Тема: Избирательная система.
Цель: познакомить учащихся с избирательной системой РФ.
Задачи: Дать представления учащимся, что через выборы каждый гражданин реализует своё право голоса и участвует в управлении страной.
Развивать умение собирать информацию, делать выводы при работе с нормативными документами
Способствовать формированию таких качеств, как самостоятельность в принятии решений и осуществлении выбора, гражданская ответственность.
Тип урока: Комбинированный
Ход урока.
I Орг.момент.
Приветствие, отчет дежурного, настрой на работу, оценочный лист.
II Повторение пройденного материала.
Какую тему изучали на прошлом уроке? О чем шла речь?
1.Беседа по вопросам:
Кто является главой РФ?
Используя содержания главы 4 Конституции РФ ст.32, прочитайте полномочия Президента РФ.
Кто может стать президентом РФ?
2.Актуализация знаний, сообщение темы и цели урока.
Тема нашего урока « Избирательная система».
Цель урока выяснить, может ли рядовой гражданин влиять на политику, и кто может участвовать в управлении делами государства. (вопросы записываются на доске)
III Изучение нового материала.
1.Слово учителя.
Один из ФЗ «Об основных избирательных прав граждан РФ – принят Гос.Думой 26 октября 1994 г». В нем сказано, что «гражданин РФ, достигший 18 лет, вправе избирать…»Причем он может, как избирать, так и быть избранным.
Избирательные права граждан - это конституционное право избирать и быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления (ст.3 и 32 Конституции РФ). Запишите в тетрадь.
При демократическом режиме избиратель участвует в выборах на основе принципов: всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.
2.Работа с абзацем учебника ( по ходу чтения, отвечают на вопросы)
- Как гражданин может участвовать в управлении делами государства? гр.№1-3
Словарная работа: референдум.
Расскажите, как проходят выборы в нашей стране?
Гимнастику для глаз. Круг.
Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
3.Работа с текстом «Конституции РФ»
Познакомьтесь с содержанием «Конституции РФ» и ответьте на вопросы:
- С какого возраста возникает активное избирательное право? Вариант 1
(В РФ предоставляется всем гражданам, достигшим 18 лет (за исключениями, предусмотренными конституционным законом)).
- С какого возраста возникает пассивное избирательное право? Вариант2
(Право быть избранным возникает у граждан более старшего возраста, минимальный возраст для права быть избранным в представительные органы местного самоуправления не может превышать 21 года, а для права быть избранным главой
администрации субъекта федерации – не более 30 лет, кандидат в президенты не может быть моложе 35 лет).
- Кто лишается права избирать и быть избранным? Вариант 3
(права избирать и быть избранным лишаются граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда).
4.Заполните таблицу.
Избирательное право ФЗ. «Об основных гарантиях…»
Активное. | Пассивное. |
Право граждан участвовать в выборах главы государства и представительных органов власти (парламента, муниципалитета, и т. д.). | Право гражданина быть избранным в представительные органы государства. |
5.Вывод по теме:
Участие в выборах является проявлением социальной ответственности, совести, политической и правовой зрелости каждого гражданина.
Никто не имеет права принуждать гражданина участвовать или не участвовать в выборах против его воли. Для демократического государства существенно, чтобы работал механизм избирательной системы.
IVЗакрепление пройденного материала
Беседа по вопросам:
О каком праве граждан РФ идет речь в статьях Конституции РФ и Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации"?
С какого возраста граждане РФ имеют право принимать участия в выборах?
Кто не имеет права принимать участия в выборах?
Назовите принципы избирательного права в РФ.
Как вы понимаете положение: Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
V Итог урока
Оценочный лист, комментарий оценок.
Записи в тетрадь конспект урока.
Рефлексия.
Может ли рядовой гражданин влиять на политику, и кто может участвовать в управлении делами государства?