План-конспект урока
по предмету ОУД.10 Математика
на тему: «Вычисление неопределенных интегралов»
Автор: Чернова Татьяна Владимировна,
преподаватель ЧЭТК
Чебоксары – 2023
Группа, специальность/профессия: 18-КМ-20, 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий
Время: 45 минут
Цель и задачи урока:
1. Обучающая: закрепление теоретического материала и применение полученных знаний на практике
Задачи: повторить и закрепить основные свойства первообразной, правила нахождения первообразных; отработать навыки вычисления интегралов
2. Развивающая: развивать умения применять теоретические знания при выполнении заданий, навыки самостоятельной работы, познавательный интерес
Задачи: формирование умений строить доказательства, логическую цепочку рассуждений
3. Воспитательная: воспитывать волю и упорство для достижения конечного результата формирование грамотной устной и письменной математической речи, умения анализировать
Задачи: воспитание познавательного интереса к учебному предмету
Тип урока: комбинированный
Виды уроков: урок закрепления знаний и формирования ЗУН
Технологии обучения: информационно – коммуникационная технология; здоровьесберегающие технологии; игровые технологии;
Методы обучения:
-объяснительно-иллюстративный;
-словесный метод (устный инструктаж, беседа, обсуждение, объяснение);
-практическая работа
Методы контроля ЗУН:
- устный опрос;
- тестовый контроль;
- взаимоконтроль;
- практическая проверка
Средства обучения:
Учебно-наглядные: презентация, комплекты заданий в печатном виде, бланки для выполнения заданий;
ТСО: интерактивная панель Teach Touch
Межпредметные связи: физика
Внутрипредметные связи: темы: определенный интеграл, применение интеграла к решению задач
Студент должен знать: формулы интегрирования и вычислять интеграл
Студент должен уметь: применять свойства интеграла для решения задач
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Гусев В.А.,Григорьев С.Г., Иволгина С.В. Математика для профессий и специальностей социально-экономического профиля. – Москва, 2019.
Григорьев В.П., Сабурова Т.Н. Математика. – Москва, 2017.
Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. – Москва, 2017.
Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Задачник. – Москва, 2017.
Дополнительные источники:
Атанасян Л.С. и др. Геометрия. 10 (11) кл. – М., 2013.
Алимов Ш.А. и др. Алгебра и начала анализа. 10 (11) кл. – М., 2012
Интернет-ресурсы:
http://mathhelpplanet.com – материалы по алгебре высказываний
http://ikit.edu.sfu-kras.ru – материалы по алгоритму Евклида
https://urok.1sept.ru – материалы по дробной и целой части числа
http://mathematichka.ru – материалы по уравнениям с параметром
https://mathus.ru – уравнения высших порядков
http://mathhelpplanet.com/static.php?p=osnovnaya-tyeorema-algebry-i-yee-sledstviya – Основная теорема алгебры и ее следствия
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент
Здравствуйте ребята, присаживайтесь! Откройте тетради, запишите дату и тему занятия. Тема занятия: «Вычисление неопределенного интеграла». Отметим отсутствующих.
Без математических знаний человек не может сформироваться как гармоническая личность. Поэтому давайте осваивать математику, добывая новые и новые знания.
2. Мотивация к учебной деятельности
Неопределённый интеграл имеет большое практическое применение. С его помощью можно вычислить: путь, пройденный точкой, работу переменной силы, силу давления жидкости и газа, координаты центра тяжести, массу стержня.
Таким образом, интеграл принадлежит к числу математических понятий, происхождение и развитие которых тесно связано с решением прикладных задач.
Знания по данной теме нами будет использоваться на следующих уроках при нахождении определенных интегралов, площадей плоских фигур.
А сейчас мы послушаем …(студентка), которая познакомит нас с историей возникновения интегрального исчисления (Слайды презентации) (Выступление с заранее приготовленным сообщением)
3. Постановка цели и задач занятия
Как вы думаете, какое из высказываний, которые вы видите на экране, более всего подходит к теме нашего занятия?
«Недостаточно только получить знания, надо их систематизировать и найти им достойное приложение». Гёте И. (Немецкий поэт и мыслитель18 века.)
«Не в количестве знаний заключается образование, но в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь.» Дистервег А. (Немецкий педагог и политик 19 века.)
«Повторение – мать учения». (Русская народная пословица.
- Кто бы из вас и выбрал 1 высказывание? Почему?
- Кто бы из вас и выбрал 2 высказывание? Почему?
- Кто бы из вас и выбрал 3 высказывание? Почему?
Вы выбрали все три? И правильно! Значит целью нашего занятия будет:
Повторение, систематизация и применение знаний по теме «Неопределённый интеграл».
4. Актуализация опорных знаний
Первообразная
Дифференциал
Интеграл
Непосредственное интегрирование
Интегрирование подстановкой
Давайте вспомним основные моменты ранее изученного материала. Для этого выполним задание
“Исключите лишнее слово”. – Правильно ребята, “Дифференциал”. Сейчас попробуйте оставшиеся слова назвать одним общим словом. (Интегральное исчисление.)
А теперь выполним задания на повторение теоретического материала (Приложение 1)
5. Предоставление необходимой информации по теме
Раздать таблицу интегралов (Приложение 2) и разобрать решенные примеры (Приложение 3)
6. Практическая часть.
Класс делиться на три команды. И участники с каждой команды выходят по очереди для решения примеров. (Приложение 4)
После выполнения 2 заданий, физкультминутка.
7.Подведение итогов
А в заключении урока ещё одна загадка:
«Что есть больше всего на свете? – Пространство.
Что быстрее всего? – Ум.
Что мудрее всего? – Время.
Что приятнее всего? – Достичь желаемого!»
Автор: Фалес (ок.625-547 г. до н.э.).
Фалес Милетский имел титул одного из семи мудрецов Греции, он был поистине первым философом, первым математиком, астрономом и, вообще первым по всем наукам в Греции. Он был тоже для Греции, что Ломоносов для России.
Я желаю вам, ребята, всегда достигать желаемого. И чтобы на уроках математики наши желания совпадали: решённые задачи и хорошие оценки.
Преподаватель выясняет распределение оценок среди студентов за урок.
8. Рефлексия
Задаёт вопросы о достижении целей урока, о трудностях, возникших на уроке у студентов.
Если на уроке все получилось поднимаем смайлик веселый, если были трудности - смайлик грустный.
9. Домашнее задание
Содержание домашнего задания
Технологическая карта урока
№ п/п | Название этапа урока и его содержание | Время, мин. | Средства обучения | Деятельность | Методическое обоснование |
преподавателя | обучающихся |
| Организационный момент | 2 | | Приветствует обучающихся; заполняет журнал и рапортички. Проверяет готовность аудитории и группы к уроку. Создает положительную атмосферу в классе. | Приветствуют преподавателя. Включаются в деловой ритм урока. Староста группы докладывает об отсутствующих. | Словесный метод Информационно-коммуникационная технология |
| Мотивация к учебной деятельности | 5 | Интерактивная панель Teach Touch | Сообщает о значении и роли данной темы, в большом практическом применении в разных областях науки Подготовка к выступлению по теме | Слушают преподавателя, осмысливают значение данного урока и ее применение в будущей профессии. | Словесный метод (объяснение). Информационно-коммуникационная технология |
| Постановка цели и задач занятия | 3 | Интерактивная панель Teach Touch | Подводит обучающихся к формулировке целей и постановке задач урока. | Формулируют цель урока, учебные задачи. Сообщение исторической справки | Словесный метод (беседа) Информационно-коммуникационная технология |
| Актуализация опорных знаний и проверка домашнего задания. | 8 | Интерактивная панель Teach Touch, презентация | Проводит проверку теоретических знаний студентов, необходимых для выполнения практического задания. | Вспоминают пройденный ранее материал, отвечают на вопросы. | Тестовый контроль. Взаимоконтроль Информационно-коммуникационная технология |
| Предоставление необходимой информации по теме | 2 | Интерактивная панель Teach Touch | Раздает материал для практических работ, показывает решенные примеры по теме | Слушают преподавателя, осмысливают практическую работу | Словесный метод (объяснение, беседа инструктаж). Информационно-коммуникационная технология |
| Практическая часть | 20 | Комплекты заданий разного уровня сложности в печатном виде; | Контролирует и оказывает помощь в выполнении задания. Проводит физкультурную паузу. | Выполняют задания. Выполняют физические упражнения. | Практическая работа Игровые технологии Здоровьесберегающие технологии. |
| Подведение итогов урока | 2 | Комплекты заданий в печатном виде; бланки для выполнения заданий | Подводит итоги занятия. Отвечает на вопросы студентов. | Участвуют в разборе основных ошибок. | Словесный метод (объяснение, беседа) |
| Рефлексия | 2 | | Выявляет причины успеха и неудач. | Дают оценочный анализ деятельности (удалось-не удалось, понравилось –не понравилось, умею-нужно учиться), выражают свое мнение, аргументируют. | Словесный метод (беседа) |
| Домашнее задание | 1 | Домашние тетради | Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Повторение темы и выполнение заданий на платформе СЭО 3.5 от Академия-Медиа. | Записывают домашнее задание в тетради. | Словесный метод (инструктаж) |