Урок геометрии
Класс :7
Учебник: Л.С.Атанасян
Тема урока: «Прямоугольный треугольник»
Цель урока: Совершенствовать навыки решения задач на применение свойств прямоугольного треугольника.
Задачи:
обучающая - формировать знание свойств прямоугольного треугольника, уметь применять свойства при решении задач базового уровня;
развивающая - развивать математическую речь, вычислительные навыки, навыки самоконтроля;
воспитательная - воспитывать внимание, умение работать самостоятельно, развить у учащихся потребность в самовыражении через различные виды работ.
Тип урока: обобщение и систематизация
Планируемые результаты обучения:
1) предметные: учащиеся научатся применять свойства прямоугольных треугольников и применять их на практике в решении текстовых задач, решать задачи по готовым чертежам.
2) метапредметные:
-регулятивные УУД: развивать умение ставить перед собой цель - целеполагание; планировать свою работу - планирование; уметь контролировать и оценивать собственную деятельность и деятельность своих товарищей;
-коммуникативные УУД: умение работать в парах и группе, обсуждать свойства прямоугольных треугольников;
-познавательные УУД: формировать навыки синтеза и анализа информации, формирование логического мышления, умения работать с информацией;
-личностные УУД: формировать мотивацию, осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; уметь адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку.
Методы и приемы:
По способу приобретенных знаний - словесные, наглядные, практические.
По уровню познавательной активности - частично-поисковый, (интерактивный), проверка уровня теоретических знаний, решение познавательных задач.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Форма организации деятельности детей: умение слушать, строить обсуждение, высказывать мысль, вопрос, дополнение.
Образовательные ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.
Ход урока:
1. Организационный момент
Хочу начать урок с высказывания
А. С. Пушкин сказал: «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии». (слайд 2). Как вы думаете, почему именно эти слова я использую в начале урока? Ребята высказывают свои предположения.
У вас на столе лежат оценочные листы учащихся. Заполните ФИО. И каждый свой ответ отмечайте и оценивайте в данном листе.(слайд 3)
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Что вы видите на рисунке – слайде(4) (учащиеся предлагают различные виды треугольников).Найдите прямоугольные треугольники. Дайте характеристику данной фигуре, перечислите свойства определения. По рисункам (слайды) укажите гипотенузу, катеты, свойства углов, признаки равенства треугольников. Сегодня на уроке мы повторим и закрепим основные свойства прямоугольных треугольников.
3. Актуализация знаний
1.Разгадать кроссворд (устанавливается знание теории). Ключевое слово-древнегреческий ученый (слайд 5)
Равенство двух отношений
Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны
Древнегреческий ученый, живший в 6 веке до н.э.
Сторона прямоугольного треугольника
Какая сторона лежит против прямого угла
Перпендикуляр, опущенный из вершины треугольника к прямой, содержащей противоположную сторону
Треугольник с прямым углом
Разгадали кроссворд. Получили слово- Пифагор. Какой вклад внес Пифагор в историю геометрии мы узнаем чуть позже (слайд 6)
2. Задания по готовым чертежам (слайд 7)
Найдите неизвестные стороны и углы
Самопроверка (ответы, слайд). Разбор ошибок, комментированием.
Физкультминутка (слайд, вращение шарика по объемному треугольнику)
Чтобы глазки зорче были
И в очках чтоб не ходить,
Эти лёгкие движения
Предлагаю повторить.
4. Обобщение и систематизация.
1. Решение задач в паре (слайд 8)
Определите по рисунку сколько треугольников и прямоугольников
2.Метод проектов. Выступление учащихся (слайд 9)
Выступление учащихся с мини проектами по теме: «А знаете ли вы? Интересные факты, связанные с прямоугольными треугольниками». (проверка домашнего задания, работа учащихся по группам). Использование проектора, презентации, модели.
1. Как в старину строили прямоугольный треугольник (модель)
3. История солдатского треугольника (изготовление фронтового треугольника)
ученик:
Знаете ли вы, как в старину строили прямоугольный треугольник? (слайд 10)
На веревке делали метки, делящие ее на 12 равных частей, связывали ее концы и растягивали по земле с помощью кольев в виде треугольника со сторонами 3, 4,и 5. Это единственный прямоугольный треугольник , чьи стороны идут последовательно.Называют его Пифагоровым треугольником.,Тогда угол между сторонами, равными 3 и 4 оказывался прямым, построенный натяжением такого шнура, с весьма высокой точностью оказывался прямоугольным и сами шнуры-катеты являлись направляющими для кладки прямого угла сооружения. Египетский треугольник с соотношением сторон 3:4:5 активно применялся для построения прямых углов землемерами и архитекторами.
Мозговой штурм:
Учащиеся пробуют построить прямоугольный треугольник с помощью веревки.
2 ученик: История солдатского треугольника (изготовление фронтового треугольника) (слайд 12)
Главным средством связи в годы Великой Отечественной войны была почта. Это сегодня мы, молодое поколение с трудом понимаем, как жили наши бабушки и дедушки без смартфонов, мобильных телефонов и планшетов. Письма стали главной связующей нитью между тылом и фронтом. Письмо из дома было настоящим праздником для бойцов, и прибытие почты для многих фронтовиков было важнее прибытия полевой кухни.
Фронтовое письмо – это простой лист бумаги, сложенный особым образом. Обычный прямоугольный лист сворачивали треугольником, а оставшуюся полоску бумаги вставляли внутрь. На фронтовые письма не клеили марок, их не заклеивали, так как было известно, что перед тем, как они попадут к родным и близким, их обязательно прочтет военная цензура (в условиях большой войны такой орган был необходим). На наружной стороне треугольника писали адрес и оставляли чистое место для отметок почтовых служб. Дефицитом на фронте были и чистые листы бумаги, поэтому писали на всем, что имело чистую поверхность: на бланках документов, обрывках плакатов и даже на обрывках упаковок для еды.
Выполнить своими руками фронтовое письмо и написать послание ветеранам
Наш народ- победитель этой войны, спаситель всего мира от фашистов! Помните об этом, гордитесь своими предками и будьте достойны их памяти!
Тот, кто сегодня помнит прошлое своей страны, достоин будуще
4. Контроль знаний
Самостоятельная работа (слайд 13)
Вариант 1
Угол при вершине равнобедренного треугольника равен 120°. Высота , проведённая к боковой стороне равна 11 см. Найдите основание этого треугольника.
Один из углов прямоугольного треугольника равен 60°, сумма гипотенузы и меньшего из катетов равны 15 см. Найдите гипотенузу.
Вариант 2.
1. Угол при вершине равнобедренного треугольника равен 120°. Высота , проведённая к боковой стороне равна 13 см. Найдите основание этого треугольника.
2. Один из углов прямоугольного треугольника равен 60°. Сумма гипотенузы и меньшего из катетов равны 21 см. Найдите гипотенузу.
Ответы к самостоятельной работе(слайд 13)
5.Итог урока
Рефлексия учебной деятельности на уроке
-За что ты можешь похвалить себя на уроке?
Что тебе удалось на уроке?
Над чем еще нужно поработать?
Зачем нам нужен был этот урок?
С каким настроением ребята вы уходите с урока? Если с хорошим покажите с помощью пальцев прямой угол, с плохим- острый угол.
6.Домашнее задание:
1. Повторить определение и свойства прямоугольного треугольника
2. Практическое задание
Раздать учащимся шаблоны прямоугольных треугольников. Найти среди них равные треугольники. Почему данные треугольники равны?
(Совпадают наложением). А это уже следующая тема нашего урока. Мы будем изучать признаки равенства прямоугольных треугольников
Спасибо за урок!
Подготовила: учитель математики Туаршева Ф.М.