1.Орг. этап. | - Добрый день ребята! Прозвенел уже звонок. Начинается урок. Мы сегодня не одни, Гости на урок пришли. Повернитесь поскорей, Поприветствуйте гостей! (слайд 1) -Ребята! Повторяйте за мной. Я – умею думать и понимать, Я – умею слушать и отвечать, Я – могу ошибаться, Я – умею учиться, Я – хочу учиться. (слайд 2) – Девизом нашего урока я хотела взять пословицу. Но она рассыпалась. Помогите ее собрать. Для этого поработайте в паре. (слайд 3) День, нам, каждый, мудрости, жизни, прибавляет, частичку. – Какую пословицу собрали? (по щелчку) -Какое слово в этой пословице является важным? -Найдите в толковом словарике лексическое значение слова МУДРЫЙ. (слайд 4) - Подберите к слову Мудрый синонимы. – Как вы думаете можно ли сразу родиться мудрым? Почему? -Как вы понимаете эту пословицу? -Т.Е. тот, кто обладает большим умом, высшим знанием, хорошим жизненным опытом - Итак, девизом нашего урока пусть будут слова пословицы: «Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.» – К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, в чём вы стали умнее и мудрее за этот урок. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе Приветствуют друг друга. -Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости. -мудрость -Обладающий большим умом. Основанный на больших знаниях, опыте. -Умный, разумный, толковый, здравомыслящий, неглупый… -Нельзя, для того, чтобы стать мудрым нужно многое узнать и многому научиться, овладеть жизненным опытом. -Чтобы стать мудрым надо учиться, много знать, много читать, иметь жизненный опыт | Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: знание основных моральных норм, осознание себя членом общества; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
2. Проверка домашнего задания | -Какой раздел мы с вами изучаем? (слайд5) - Как вы считаете, кого мы можем назвать великим писателем? (по щелчку) - С произведениям какого великого писателя, поэта мы с вами познакомились? -Какое чувство осталось у вас в душе, после знакомства с творчеством этого великого русского поэта? Что вызвало эти чувства? - Что было задано на дом? (слушаем 2-3 учеников) физминутка | -Великие русские писатели - Великий- известный, величайший, талантливый. .А.С. Пушкина «добрые чувства», по мнению А.С.Пушкина, было желание служить своему народу и Родине подготовить наизусть отрывок из любого произведения А.С.Пушкина | Регулятивные: волевая саморегуляция, структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов Личностные : Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результата Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
3. Самоопределение в деятельности Задачи: развивать логическое мышление, заинтересовать новым исследованием, | - Ребята, сегодня мы начинаем знакомство с жизнью и творчеством еще одного замечательного великого писателя. -Я предлагаю вам послушать стихотворение Михаила Исаковского и подумать, кому он мог посвятить эти строки. (слайд 6) Кто не слыхал его живого слова, Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения…….. Мы с каждым годом любим все сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни букварь постигшие едва, И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова. - О ком написал Михаил Исаковский? -Проверьте свое предположение - Чтобы узнать о ком пойдет сегодня на уроке речь, поработайте в группе и разгадайте, что здесь зашифровано: (приложение 1) (слайд 7) - Вспомните, что он писал? - На листочках зашифрованы слова. Поработайте в паре и расшифруйте их. (КЗАСАК, ХОТИСВОРТЕЕНИ, АСНЯБ, ГАЗАДАК) (слайд 8) -Какое общее название им можно дать? - Определите, с каким из них мы ещё не встречались в этом году? (по щелчку) | . ???? Иван Андреевич Крылов -сказка, стихотворение, басня, загадка -литературные жанры -Басня | Регулятивные: волевая саморегуляция, структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов Личностные : П редвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результата Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
4.Актуализация знаний, 1)постановка проблемы. 2) Определение темы и целей урока | Опираясь на задания, которые мы сейчас выполняли сформулируйте тему урока. (слайд 9) - Какие задачи поставим перед собой? Используйте для этого наши фразу: Я думаю, что узнаю…..(слайд 10) - Давайте еще раз прочитаем тему урока , о чем узнаем на уроке.(слайд 11 ) Тема:«Басни И.А.Крылова» Задачи: - Познакомиться с биографией И.А. Крылова - повторить, что такое басня; - выяснить, какие характерные признаки есть у басни; - учиться понимать мораль басни, то есть её смысл. - Что кажется трудным и пока непонятным? - Для этого мы будем учиться думать, размышлять, рассуждать, понимать смысл услышанного и прочитанного, а также делать для себя какие-то выводы. А что нам в этом может помочь? | -И. А. Крылов «Басни» Познакомиться с новыми фактами из биографии И.А. Крылова, вспомнить, что такое басня и познакомиться с новой басней, учиться понимать мораль басни, то есть её смысл. Высказывания детей - Учебник, дополнительная литература, интернет, взрослые. | Регулятивные: умение определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, проводить анализ и классификацию по заданным критерии ям; действовать по намечен ному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник. Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам. Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям |
5.Новый материал. 1)Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель: Подготовить учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и зафиксировать индивидуальное затруднение. 2)Выявление места и причины затруднения. Цель: Восстановить выполненные операции и зафиксировать место – шаг, где возникло затруднение. 3)Построение проекта выхода из затруднения Цель: постановка цели урока и выбор способа решения учебной проблемы, 4)Реализация построенного проекта. Цель: учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. | - -Посмотрите на портрет писателя. Каким он вам представляется по характеру? (слайд 12) 1. Скажите, чтобы решить первую задачу, в каких источниках можно найти информацию о И.А, Крылове? – Диана . Подготовил для вас небольшую информацию о жизни И.А. Крылова. 2. -Откройте учебник на с. 132 и прочитаем статью о творчестве И.А. Крылова. (слайд 14) - В чём состоял его успех? 3. Обратимся к следующей задаче урока: вспомнить , что такое басня? - Что же такое «басня»? (слайд 15) - Из каких источников мы можем узнать (уточнить), что такое «Басня»? - Поработайте со словарем и найдите определение, что такое «Басня». (если дети не дали полный ответ) (слайд 16) 4.- А сейчас, поработайте в группе. Ваша задача найти основные признаки басни (у каждой группы карточка: -присутствуют волшебные предметы; -небольшое произведение, написанное стихами или прозой; - повторы событий (троекратные) -высмеиваются пороки и недостатки людей — хитрость, ложь, жадность, глупость и др. - присутствуют превращения; -обычно главные герои животные, в которых легко узнать людей; - дает поэтически-условное изображение предмета или явлений окружающей действительности. -заканчивается или начинается моралью — выводом, поучением. (слайд 17, по щелчку)) -На какой жанр похожа басня, если животные там разговаривают и действуют, как люди? 5.- Сегодня мы познакомимся ещё с одной басней И.А.Крылова - Посмотрите на слова, найдите лишнее животное в этой группе и объясните, по какому признаку вы его выделили: Собака, кошка, мартышка, корова, овца, коза. (слайд 18, по щечку) - А как вы думаете, почему я именно это слово взяла лишним? - Давайте проверим наше предположение. Откройте учебник на с. 134. (слайд 19) Прочитайте название басни, с которой мы будем знакомиться. (слайд 20) - Как вы думаете, почему слова Мартышка и Очки написаны с большой буквы? - Можно ли по названию определить, о чём будет произведение? 6. - Чтобы текст басни нам был понятен, давайте уточним значение некоторых слов. Для этого я предлагаю поработать в группе. Берем карточку . В первом столбике у вас дано понятие, а во втором столбике объяснение. Ваша задача соединить понятие с его объяснением. МАРТЫШКА — маленькая обезьянка; ДЮЖИНА — 12; ПОЛДЮЖИНЫ — 6; ТЕМЯ — верхняя часть головы; НАНИЖАЕТ — оденет подряд на нитку, проволоку; НЕВЕЖДА — необразованный, несведущий человек; К ХУДУ КЛОНИТ — к плохому клонит; ПОЗНАТНЕЙ — знать — в буржуазно-дворянском обществе: высший слой привилегированного класса; НЕВЕЖА — грубый невоспитанный человек. ВРАКИ - неправда, обман, ложь НАЛГАЛИ – обманули 7. Просмотр диафильма и чтение басни учителем. Работа над ней. (слайд 24-33) - Подумайте, почему баснописец выбрал для своей басни именно Мартышку? -Почему Мартышка решила завести очки? -Обратите внимание на те действия, которые совершала Мартышка с Очками. - Соответствуют ли эти действия тому, что обычно делают с очками? -Прочитайте выразительно, как она примеряла очки. - Почему Мартышка решила, что люди её обманули? Прочитайте этот отрывок. - Поэт выставил свою басенную героиню в смешном свете и внес тем самым долю юмора, показал комичность этой ситуации. В чём комичность ситуации? Что вам показалась в басне смешным? - Так, кто виноват в том, что очки не действовали? - Мы говорили, что каждая басня начинается или заканчивается…..(моралью). -Напомните, пожалуйста, а что же такое мораль? (слайд 34) - Перечитайте мораль басни и сделайте свой вывод.(дети читают мораль басни и объясняют её, как понимают.)Так, какова же мораль басни? А как вы понимаете слово «невежда»? (слайд 35) -А как вы думаете слова «невежда» и «невежа» похожи между собой? (нет) - Ребята, а если бы не было морали в басне, то вы бы догадались, какие недостатки людей высмеиваются? | -Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. - в книгах, в учебнике, в энциклопедиях, в интернете. (приложение 2) (слайд 13) высказывания детей -из словаря; - в интернете; - у взрослых -Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются недостатки людей; -небольшое произведение, написанное стихами или прозой; -в баснях высмеиваются пороки и недостатки людей — хитрость, ложь, жадность, глупость; -обычно в баснях главные герои животные, в которых легко узнать людей; -Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни. - На сказку -Возможно, она будет главным героем новой басни. « Мартышка и Очки» -Это главные герои басни. Да. (слайд 22-23, по щелчку) - (Предложение детей) Любопытная, любит гримасничать, подвижная Слаба глазами стала -Она ими вертит, то к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет, то их понюхает то их полижет. -Нет, так очками не пользуются. -Читают отрывок -Она не знала, как пользоваться очками, поэтому они ей не помогли. -Было смешно, что очков она достала себе много и надевала их на себя куда только можно было надеть. -Сама Мартышка, от незнания …..(моралью). Мораль- это вывод или поучение, в котором выражена главная мысль. -Надо учиться, чтобы быть образованными, стыдно быть невеждами НЕВЕЖДА — необразованный, несведущий человек; НЕВЕЖА — грубый невоспитанный человек. -Да, по самой басне тоже можно догадаться, что высмеивается человек-невежда. | Регулятивные: умение определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, действовать по намеченному плану, учитывать правило в планировании способа решения, умение работать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности. Коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования. Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе; строить сообщения в устной и письменной форме. Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
6.Применение полученного знания через создание проблемной ситуации. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: самостоятельно выполнить задания нового типа, осуществить их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявить и корректировать возможные ошибки. | - На предыдущих уроках мы с вами знакомились с творчеством А.С. Пушкина. -Какое чувство осталось у вас в душе, после знакомства с творчеством этого писателя, поэта? -Давайте сравним творчество Пушкина и Крылова. Почему их произведения поместили в один раздел? - Несмотря на великий талант и огромное количество его почитателей, А.С Пушкин был наказан: отправлен в ссылку. Причём не однажды. Как вы думаете почему? - Да потому, что он писал не только о красоте природы, но и об отношениях между людьми. Он высмеивал эти людские пороки в своих произведениях. Но ведь никто не любит, когда над ним смеются, да ещё прилюдно. Вот его и наказывали за это, чтобы другие не вздумали насмехаться над богатыми и знатными людьми. -Но вот И.А. Крылов смог избежать такой участи, хотя тоже постоянно высмеивал такие людские пороки как: ложь , глупость, жадность, хитрость, трусость, лесть, лень. А наказать его было нельзя. - Проблемный вопрос: Как вы считаете, что он придумал? (наводящие вопросы, если дети сразу не ответят) - Так кто главные герои басен? -Чьи поступки высмеивает автор? -Значит, все недостатки людей автор переносит на….(животных). -А это обидно для человека? -Как вы думаете, указывал ли автор в баснях на недостатки конкретного человека? - Так кто может ответить на вопрос: Почему Крылов смог избежать наказания. Что он придумал? | (слайд 37) - добрые чувства, по мнению А.С.Пушкина, было желание служить своему народу и Родине -потому, что они оба высмеивали пороки человека. -Дети высказывают свои предположения. Выдвижение гипотез (высказывание своих предположений детьми). -животные -животных -животных -нет - Нет, он просто высмеивал плохие поступки всех людей. – И.А Крылов, высмеивая людские пороки, использует довольно необычный приём: переносит их на животных, а это для человека не обидно и наказать за это – нельзя, хотя каждый может увидеть в этом свои пороки | Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности; задавать вопросы, отвечать на вопросы других; оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание. Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе; строить сообщения в устной и письменной форме составлять простой план. Регулятивные: планировать (в сотрудничестве с учителем, самостоятельно, с одноклассниками) свои действия для решения задачи; действовать по намеченному плану; преобразовывать практическую задачу в познавательную. Оценивать свои достижения. Структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов, осознанное построение высказывания в устной форме |
10. Итог урока. | - Вот и подходит к концу наш урок. – Вспомним, с какой пословицы мы начали наш урок. ( слайд 39) – Стали вы мудрее? В чем? - Чтение басен Крылова обогащает нас знанием жизни, родного языка. Басни учат нас мудрости жизни. Познакомиться с новой басней, значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и о людях. Вот почему народ высоко чтит память о великом баснописце. .-Ребята, сейчас я раздам вам мартышек.А вы, оцените свою деятельность на уроке по следующим критериям: -Я отлично работал на уроке и получил от него удовольствие! (улыбается) -Я хорошо поработал, но в следующий раз буду еще активнее. (ротик прямой) -Я недоволен своей работой на этом уроке, но в следующий раз я обязательно добьюсь успеха! (грустный) (слайд 40) - А кто у нас сегодня работал лучше всех и заслужил смайлика? | -Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости. Мы научились отличать басню от рассказа, стихотворения, от сказки. Умеем теперь составить статью о писателе, умеем договариваться, слушать друг друга. - Стать мудрыми учат нас книги. Вручение смайликов за работу | Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам. |