План-конспект урока по математике в 5 классе
Содержание:
1. Тема урока: «Действия с обыкновенными дробями».
2. Ход урока:
1. Организационный момент. Приветствие.
2. Устная работа.
3. Работа по теме урока.
4. Физкультминутка.
5. Самостоятельная работа.
6. Итог урока. Анализ оценок.
Тема урока: «Действия с обыкновенными дробями».
Цели урока.
Образовательные:
Систематизация знаний по темам: "Обыкновенные дроби", "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями", "Сравнение обыкновенных дробей".
Повторение и закрепление приобретённых знаний.
Умение применять математические знания к решению нестандартных практических задач.
Демонстрация тесной связи предметов истории и математики.
Развивающие:
Расширение кругозора учащихся.
Развитие приёмов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы.
Повышение информационной культуры учащихся, интереса к предмету.
Развитие познавательной активности, положительной мотивации к предмету.
Развитие потребности к самообразованию.
-1-
Воспитательные:
Воспитание любви к родной стране, её истории.
Воспитание ответственности, самостоятельности, умения работать в коллективе.
Показать математику как интересную науку, превратить занятие в необычный урок, где может проявить себя каждый ученик.
Воспитание уважения друг к другу, к старшему поколению.
Тип урока: урок развития умений и навыков.
Формы организации работы на уроке: индивидуальная, групповая.
Ученик должен знать:
Понятия: обыкновенные дроби, правильные и неправильные;
правила сравнения обыкновенных дробей, сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;
технологию решения основных типов задач на дроби:
нахождение части от целого;
нахождение целого по его части;
какую часть одно число составляет от другого;
технологию различных способов сравнения дробей (с помощью различных моделей дробей, координатного луча, правила);
Ученик должен уметь:
распознавать, понимать и объяснять правильные и неправильные дроби;
сравнивать дроби:
с одинаковыми числителями;
с одинаковыми знаменателями;
правильные, неправильные и 1;
складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями;
решать задачи на нахождение части от числа и числа по его части;
отмечать дроби на числовом луче.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие.
Тема нашего урока «Действия с обыкновенными дробями». Вспомним что такое дробь, как складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями и закрепим умения и навыки решения текстовых задач.
Именно обыкновенные дроби помогут нам сегодня узнать что-то новое. А посвятим наш урок знаменательной дате: 75-летию Победы нашей страны над фашистскими захватчиками и вспомним знаменитые битвы наших воинов.
Устная работа.
Учитель: Война началась рано утром, в 4 часа, 22 июня 1941 года мощными ударами воздушных и механизированных армий Германии.
Задача №1. (слайд 1)
План нападения на СССР был утвержден Гитлером 18 декабря 1940 года. Он был рассчитан на молниеносную войну и предполагал разгром вооруженных сил СССР. Этот план Гитлера имел название. Выполните задания и узнайте как назывался план (запишите в таблицу буквы, соответствующие найденным ответам).
Найдите: 1) 3/4 от 24 (А)
2) 5/7 от 35 (Б)
3) 4 м от 9м (Р)
4) сутки от года (С)
5) треть часа в минутах (О)
25 18 4/9 25 18 4/9 20 1/365 1/366 18
Б A P Б A P O C C A
Ленинградская битва.
Трудно пришлось всем в первые месяцы и годы войны. И на фронте, и в тылу. А под Ленинградом (сейчас это Санкт-Петербург) сомкнулось кольцо фашистского окружения. Город остался без продовольствия, топлива и сообщения с другими городами. 872 дня держалась блокада Ленинграда. Каждый день сотни и тысячи ленинградцев замерзали на улице и в не отапливаемых домах, погибали под бомбежками. Но больше всего умирало от голода. Была введена карточная система на продукты (слайд 2).
Задача №2. Сколько хлеба в сутки получали жители блокадного Ленинграда, если рабочий получал 1/4 часть буханки(1кг), служащий, иждивенец и дети – по 1/8 части?
Решение:
1000:4=250(г) – рабочий
1000:8=125(г) – служащий
Ответ: 250г, 125г.
Но ленинградцы, несмотря на голод, холод, болезни продолжали не пускать врага в родной город. Работали заводы, выпускающие снаряды, дежурили бригады добровольцев, спасавшие памятники, дворцы, дома от зажигательных бомб, которые фашистские самолеты сбрасывали на город. Но люди выстояли, они сохранили красивейший город мира – свой Ленинград! А как он сейчас называется, знаете? Санкт-Петербург!
Битва за Москву. (слайд 3)
Задача№3. Во время боев под Москвой в городе прошел парад 7 ноября на Красной площади. Длина минутной стрелки Кремлевских курантов – 328 см. Высота цифр на циферблате составляет 9/41 от длины минутной стрелки. Вычисли высоту цифр на циферблате Кремлевских курантов.
Решение: З28 : 41 * 9 = 72 см.
Ответ: 72см.
Сталинградская битва. (слайд 4)
Сегодня мы вспоминаем всех, кто не вернулся с той далекой и страшной войны, кто был на ней, но не дожил до дня сегодняшнего, кто победил, чтобы мы все сейчас жили спокойно! Созданы мемориалы памяти. Один из таких мемориалов есть в г. Волгограде (бывший Сталинград) - «Мамаев Курган».
Скульптура «Родина – мать зовёт!» - одна из самых больших на планете. Её вес – 8000 тонн, вес меча – 400 тонн 300 кг. Строили весь мемориал 8 лет.
Задача№4. Какая высота скульптуры, если высота постамента 4 м, длина меча 30 м, что составляет 10/17 всей статуи?
Решение:
1) 30 : 10 * 17 = 51 (м) – статуя.
2) 51 + 4 + 30 = 85 (м)
Ответ: 85 м.
Битва на Курской дуге. (слайд 5)
Большие надежды в войне возлагались на танки.
Задача№5. За время войны в СССР было выпущено 56 тыс. средних танков. 3/5 всех танков составляли танки Т-34. Сколько танков Т-34 было выпущено?
Решение: 56000:5*3=33600
Ответ: 33600 танков Т-34.
Дополнительная задача.
Для переправы 80 танков через реку шириной 720м, имеется одно переправочное средство. Продолжительность одного рейса переправочного средства – 15 мин, обратно переправочное средство возвращается пустым за 5 минут, одновременно переправляются два танка. Для сокращения времени переправы танков, часть танков можно переправить под водой по одной трассе. Скорость движения танков под водой – 72 м/мин. Определить время переправы танков через реку.
Решение:
1) 720 : 72 = 10 (мин) – на 1 танк под водой
2) 15 + 5 = 20 (мин) – на 2 танка на переправе
3) за 20 мин переправляется 4 танка (2 под водой и 2 на переправе)
4) 80 : 4 = 20( раз)
5) 20 *20 = 400(мин) = 6ч 40 мин – на все танки
Ответ: 6ч 40 мин.
Самостоятельная работа (слайд6).
Выполните действия.
8/25 + 7/25
13/15 - ( 8/15 + 3/15 )
( 17/100 + 27/100 ) - ( 8/100 + 11/100)
Решить уравнение.
х + 13/31 = 14/31
17/20 - x = 14/20 - 3/20
Используя рисунок, определите, какое число стоит вместо звёздочки:
а) 1/2 = */10; б) 1/5 = */10;
в) */5 = 6/10; г) 2/5 = 4/* .
4) Найдите ошибки, исправьте их красной ручкой.
6/14 3/6 , 23/75 0 ,
19/18 5/5.
Итог урока. Анализ оценок.
Домашнее задание: попробовать придумать задачу по теме урока.