СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по литературе»











М. Е. Салтыков-Щедрин

"Премудрый пескарь"


















учитель русского языка и литературы

Джамадинова Айше Айединовна





Тема: М.Е Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь»

Цель обучающая: формировать у учащихся умение определять идейно-художественное своеобразие произведения, повторить особенности сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина, дать понятие об условности в искусстве.


Цель развивающая: развивать творческое мышление, навыки групповой самоорганизации, логическое мышление; развивать навык устной речи , способность чётко формулировать свои мысли; развивать ценностно-смысловую сферу сознания личности.

Воспитательные цели: воспитывать активную жизненную позицию, человеческую порядочность, уверенность в своих силах.

Задачи: 1. Способствовать формированию умения выделять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;

2. Обучить составлению логической схемы;

3. Развивать коммуникативные качества.

Оборудование: портрет писателя, тексты, словарь, Е. Г. Лукьянова, С. А. Лукьянов, М. И. Мещерякова, Я. В. Темиз зарубежная литература в таблицах и схемах, раздаточный материал.

Ход урока

1. Организационный момент, приветственное слово учителя.

2. Актуализация опорных знаний и постановка цели урока.

Как вы видите, на доске тема урока не записана. В конце урока вам предлагается самим придумать название нашему уроку. Ну а говорить сегодня мы будем о Салтыкове-Щедрине.


Великий Салтыков-Щедрин

Сегодня снова вместе с нами.

"Сатиры смелый властелин "

Сверкает гневными очами.


Максим Горький говорил: "Невозможно понять историю России во второй половине 19в. без помощи Щедрина". Часто его называют "прокурором общественной жизни", " живой совестью страны".

- Как вы думаете, почему он удостоился таких определений?

Действительно, его произведения остро социальны. Своё писательское кредо он сформировал так: "Неизменным предметом моей литературной деятельности был протест против произвола, лганья, хищничества, предательства, пустомыслия".

В качестве своего оружия он выбрал сатиру, " он проповедовал любовь враждебным словом отрицания".

- Давайте вспомним, что такое сатира?

Методическая рекомендация: в начале урока можно назначить двух помощников - "литературоведов", которые, пользуясь словарём и другими источниками, будут помогать давать определения терминам.

Салтыков-Щедрин не случайно появляется именно в это время. Сатира всегда возникает в эпоху исторических сломов и катаклизмов, коренной смены идеологических ценностей. Так, кризис рабовладельческой демократии древних Афин вызвал к жизни сатиру " отца комедии" Аристофана. Эпохе Возрождения сопутствовала сатира Рабле. 1870 -1880 годы в России - годы реакции, которая захватила интеллигенцию и породила настроение страха, упадка. Именно в это время необходимо людям напомнить о человеческом достоинстве, чести, стыде. Недаром последним недописанным произведением. Салтыкова-Щедрина должно было стать произведение с названием "Забытые слова". Забытыми словами должны были стать слова Отчизна, Честь, Совесть.

- Почему мы изучаем произведения Салтыкова-Щедрина сегодня, в 21 в.? Чему может научить нас старик?

На эти и многие другие вопросы мы попытаемся ответить на сегодняшнем уроке.

3. Беседа

Учитель:

Итак, снип - снап - снуре. Снуре Базилюре. Разные люди существуют на свете: портные, пекари, сапожники, учителя, врачи, но есть среди них особый род людей - сказочники. К сказочникам можно отнести и Салтыкова-Щедрина. Только сказки он писал особые - для "детей изрядного возраста".

- Как вы думаете, кому адресовал свои сказки

Салтыков-Щедрин? ( Для взрослых, нуждающихся в разъяснении, поучении.)

- Почему писатель обращается к жанру сказки?

(Из-за цензурных соображений и жанр сказки близок для понимания народу.)

- Давайте вспомним, что такое сказка?

- Методический комментарий: здесь важна помощь "литературоведов".

Сказка - занимательный устный рассказ, имеющих целью нравоучение и развлечение. Сказки бывают волшебные, бытовые и о животных. Для сказки характерны следующие элементы: зачин, присказки, пословицы, формы пространства и времени, повторы, символика чисел 3, 7.

- Соответствуют ли изучаемые нами произведения Салтыкова-Щедрина жанру сказки?

Учащиеся доказывают, опираясь на текст, наличие зачина, при сказок, пословиц, формул пространства и времени.

- Чем сказки Салтыкова-Щедрина отличаются от народных сказок?


1. Моя хата с краю - ничего не знаю.


2. Смысл жизни этой вижу в том,

Чтоб, не жалея ни души, ни тела,

Идти вперёд, любить и делать дело,

Себя не оставляя на потом.

А. Макаревич


3.Своя рубашка ближе к телу.


4. Виноградную косточку в тёплую землю зарою,

И лозу поцелую, и спелые зёрна сорву,

И друзей позову,

На любовь своё сердце настрою.

А иначе зачем на земле этой вечной живу?

Б. Окуджава


5. Всяк сверчок знай свой шесток.


6. Будь же сам к себе построже,

И добрее к прочим людям!

Ведь и ты шагаешь тоже

По тропинкам чьих-то судеб. В. Шефнер

Учитель:

Скажи: какой ты след оставишь?

След,

Чтобы вытерли паркет

Цель посмотрели косо в след,

Или незримый прочий след

В чужой душе на много лет?

- Какой след в жизни оставил пескарь? Какие мысли посещают его перед смертью?

- Давайте попробуем составить логическую схему к сказке Салтыкова-Щедрина.

Цель: выяснить, в чём смысл жизни.

Жизнь пескаря

Цель жизни: Черты характера:

"Гляди в оба" глупость

трусость

беспомощность

эгоизм

пассивность

равнодушие

бесцельное существование

Жизненный итог:

"Жил - дрожал, и умирал - дрожал"

Идея: трусость, страх, равнодушие лишают жизнь смысла.

- Кто из вас по гороскопу Рыбы? Хотели бы вы быть пескарями? Почему?

Учитель: Если жить так, как жил пескарь не годится, то как надо жить?

Из предложенных цитат выберите те, которые созвучны философии пескаря, и те, которые указывают, ради чего следует жить. Прокомментируйте.

(Учащиеся приходят к выводу, что надо жить ради семьи, друзей. Ребята говорят о том, что каждый несёт ответственность за всё, что происходит не только с нами, но и другими и вокруг нас. Смысл человеческой жизни - самореализации. Твоя жизнь прожита не напрасно, если ты оставил что-то полезное после себя.)

4. Работа по группам.

1 группа. Найти сатирические приёмы, используемые Салтыковым-Щедриным в сказке "Премудрый пескарь".

(Ирония, " эзопов язык", аллегория, сарказм)

2 группа. Как переплетаются реальной исторический и сказочный планы? Кого имел в виду писатель под пескарём?

3 группа. Объясните смысл названия сказки.

4 группа. Почему мы читаем Салтыкова-Щедрина в 21 веке?

5. Обобщение.

- Как можно было бы назвать наш урок?

- Подберите эпиграф к уроку.

6. Заключительное слово учителя.

Мне хотелось бы вам напомнить древнюю мудрость: "Не бойтесь врагов: они могут лишь убить вас. Не бойтесь друзей: они могут лишь предать вас. Бойтесь равнодушных: только с их молчаливого согласия совершается и то, и другое."


Поломанные телефонные трубки, разбитые фонари, оплёванные улицы - это результат нашего равнодушия. Мне хотелось бы закончить наш урок словами Л. Толстого: " Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться и ошибаться, вечно бороться и лишаться, а спокойствие - это душевная подлость".

7. Домашнее задание.

Сочинение "Над чем заставили меня задуматься сказки Салтыкова-Щедрина?"