Васильева А. Г.
-воспитание нравственных и эстетических чувств на основе изучаемого материала.
Этапы урока | Задачи этапа. | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | К концу каждого этапа дети должны |
1.Организационный момент. | 1. Обеспечить комфортную обстановку на уроке. 2. Включить учащихся в деятельность. | 1. Приветствие. 2. Организация внимания. | 1.Проверяют свою готовность к уроку. 2.Слушают учителя, Настраиваются на работу. | Настроиться на работу на уроке, сконцентрировав свое внимание. |
2.Актуализация знаний | 1.Актуализировать знания и навыки учащихся по повторению изученного материала (устные приемы вычислений) 2. Обеспечить включение учащихся в совместную деятельность. | - Игра "Найди лишнее слово" (на доске) -А какого слова не хватает в каждом столбике? - Какие слова 1 и 2 столбика вы бы соединили? Слайд 1. - Вычислите и узнайте тему сегодняшнего урока с помощью кодировочной таблицы. Учитель организует коррекцию знаний устных приемов вычислений. Слайд 3. -Я хочу открыть вам одну тайну математики и познакомить с исторической справкой. Вернёмся к нашей игре. Лишними были слова: уравнение и равенство. Как же их связать? Что такое равенство? (предложение, где есть знак =). А уравнение это равенство? А что в нём особенного? (есть переменная). Вывод: Уравнение - это равенство с переменной, значение которого надо найти. (пишется на доске) | 1.Дети вспоминают компоненты действий и названия результатов действий. 2.Дети выполняют задание по вариантам. Декодируют записи с помощью кодировочной таблицы. 3.Проводят самоконтроль, работая в парах. ( У пары, которая выполнила задание верно, получится «решение уравнений».) Слайд 2. 4.После проверки проводится коррекция знаний: сильные дети объясняют способы устных вычислений ученикам, допустившим ошибки. | Уметь выполнять вычисления с использованием устных приемов. Уметь обрабатывать (декодировать) информацию. Использовать прием проверки правильности нахождения значения числового выражения, работая в парах. Искать, обнаруживать и устранять ошибки арифметического характера. |
3. Постановка проблемы | 1.Систематизировать и пополнить теоретические знания учащихся (определение простого и составного уравнений) 2.Обеспечить понимание учащимися использование алгоритма решения простого уравнения. 3. Обеспечить осознание целей урока. | Слайд 4 - Среди данных записей найдите уравнение. Обоснуйте свой выбор. (для слабых учеников дополнительная запись на слайде 2 – определение уравнения) - Как называются оставшиеся записи? - Какие из данных уравнений мы можем решать? - Прочитайте каждое уравнение с названием компонентов и результата действия. - Чем представлен каждый компонент в 1 (3) уравнении? Слайд 4. - Что значит решить уравнение? -Решите данные простые уравнения, следуя алгоритму. Слайд 5. - Есть ли среди представленных уравнений те, которые вы не умеете решать? - Чем оно отличается от простых уравнений? Слайд 6 Учитель дает определение составного уравнения. -Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться на уроке? Учитель выслушивает детей и обобщает их ответы. | Из предложенных шести записей дети выбирают три (Слайд 4), обосновывают свой выбор с опорой на определение уравнения. Дети отвечают, что оставшиеся три записи – это числовое равенство, буквенное выражение и буквенное неравенство. Дети выбирают и прочитывают уравнения с названием компонентов и результата действия, Определяют, что компоненты и результаты действий в каждом из уравнений представлены числами или буквами. Дети отвечают, что решить уравнение – это значит найти все его корни (или убедиться, что их нет) Дети решают уравнения с комментированием. Дети находят уравнение х : 5 = 6 + 9 Дети замечают, что частное представлено суммой. Дети читают определение составного уравнения, знакомятся с данным понятием. Дети пытаются сформулировать тему урока | Сравнивать, анализировать, аргументировать свой выбор. Совершенствовать умение читать равенства на все арифметические действия. Знать и понимать понятия «простое уравнение», «составное уравнение». Повторить и применить алгоритм решения простого уравнения. Осознать цели урока. |
4. «Открыт ие» детьми нового знания | 1. Обеспечить восприятие и осмысление материала. 2.Содействовать развитию умения самостоятельно составлять алгоритм решения уравнений нового вида, делать выводы и обосновывать их. | - Запишите новое уравнение в тетрадь. -Как вы думаете, как надо решать это уравнение? Учитель выслушивает ответы детей и обобщает их. - Сначала найдем значение выражения, записанного в правой части равенства, т.е. сумму 6 и 9. Мы получили уравнение х : 5 = 15. Эта запись вам знакома? Решите уравнение. - Могли бы вы научить других детей решать такие уравнения? Как бы вы им объяснили, с чего надо начинать? Составьте алгоритм решения уравнений нового вида. Учитель проводит беседу, в ходе которой обсуждаются варианты предложенных учениками алгоритмов, и демонстрирует слайд 8 Учитель всем детям раздает памятки по решению уравнений данного вида. Приложение 1. | Дети записывают уравнение Дети ищут способ решения уравнения Ученики самостоятельно решают уравнение. Проверяют работу своего одноклассника, сопоставляя с решением на слайде №7. Дети составляют алгоритм, работая в парах. Затем каждая пара представляет свой вариант алгоритма. | Осмыслить новый материал. Использовать опыт решения простых уравнений Применять умение сравнивать, обобщать, для формулирования правил, алгоритма действия |
5. Физкультминутка | Обеспечить динамическую паузу. | Гимнастика для глаз | Дети выполняют упражнения. | |
6. Первичное закрепление | 1. Обеспечить закрепление материала, умения применять алгоритм решения уравнений данного вида. 2. Развивать умение проговаривать каждый шаг при решении уравнения. | - Откройте учебник на стр. 80. Чем похожи все записанные уравнения в №1? -Объясните соседу по парте, пользуясь составленным алгоритмом, как решать уравнения. Запишите в тетрадь уравнения из №1 пункт (а- б) Решите с использованием алгоритма. | Дети отвечают, что все уравнения составные ( во всех уравнениях правая часть уравнения выражена числовым выражением) Дети повторяют алгоритм друг другу. Вызванный к доске ученик решает уравнение с комментированием. | Закрепить умение применять алгоритм решения уравнений данного вида. Развивать математическую речь. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе | 1. Выявить качество усвоения учащимися знаний и умений. 2. Определить недостатки в знаниях и умениях. | Приложение 2. Слайд 9 | Выполняют самостоятельную работу. Проверяют работу, сопоставляя с решением на слайдах 10-12. | Уметь решать составные уравнения вида х : 5 = 6 + 9 |
8. Домашнее задание | Обеспечить понимание учащимися содержания и выполнения домашнего задания. | Домашнее задание учитель задает с учетом уровня развития детей Слайд13 1 уровень: составить и решить свои составные уравнения 2 уровень: №2 стр. 81 | Записывают в дневник, слушают разъяснения учителя. Если требуется, просят учителя провести дополнительные разъяснения. | Уметь четко организовывать свою деятельность во время записи домашнего задания |
9. Итоги урока, рефлексия. | Дать качественную оценку работы класса | Слайд14 Продолжить одну из фраз: На уроке я узнал… Мне было легко… Я пока затрудняюсь… Зеленый кружок - доволен собой, не допустил ни одной ошибки. Желтый кружок – допустил неточность. Красный кружок - надо постараться и успех будет | Отвечают на поставленный вопрос. Продолжают любую из фраз. Рисуют кружок на полях тетрадей. | Уметь определить уровень знаний и умений. |
1. Прочитай уравнение .
2. Назови, чем выражен результат
3. Упрости правую часть
4. Запиши полученное простое уравнение
5. Реши простое уравнение