План-конспект урока по истории России (6 класс)
Тема Москва – центр борьбы с владычеством. Куликовская битва.
Цели:
- образовательные: систематизация знаний по истории определенного исторического периода, знакомство с историческими процессами Руси второй половины XIV века: объединение земель и героическая борьба народа за независимость, за уничтожение монголо-татарского ига;
- развивающая: развитие у учащихся умения обобщать и логически мыслить, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать выводы;
- воспитательная: формирование патриотических и нравственных чувств, глубокого уважения к истории Родины, воспитание у учащихся гордости за свой народ.
Оборудование: карта «Объединение Руси в единое централизованное государство», компьютер и мультимедийный проектор, генеалогическая таблица потомков князя Всеволода Большое Гнездо; портрет Дмитрия Донского.
Ход урока
Шли годы. И с Москвою во главе
Неспешно, потихоньку, понемногу
Из множества разрозненных земель
Единое слагалось государство,
Как из перстов слагается кулак.
Н. Кончаловская
I. Организационный этап урока.
Создание эмоционального настроя. Вводное слово учителя.
II. Основная часть урока.
Работа по теме «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва»
1. Борьба Москвы за политическое первенство.
а) Работа с эпиграфом урока. Постановка проблемного вопроса.
Обратите внимание на эпиграф. Почему «с Москвою во главе… единое слагалось государство»? Почему именно Москва стала центром объединения земель? Закономерность или случай лежал в основе возвышения Москвы? Ведь за право стать центром земель русских боролись два княжества: Тверское и Московское… (Причинами возвышения Москвы было не только ее выгодное географическое положение, приток населения в северные районы, торговые связи, но и дальновидная политика московских князей, направленная на усиление Москвы и объединение русских князей.)
б) Изучение схемы «Династия московских князей» (Схема высвечивается на экране)
Примечание. Составление схемы может быть предложено учащимся в качестве индивидуального самостоятельного задания.
Династия московских князей
Иван Калита
Даниил Московский
Юрий
Долгорукий
Иван Красный
Симеон Гордый
Андрей Боголюбский
Симеон
Владимир Серпуховский
Дмитрий Донской
Учитель. Последнюю точку в противоборстве между Московским и Тверским княжествами поставило восстание тверичей, которое было подавлено ханом Узбеком с помощью Ивана Калиты. (Учитель обращает внимание учащихся на схему, на которой они находят имя Ивана Калиты.)
Задание классу:
- Дайте оценку поступку Ивана Калиты. Для чего Калите нужно было право собственноручно собирать дань с русских земель? Учащиеся высказываются, предлагают свои аргументированные мнения, после чего учитель, подводя итоги, делает вывод.
Вывод: Русь не готова была к поединку с Ордой. Это хорошо понимал Иван Калита. Уяснив политику Орды «Разделяй и властвуй», он сумел подчинить е интересам Руси.
2. Дмитрий Донской и Куликовская битва
а) Слово учителя.
Учитель. Мы переходим к самым значительным событиям этого периода на Руси. В начале 60-х годов XIV века борьба с монголо-татарским игом была названа новым московским князем Дмитрием Ивановичем важнейшей политической задачей.
На экране высвечивается портрет Дмитрия Донского.
б) Сообщение учащегося. Рассказ о Дмитрии Ивановиче Донском.
Комментарий. Важно, чтобы учащийся обратил внимание на одно из главных достоинств Донского: умение слушать советников, выбирать нужное и полезное.
в) Интерактивная беседа.
Учитель. Но Орда никак не хотела смириться с усилением Московского княжества. Темник Мамай, захвативший власть в Золотой Орде, решил повторить поход Батыя. Какие же цели стояли перед предводителем Орды и Московским князем?
Учащиеся высказывают свои мнения, после чего учитель делает вывод, для этого может быть использован слайд мультимедийной презентации. Желательно, чтобы содержание этого слайда было перенесено учащимися в тетрадь.
Цель Московского князя | Цель Мамая |
Объединение русских земель, освобождение от ордынского ига | Мамай мечтал о славе Батыя, стремился унизить московское княжество |
Летописец так пишет о плане похода Мамая на Русь: «Приму землю Русскую и разорю церкви христианские, а веру их на свою переложу… и баскакы посажаю по всем градам русским, а князей русских изобью».
Учитель. И вот перед Дмитрием Ивановичем встает трудная задача: как спасти Русь? Покориться или взяться за оружие?
Учащиеся высказывают свои мнения.
- С чего нужно начинать подготовку к сражению?
- Проанализируйте политическую обстановку и попробуйте предположить: кто мог бы стать союзником каждого из противников?
Учащиеся высказывают свои соображения, учитель делает вывод, который проецируется на слайде, после чего учащиеся записывают информацию в тетрадях.
Подготовка к сражению
Союзники Московского князя | Союзники Мамая |
Князь Полоцкий Князь Брянский Сыновья литовского князя Ольгерда Крестьяне и ремесленники из русских земель | Литовский князь Ягайло Рязанский князь Олег |
Комментарий. Учителю необходимо обратить внимание учащихся на огромную роль православной церкви, которая поддерживала политику московских князей в стремлении к объединению. Перед выступлением из Москвы великий князь отправился в Троице-Сергиеву лавру, основанную святым пустынником Сергием Радонежским. Тот благословил Дмитрия на войну, уверил в победе, хотя и соединенной с сильным кровопролитием, и отпустил с ним в поход двух монахов – Александра Пересвета и Родиона Ослябя.
Учитель. Каким же был ход Куликовской битвы? Думаю, самое время дать слово эксперту. (Подготовленный ученик рассказывает о ходе битвы 8 сентября 1380 года, а на экране высвечивается схема битвы и картина «Бой Пересвета с Челубеем».)
Учитель: Почему Русь собрала большое и хорошо вооруженное войско?
- В чем проявилась сила духа русских воинов на Куликовском поле?
3. Историческое значение Куликовской битвы.
Учитель. Какое значение в истории нашей Родины имеет Куликовская битва?
Учащиеся формулируют свои ответы, учитель обобщает их, делая вывод и демонстрируя слайды.
Значение Куликовской битвы:
1. Русь спасена от разгрома.
2. Русский народ убедился, что врага можно победить, только объединив свои силы.
3. Ускорилось объединение земель вокруг Москвы.
Учитель. Нос победой в Куликовской битве монголо-татарское иго еще не было уничтожено. В 1382 году хан Тохтамыш пришел в Москву и разорил ее. Тем не менее, хоть и снова пришлось платить дань Орде, ненавистное иго ослабело. Оно было свергнуто в 1480 году централизованным Русским государством.
III. Закрепление изученного материала.
1. Учитель называет учащимся несколько дат (1380 г., 1382 г., 1480 г.) и имен (Пересвет, Ослябя, Непрядва, Дмитрий Донской, хан Мамай, хан Тохтамыш, Сергей Радонежский). Задача учащихся – назвать историческое событие.
2. Учащиеся отвечают на проблемный вопрос: «Роль князя Дмитрия Ивановича в победе русских воинов в битве на Куликовском поле». (Вопрос был предложен учащимся в качестве домашнего задания к этому уроку.)
Учитель делает вывод:
- Дмитрий Иванович верил в силы народа, и народ поднимался на борьбу с врагом. Дмитрий Донской был бесстрашным воином, и его тактические решения в выборе места битвы сыграли важную роль в победе на Куликовском поле.
IV. Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Изучить тему в учебнике, посвященную Дмитрию Донскому и Куликовской битве.