М. Е. Салтыков-Щедрин
"Премудрый пескарь"
учитель русского языка и литературы
Джамадинова Айше Айединовна
Тема: М.Е Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь»
Цель обучающая: формировать у учащихся умение определять идейно-художественное своеобразие произведения, повторить особенности сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина, дать понятие об условности в искусстве.
Цель развивающая: развивать творческое мышление, навыки групповой самоорганизации, логическое мышление; развивать навык устной речи , способность чётко формулировать свои мысли; развивать ценностно-смысловую сферу сознания личности.
Воспитательные цели: воспитывать активную жизненную позицию, человеческую порядочность, уверенность в своих силах.
Задачи: 1. Способствовать формированию умения выделять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
2. Обучить составлению логической схемы;
3. Развивать коммуникативные качества.
Оборудование: портрет писателя, тексты, словарь, Е. Г. Лукьянова, С. А. Лукьянов, М. И. Мещерякова, Я. В. Темиз зарубежная литература в таблицах и схемах, раздаточный материал.
Ход урока
1. Организационный момент, приветственное слово учителя.
2. Актуализация опорных знаний и постановка цели урока.
Как вы видите, на доске тема урока не записана. В конце урока вам предлагается самим придумать название нашему уроку. Ну а говорить сегодня мы будем о Салтыкове-Щедрине.
Великий Салтыков-Щедрин
Сегодня снова вместе с нами.
"Сатиры смелый властелин "
Сверкает гневными очами.
Максим Горький говорил: "Невозможно понять историю России во второй половине 19в. без помощи Щедрина". Часто его называют "прокурором общественной жизни", " живой совестью страны".
- Как вы думаете, почему он удостоился таких определений?
Действительно, его произведения остро социальны. Своё писательское кредо он сформировал так: "Неизменным предметом моей литературной деятельности был протест против произвола, лганья, хищничества, предательства, пустомыслия".
В качестве своего оружия он выбрал сатиру, " он проповедовал любовь враждебным словом отрицания".
- Давайте вспомним, что такое сатира?
Методическая рекомендация: в начале урока можно назначить двух помощников - "литературоведов", которые, пользуясь словарём и другими источниками, будут помогать давать определения терминам.
Салтыков-Щедрин не случайно появляется именно в это время. Сатира всегда возникает в эпоху исторических сломов и катаклизмов, коренной смены идеологических ценностей. Так, кризис рабовладельческой демократии древних Афин вызвал к жизни сатиру " отца комедии" Аристофана. Эпохе Возрождения сопутствовала сатира Рабле. 1870 -1880 годы в России - годы реакции, которая захватила интеллигенцию и породила настроение страха, упадка. Именно в это время необходимо людям напомнить о человеческом достоинстве, чести, стыде. Недаром последним недописанным произведением. Салтыкова-Щедрина должно было стать произведение с названием "Забытые слова". Забытыми словами должны были стать слова Отчизна, Честь, Совесть.
- Почему мы изучаем произведения Салтыкова-Щедрина сегодня, в 21 в.? Чему может научить нас старик?
На эти и многие другие вопросы мы попытаемся ответить на сегодняшнем уроке.
3. Беседа
Учитель:
Итак, снип - снап - снуре. Снуре Базилюре. Разные люди существуют на свете: портные, пекари, сапожники, учителя, врачи, но есть среди них особый род людей - сказочники. К сказочникам можно отнести и Салтыкова-Щедрина. Только сказки он писал особые - для "детей изрядного возраста".
- Как вы думаете, кому адресовал свои сказки
Салтыков-Щедрин? ( Для взрослых, нуждающихся в разъяснении, поучении.)
- Почему писатель обращается к жанру сказки?
(Из-за цензурных соображений и жанр сказки близок для понимания народу.)
- Давайте вспомним, что такое сказка?
- Методический комментарий: здесь важна помощь "литературоведов".
Сказка - занимательный устный рассказ, имеющих целью нравоучение и развлечение. Сказки бывают волшебные, бытовые и о животных. Для сказки характерны следующие элементы: зачин, присказки, пословицы, формы пространства и времени, повторы, символика чисел 3, 7.
- Соответствуют ли изучаемые нами произведения Салтыкова-Щедрина жанру сказки?
Учащиеся доказывают, опираясь на текст, наличие зачина, при сказок, пословиц, формул пространства и времени.
- Чем сказки Салтыкова-Щедрина отличаются от народных сказок?
1. Моя хата с краю - ничего не знаю.
2. Смысл жизни этой вижу в том,
Чтоб, не жалея ни души, ни тела,
Идти вперёд, любить и делать дело,
Себя не оставляя на потом.
А. Макаревич
3.Своя рубашка ближе к телу.
4. Виноградную косточку в тёплую землю зарою,
И лозу поцелую, и спелые зёрна сорву,
И друзей позову,
На любовь своё сердце настрою.
А иначе зачем на земле этой вечной живу?
Б. Окуджава
5. Всяк сверчок знай свой шесток.
6. Будь же сам к себе построже,
И добрее к прочим людям!
Ведь и ты шагаешь тоже
По тропинкам чьих-то судеб. В. Шефнер
Учитель:
Скажи: какой ты след оставишь?
След,
Чтобы вытерли паркет
Цель посмотрели косо в след,
Или незримый прочий след
В чужой душе на много лет?
- Какой след в жизни оставил пескарь? Какие мысли посещают его перед смертью?
- Давайте попробуем составить логическую схему к сказке Салтыкова-Щедрина.
Цель: выяснить, в чём смысл жизни.
Жизнь пескаря
Цель жизни: Черты характера:
"Гляди в оба"
глупость
трусость
беспомощность
эгоизм
пассивность
равнодушие
бесцельное существование
Жизненный итог:
"Жил - дрожал, и умирал - дрожал"
Идея: трусость, страх, равнодушие лишают жизнь смысла.
- Кто из вас по гороскопу Рыбы? Хотели бы вы быть пескарями? Почему?
Учитель: Если жить так, как жил пескарь не годится, то как надо жить?
Из предложенных цитат выберите те, которые созвучны философии пескаря, и те, которые указывают, ради чего следует жить. Прокомментируйте.
(Учащиеся приходят к выводу, что надо жить ради семьи, друзей. Ребята говорят о том, что каждый несёт ответственность за всё, что происходит не только с нами, но и другими и вокруг нас. Смысл человеческой жизни - самореализации. Твоя жизнь прожита не напрасно, если ты оставил что-то полезное после себя.)
4. Работа по группам.
1 группа. Найти сатирические приёмы, используемые Салтыковым-Щедриным в сказке "Премудрый пескарь".
(Ирония, " эзопов язык", аллегория, сарказм)
2 группа. Как переплетаются реальной исторический и сказочный планы? Кого имел в виду писатель под пескарём?
3 группа. Объясните смысл названия сказки.
4 группа. Почему мы читаем Салтыкова-Щедрина в 21 веке?
5. Обобщение.
- Как можно было бы назвать наш урок?
- Подберите эпиграф к уроку.
6. Заключительное слово учителя.
Мне хотелось бы вам напомнить древнюю мудрость: "Не бойтесь врагов: они могут лишь убить вас. Не бойтесь друзей: они могут лишь предать вас. Бойтесь равнодушных: только с их молчаливого согласия совершается и то, и другое."
Поломанные телефонные трубки, разбитые фонари, оплёванные улицы - это результат нашего равнодушия. Мне хотелось бы закончить наш урок словами Л. Толстого: " Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться и ошибаться, вечно бороться и лишаться, а спокойствие - это душевная подлость".
7. Домашнее задание.
Сочинение "Над чем заставили меня задуматься сказки Салтыкова-Щедрина?"