План-конспект урока № 88
Предмет :Литературное чтение Класс 3
Тема урока: М. М. Зощенко «Великие путешественники».
Цель урока: продолжать знакомить учащихся с творчеством М. М. Зощенко; учить детей осознанному чтению, анализировать свои поступки и поступки других людей, воспитывать доброе, чуткое отношение к людям, развивать мышление, речь.
Планируемые результаты (УУД):
Личностные: проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей и поэтов; осознавать мудрость старших, проявлять к ним любовь и уважение; осмысливать поступки героев литературного произведения, сравнивать их со своими собственными.
Предметные: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста, совершенствовать читательские умения работы с текстом, определять главную мысль текста.
Метапредметные:
Регулятивные: формулировать и сохранять учебную задачу; планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать словесную оценку учителя и товарищей; осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера
Познавательные: учить формировать тему и цели урока; отвечать на вопросы по содержанию произведения; давать аргументированные ответы, делать выводы, осуществлять поиск и выделять конкретную информацию..
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, работать в паре, слушать собеседника, излагать своё мнение и вести диалог.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник Литературное чтение 3 класс. 2 ч. / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М.В. Бойкина - М.: Просвещение,; словарь.
Ход урока
I.Организационный момент.
В класс пришел не хмурь лица,
Будь весёлым до конца.
Не ленись, улыбнись,
Всем заданиям подчинись!
Психологический настрой. Дыхательная гимнастика.
- Ребята, закройте глаза и представьте, что у вас в руках зажжённая свеча. Сделайте глубокий вдох и тихо – тихо выдохните так, чтобы не загасить пламя тоненькой струйкой воздуха. Ещё раз вдохните и резко одним выдохом погасите свечку. А теперь наберите побольше воздуха в лёгкие и сдуйте все преграды и сложности на своём пути. Молодцы! Откройте глазки. А чтобы урок пошёл нам впрок, в речевую разминку включайся, дружок!
II.Актуализация опорных знаний
Речевая разминка.
Мы плывём уверенно и строго,
Приближая дальний горизонт.
Штормы и ветры нам не страшны.
Ждут берега нас далёкой страны.
-Прочитайте стихотворение: медленно, с ускорением, шёпотом, громко с вопросительной интонацией, с восклицательной интонацией).
-Как вы понимаете эти строки ?(Высказывания детей.)
-Пусть эти слова станут девизом нашего урока!
Проверка домашнего задания.
• Мозговой штурм.
- Творчество какого писателя мы изучаем?
- Что вы знаете о Михаиле Зощенко?
- Когда и где родился?
- Кто его родители?
- Какая семья?
-Сколько профессий переменил М.Зощенко , прежде чем стать писателем?
- Какими были его рассказы?
- С каким произведением мы познакомились с вами на предыдущих уроках?
• Тестовая работа.
- Выполните тест (приложение).
- Внимательно читайте вопросы, выбирайте ответы и отмечайте их кружком или галочкой.
• Взаимопроверка. Взаимооценка.
- Обменяйтесь карточками и проверьте работу друг друга.
- Оцените работу соседа.
III.Самоопределение к деятельности.
.
-На доске изображены предметы, назовите их.
-Для чего нужны эти вещи? (Для похода).
-Подберите синоним к слову «поход»- (путешествие.)
-Какие возникают ассоциации, когда вы слышите слово «путешествие»?
(Приключения, круиз, снаряжение, открытия, находки, подготовка, поиски,..)
– У нас получилось своё определение. Давайте узнаем, какое определение даётся в словаре С.И.Ожегова.
-Предположите тему урока.
- Что же делают великие путешественники перед началом своего пути?
- Какие цели поставим перед собой?( Познакомиться с содержанием рассказа, объяснить незнакомые слова, учиться анализировать текст, делать выводы, определять главную мысль.)
IV. Изучение нового материала.
Прогнозирование содержания.
Откройте учебники на с.154
- Посмотрите на иллюстрацию, предположите о ком это произведение?(О детях.)
-Как вы думаете, куда они собрались?( Они собрались в поход(на рыбалку, в лес)
- Мы видим, что герои рассказа -дети. А можно ли назвать этих путешественников «великими»?( Нет, они маленькие, ещё мало знают, мало умеют, не могут путешествовать без взрослых. Они легко одеты, у них нет никакого снаряжения.)
- Почему же автор дал своим героям такое название? Как вы думаете?(Мы должны прочитать рассказ и тогда сможем ответить на этот вопрос.)
• Словарная работа. Работа в парах.
- Прежде чем начать знакомство с рассказом, проведём словарную работу. Выясним значение некоторых слов, которые встретятся нам в тексте.
- На доске вы видите слова, обсудите в парах значение этих слов .
Проверка: обсуждение и сравнение с образцом.
Кругосветное путешествие- совершаемое вокруг света, вокруг земного шара.
Рукомойник- сосуд различной формы, служащий для подачи воды при умывании; умывальник.
Маятник- качающийся стержень, прикреплённый верхним концом к неподвижной точке.
Привал- остановка в пути для отдыха во время похода, передвижения.
Перочинный ножик- небольшой складной карманный нож.(Обговаривают правила безопасности.)
Космография- изучает космос и его строение.
• Работа с текстом.
Чтение текста учителем и детьми(с.154-158) до слов « Стёпка торжественно лёг ногами вперёд…»
-Предположите, что могло бы быть дальше?(Ответы детей.)
- Пока наши герои отдыхают, давайте и мы отдохнём.
• Физкультминутка
Продолжение работы над темой урока.
• Беседа после прочтения.
- Сейчас мы дочитаем рассказ до конца и узнаем, чем он закончился.
(Чтение учителем и детьми)
- Понравился ли вам рассказ? Какой он по настроению?
- На самом ли деле Лёля, Минька и Стёпка – великие путешественники?
- Почему же писатель именно так назвал свой рассказ ?
- Какое чувство вызывают у вас герои рассказа: восхищение, уважение, насмешку, улыбку, жалость, сочувствие?
- Почему родители не наказали Лёлю и Миньку за их путешествие?
- Какие слова сказал по этому поводу папа детей? Прочитайте их.
- Согласны ли вы с ним?
- Какой урок извлекли дети из своего «великого путешествия»?
- Кто такие Великие путешественники по вашему мнению?
V. Итог урока.
• Игра «Микрофон»
- А сейчас я хочу взять у вас интервью.(используется микрофон)
- С каким произведением вы сегодня познакомились?
- В каком предложении заключена главная мысль рассказа?
- Давайте подумаем, зачем М.М.Зощенко написал это произведение?( Чтобы мы поняли, что прежде чем что-то делать, надо обязательно всё хорошо обдумать. И ещё: маленькие дети не должны уходить одни из дома без взрослых. )
VI.Рефлексия.
- Что вам особенно запомнилось, понравилось на уроке?
- Когда вам было весело?
- О чём бы вы хотели рассказать своим друзьям?
- Кого бы вы похвалили за работу на уроке?
- За что можете похвалить себя?
VII. Домашнее задание.
Перечитать рассказ с.154-163, подготовить пересказ:
девочки- от лица Лёли, мальчики- от лица Стёпки или Миньки.
По желанию: подготовить сообщение о настоящих Великих путешественниках.
Приложение.
ТЕСТ
1.Что забавляло Лёлю и Миньку, когда они ужинали со взрослыми?
а) вкусная еда б) интересные рассказы в) кто как ест
2.Как Лёля вела себя за столом?
а) сидела тихо б) тараторила без умолку в) хвалила еду
3.Лёлю и Миньку наказали на:
а) неделю б) месяц в) два месяца
4.Лёля прошептала поговорку :
а) добрый скорее сделает, чем сердитый
б) брови нависли – злоба на мысли
в) на сердитых воду возят
5. Разрешив сесть детям снова за стол со взрослыми, папа запретил:
а) разговаривать б) произносить хоть одно слово, в)мешать взрослым разговаривать
6. Неприятная история произошла из – за:
а) булки с маслом б) бутерброда с колбасой в) жареной курицы
7. Что сделал папин начальник , глотнув чай с маслом?
а) подпрыгнул на стуле б) громко закричал в) убежал из комнаты
8. Папа не наказал детей, потому что:
а) пожалел их б) они поступили глупо в) так как были взрослые
9. Золотыми словами были те, что учили:
А) всегда слушаться взрослых
Б) всё делать с учётом изменившейся ситуации
В) никогда не вмешиваться в разговоры старших