (т.е. бесснежный) период, и сенокосов, на которых летом заготавливали сено на зиму. Однако увеличение поголовья скота сделало невозможным его обеспечение кормами лишь за счет сенокосов и пастбищ. Это привело к необходимости производить корма на пашне, поэтому значительная доля продукции растениеводства (не только кормовые культуры, но и зерновые) идет на корм скоту.


Скотоводство (разведение крупного рогатого скота) имеет различные направления — молочное, молочно-мясное, мясное —в зависимости от состава кормовой базы и пород животных. Для молочного скота наиболее пригодны зеленые пастбища с разнотравьем, а в составе стойловых кормов необходимы сочные (силос и др.) и грубые (солома, сено) корма в сочетании с концентрированными (комбикормами) . Для мясного скота пригодны и более засушливые пастбища, а в составе стойловых кормов сочные могут отсутствовать. Поэтому молочное скотоводство распространено в более увлажненной лесной зоне, а мясное — в степной и сухостепной. Однако такое "естественное" разделение труда претерпело изменения вследствие того, что сельское хозяйство лесной зоны испытало наибольшее сокращение числа работников. Сопровождающий это быстрый рост городского населения привел к тому, что производство молока на душу населения в центральных (наиболее урбанизированных) районах России значительно ниже, чем в среднем по стране (около 370 кг в год на человека в 1990 г.) . Для обеспечения потребностей страны пришлось развивать молочное скотоводство в степных районах, где вместо пастбищных кормов (из-за дефицита пастбищ при высокой распаханности территории) молочный скот потребляет полевые корма (т.е. произведенные земледелием) . Наибольший уровень производства молока на душу населения (650 кг) был в Центрально-Черноземном районе. Особо следует отметить юг Западной Сибири: душевое производство молока в 1,5 раза выше среднероссийского - в основном за счет развития молочного скота в "подтаежной" полосе с большими массивами пастбищ и сенокосов.


Свиноводство, базирующееся на полевых кормах (комбикорма и корнеплоды) , наиболее распространено в сильноосвоенных земледельческих районах с производством кукурузы, сахарной свеклы и подсолнечника (отходы сахарного производства - жом и маслобойного — жмых используются как корм для свиней) . Поэтому наибольшая концентрация свиноводства в России - в Краснодарском крае, в более северных регионах она снижается. Кроме того, развито свиноводство и вблизи крупных городов, где оно использует привозные концентрированные корма.


Овцеводство ориентировано в основном на пастбищные корма в степной и сухостепной зоне. Наибольшая их концентрация – в восточной (более сухой) части Северного Кавказа, в Заволжье (близ границы с Казахстаном) , степной части Читинской области, где незначительный снежный покров позволяет содержать овец круглый год на подножном корму. Для овцеводства характерны сезонные перегоны стад, например на Северном Кавказе - с зимних равнинных пастбищ на летние горные и обратно. Наиболее ценный продукт овцеводства - шерсть.


Зональная специализация сельского выглядит следующим образом: В тундре и лесотундре — пастбищное оленеводство; как дополнительные отрасли — охота и рыболовство. В северной части лесной зоны (зона тайги) ведущее место занимает животноводство, созданное на кормах заливных лугов; земледелие — лишь в отдельных очагах. В зоне смешанных лесов (в южной части таежной зоны) - в Европейской России - льно-молочное направление и картофелеводство. В лесостепи главные культуры — зерновые, в западной части — с посевами сахарной свеклы и картофеля; мясо-молочное скотоводство и свиноводство развиваются на полевых кормах. В Западной Сибири в этой зоне — молочно-зерновое хозяйство. В степной зоне главные культуры — пшеница, кукуруза и подсолнечник; мясо-молочное скотоводство и овцеводство. В пределах каждой зоны вокруг крупных городов сложилось пригородное сельское хозяйство, главное назначение которого — обеспечить городское население свежими и нетранспортабельными продуктами питания: овощами, ягодами, молоком, яйцом.


Птицеводство – одна из наиболее быстрых отраслей животноводства. Размещается во всех районах страны, но наиболее рзвито вблизм крупных городов.


Оленеводство – основные районы оленеводства северные районы России.


Коневодство – одна из старейших отраслей в России.

К отраслям животноводства также относят пчеловодство.



Проблемный вопрос:

Представьте себя фермером, который решил заняться выращиванием свиней (или КРС), что при этом вы учитывали, как перерабатывали продукцию? Что бы вы предприняли, чтобы продукция вашего производства стала конкурентной со стороны импортных продуктов?


Вывод по теме:

Итак, животноводство – это важнейшая отрасль сельского хозяйства, производящая самые ценные продукты питания человека. Развитие КРС – главная отрасль животноводства в России. Размещение товарного животноводства зависит от природных и экологических условий. Общая зональная специализация сельского хозяйства определяется соотношением растениеводства и животноводства.



IV. Закрепление нового материала.


1) Назвать основные отрасли животноводства и районы их распространения?


2) Зональная специализация сельского хозяйства. Показать на карте « Природные зоны России» в какой зоне, какие отрасли животноводства встречаются.



V. Задание на дом.



1) Параграф 5, отвечать на вопросы в конце параграфа устно.

2) Доделать работу в контурных картах – отметить основные районы распространения отраслей животноводства.







1-2 минуты

Учитель определяет готовность учащихся к уроку, создает положительный настрой на урок. Учащиеся проверяют оформление рабочего места, определяют готовность к уроку.


10 минут

Фронтальный устный опрос.























































































Индивидуальный письменный опрос.

Работа по карточкам – картам.








20 минут

Дети открывают тетради, записывают число и тему урока.


Рассказ учителя.








Объяснительно-иллюстративный метод.




















Таблица заранее начерчена на доске.





Объяснение учителя. Ученики внимательно слушают учителя.







Дети зарисовывают таблицу в тетрадь.


Частично – поисковый метод.








Объяснительно-иллюстративный метод.








Учитель, объясняя материал, показывает всё на карте «Природные зоны России», а также на рисунке 17 страница учебника33.















































































Ученики отвечают на проблемный вопрос.














5 минут


Ученики отвечают на вопросы.





2 минуты


Дети записывают домашнее задание в дневник.