СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План - конспект урока по химии в 10 классе "Бензол. Получение бензола"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

п

Просмотр содержимого документа
«План - конспект урока по химии в 10 классе "Бензол. Получение бензола"»

Технологическая карта урока


Тема урока

Бензол. Получение бензола.

Дидактические цели:




Познакомить учащихся с историей открытия бензола и с его физическими свойствами. Путем решения расчетной задачи вывести молекулярную формулу соединения. На противоречии предполагаемых и действительных свойств выявить и объяснить особенности строения молекулы. Рассмотреть строение молекулы бензола, повторив на его примере виды гибридизации атомов углерода, виды химической связи. Обратить внимание на особенности строения. На противоречии предполагаемых и действительных свойств выявить и объяснить особенности строения молекулы. Познакомить с понятием

«ароматичность».

Целеполагание от ученика

Личностные цели: осмыслить цели образования; приобрести веру в себя, в свои потенциальные возможности; реализовать конкретные индивидуальные способности; уметь самовыражаться через материал предмета.
Предметные цели: знать основные понятия, явления, законы.

Оргдеятельностные цели: овладеть навыками самоорганизации учебной деятельности; уметь ставить перед собой цель; планировать деятельность.

Личностная значимость изучаемого для школьника

Обучающийся знает: употребляемые термины; конкретные факты; методы и процедуры, основные понятия, правила и приемы.
Обучающийся применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях, демонстрирует правильное применение метода или процедуры, использует понятия и принципы.
Обучающийся выполняет заданную преподавателем работу, проявляет интерес к учебной дисциплине.
Обучающийся принимает на себя ответственность за свои действия, понимает свои возможности и ограничения.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • в ценностно-ориентационной сфере — воспитывать дисциплинированность, ответственное отношение к учебному труду; вырабатывать  личностные качества: аккуратности, внимательности при выполнении работы, точности ответов, создать условия работы в коллективе и  индивидуально, воспитывая  тем самым ответственность перед выполнением заданий, добросовестность.

  • в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

  • в познавательной сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.

Метапредметные результаты:

  • создать условия для развития самостоятельности учеников, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; 

  • развитие информационной компетентности, логического мышления, развивать объективную самооценку.

  • умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

  • умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

  • использование различных источников для получения химической информации.
    Предметные результаты:
    1. В познавательной сфере:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по основным вопросам изученной темы: строение углеводородов (в сравнении), вытекаемые из сравнения свойства, гомология, изомерия, номенклатура углеводородов;

  • умение осуществлять генетические превращения; проконтролировать теоретические знания учащихся по данным вопросам и умение применять эти знания на практике;

  • проверить знания учащихся уч-ся о различных гомологических рядах углеводородов, сформированность умений составлять молекулярные, структурные и электронные формулы органических веществ;

  • проводить расчёты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по % содержанию элемента и плотности вещества;

  • описывать демонстрационные эксперименты, используя для

этого родной язык и язык химии;

  • делать выводы и умозаключения из наблюдений, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;

  • структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.

3. В трудовой сфере:

  • конструировать модели химических молекул.

План урока

  1. Организация начала урока

  2. Актуализация знаний

  3. Проверка домашнего задания

  4. Введение проблемно ситуации

  5. Выдвижение гипотезы – проектируемого субъекта результата

  6. Проверка произведенного решения

  7. Первичное обобщение и введение новых знаний в систему знаний учащихся

  8. Закрепление нового материала

  9. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению

  10. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Метод обучения,

технологии

Проблемный метод обучения

Рассказ

Демонстрация

Письменный контроль

Фронтальная работа


-разноуровневое обучение;

-информационно-коммуникационные технологии;

-здоровьесберегающие технологии

Формы организации учебной деятельности

Фронтальная

-урок ознакомления с новым материалом

Приемы деятельности учителя

  • интонационное выделение учителем логически важных моментов изложения;

  • демонстрация учащимся таблиц, схем, видеороликов с целью иллюстрирования отдельных выводов;

  • наводящие вопросы учащимся, побуждающие к актуализации знаний и способов действия.

  • наводящие вопросы учащимся, помогающие выбору правильных путей решения задачи, одновременно указывающие на различные подходы к ней;

задание учащимся на обобщение фактов, изложенных учителем в специальной последовательности;

демонстрация объекта, явления, побуждающая к вычленению

сущности.

Познавательные вопросы и задания


1 вариант.

1. Величина валентного угла между атомами углерода при тройной связи в молекуле пропина равна: 90,109,20;120,180

2. Молекула ацетилена имеет: линейное строение, плоское, зигзагообразное, тетраэдрическое

3. Какая из связей между атомами углерода в ацетилене более прочная: пи, сигма, прочность связей одинаковая

4. Изомерия углеродного скелета алкинов начинается с: этина, пропина, бутина, пентина

5. Изомерия положения кратной связи алкинов начинается с: этина, пропина, бутина, пентина

6. У алкинов отсутствует изомерия: углеродного скелета, геометрическая, положения кратной связи, верного ответа нет

7. В промышленности ацетилен получают: дегидробромированием 1,2диброэтана, пиролизом метана, гидролизом карбида алюминия, крекингом пропана

8. Ацетилен представляет собой: газ, жидкость, твердое вещество

9. Массовая доля углерода в алкине равна 90,0%. Этот алкин: этин, пропин, бутин, пентин

10. Плотность паров алкина по воздуху равна 1,86. Этот алкин: этин, пропин, бутин, пентин

2 вариант.

Вставьте в текст подходящие по смыслу термины, приве­денные в скобках.

1. Ацетиленовыми углеводородами или ... (алканами, алке­нами, алкинами) называются ациклические углеводороды, в молекулах которых имеется одна ... (двойная, тройная) уг­лерод-углеродная связь.

2. Первым представителем этого го­мологического ряда является ... (этин, этен, этан).

3. Состав ацетиленовых углеводородов отвечает общей формуле ... (СnН2n+2 СnН2n, СnН2n-2).

4. Молекула ацетилена ... (плоская, линейная, зигзагообразная).

5. Угол между осями гибридных орбиталей составляет ... (90°, 109°28', 120°, 180°), а оси негиб­ридных р-орбиталей ... (совпадают, взаимно-перпендикуляр­ны).

6. Между атомами углерода в ацетилене имеются ... (од­на, две, три) σ-связи и (одна, две, три)

π-связи.

7. Ацетилен можно получить гидролизом … (карбида алюминия, карбоната кальция, карбида кальция, гидроксида кальция).

Закрепление:

  1. Какие углеводороды называются аренами?

  2. Охарактеризуйте особенности строения молекулы бензола.

  3. Назовите важнейшие способы получения аренов, приведите соответствующие уравнения реакций.

  4. Какова общая формула гомологического ряда аренов?

  5. Какова молекулярная формула бензола?

  6. Имеет ли молекула бензола кратные связи, подобные двойным связям в молекулах алкенов?

  7. В каком состоянии гибридизации находятся атомы углерода в молекуле бензола?

  8. Чему равен валентный угол в молекуле бензола?

  9. Каково современное изображение молекулы бензола?

  10. Что такое ароматическая связь? Объясните механизм её образования.

Организация деятельности учащихся

находят молекулярные формулы веществ по процентному составу элементов в органических веществах;

решают задачи на определение массы или объёма, если исходное вещество имеет определённую массовую долю примесей;

углубляют знания об основных положениях теории строения органических соединений

характеризуют суть химических превращений;

систематизируют и обобщают знания по химическим свойствам предельных и непредельных углеводородов.

Место в структуре темы

Тема 2. Углеводороды и их природные источники.

12-ий урок темы, изучение нового материала.

Развиваемые УУД

Предметные: формулируют и воспроизводят понятия «Ароматические углеводороды», «Ароматическая связь», «sp3 - гибридизация», «Физические свойства бензола».

Регулятивные: умение ставить цель, определять задачу;

умение решать проблемы; внесение необходимых дополнений и коррективов  в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

Коммуникативные: умение согласованно выполнять совместную деятельность; четко  выражать свои мысли; оказывать поддержку друг другу и сотрудничать как с учителем, так и друг с другом; планировать и согласованно выполнять совместную деятельность; правильно выражать свои мысли

Личностные: действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.

Средства обучения, оборудование

мультимедийная презентация, мини-плакаты с современной структурной формулой бензола, формулой Кекуле, фоновый экран, проектор, компьютер, наборы для построения молекул, реактивы: бензол, раствор йода, раствор перманганата калия.

Основные понятия и термины урока

Бензол. Структурная формула бензола. Ароматическая связь. Формулы Кекуле. Получение бензола из гексана и ацетилена. Видеоролики: «История открытия бензола», «Горение бензола», «Физические свойства бензола», «Отношение бензола к растворам КМпО4 и бромной воде».

Домашнее задание

§ 8, вопросы 1, 3, 5 после параграфа, выучить ключевые понятия темы.

По желанию: оформить презентацию в программе Power Point.

Индивидуальные задания по карточкам для сдающих ЕГЭ.

Оценки за урок

За тестовый контроль, за активные ответы, моделирование.

Источники информации

1 Учебная литература:

Тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ.

2) А.А. Каверина, Д.Ю. Добротин. ЕГЭ-2013. Химия: самое полное издание типовых вариантов заданий. М.: Астрель, 2013

3) А.Э Антошин. ЕГЭ 2013. Сдаем без проблем М.: ЭКСМО, 2012

4) В.Н. Доронькин, А.Г. Бережная. Химия. Подготовка к ЕГЭ. Тематические тесты. Базовый и повышенный уровни. 10-11 клссы. Ростов-на-Дону: Легион, 2013

5) Р.А.Лидин. Химия: справочник. М.: АСТ: Астрель, 2014

6) Н.Е. Кузнецова, А.Н. Лёвкин. Задачник по химии. 10 класс. М: Издательский центр «Вентана-Граф», 2013

7) А.А. Каверина. ЕГЭ 2012. Химия. Актив-тренинг. Решение заданий А, В, С. М: Национальное образование, 2011

Электронный ресурс:

1) Сборник демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы. Школьный химический эксперимент. Органическая химия, часть 1. Современная гуманитарная академия, 2004

2) Образовательная коллекция 1С. Органическая химия. 10-11 классы. Лаборатория систем мультимедиа МарГТУ, 2000-2003.

3) Демонстрационное поурочное планирование. Органическая химия. В помощь учителю. Издательство «Учитель», 2007.

4) 1С: Репетитор. Химия. Теоретическая химия, неорганическая химия, органическая химия. ЗАО «1С»,1997-2001.

5) Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по химии Кирилла и Мефодия. ООО «Кирилл и Мефодий», 2002