Тема: Право на образование
Цель: подвести учащихся к пониманию ценности образования, государственных гарантий на доступность и бесплатность образования.
Задачи:
1. раскрыть значимость права на образование в жизни каждого человека; познакомить с кратким содержанием документов, закрепляющих данное право в нашей стране, а также структурой, уровнями и формами образования и обучения в РФ;
2. коррегировать и развивать мышление, на основе умения добывать и упорядочивать знания при работе с документами и обосновывать собственные высказывания;
3. воспитывать чувство уважения к школе как основному институту в реализации права на образование, способствовать умению брать на себя ответственность за учебу, желание продолжить образование после окончания школы.
Оборудование урока: «Конституция РФ», ФЗ «Об образовании в РФ».
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Сядет тот, кто назовет основные конституционные права человека.
II. Актуализация знаний.
- какие группы прав человека и гражданина вам известны?
- Игра «Правовая мозаика» Работа в парах.
Задание: Определите вид прав, установите соответствие, соедините стрелочками:
Личные (гражданские) Экономические Социальные Политические | Право на предпринимательскую деятельность Право на имя Право на митинги и демонстрации Право на пенсию по старости Право на труд Право на жилище Право на жизнь Право участвовать в управлении делами государства государством. |
III. Объявление темы урока.
1. Вводное слово учителя:
- Сегодня на уроке продолжим знакомиться с правами человека и гражданина РФ. Но для начала я бы хотела, чтобы вы сами определили тему урока по прослушанной песне. (Чему учат в школе)
- какое конституционное право человека просматривается в этой песне?
- правильно, право на образование.
Тема нашего урока «Право на образование». (запись темы урока в тетради)
- Как вы думаете, можно ли получить в школе знания, которых будет достаточно на всю жизнь? Следует ли продолжать образование после окончания школы? Какой вариант дальнейшей учёбы избрать? Обо всём об этом мы и поговорим на уроке, познакомимся с выписками (кратким содержанием) основных документов, в которых закреплено право на получение образования.
IV. Изучение нового материала.
1. Словарная работа – образование, самообразование
- C как вы понимаете, слово «образование?».
Образование – это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся приобретением знаний о мире, приобщением к культуре, ценностям мировой цивилизации.
2. Рассказ учителя
-Основной путь получения образования- обучение в учебных заведениях и самообразование.
-А как вы понимаете слово «самообразование»?
Самообразование - процесс приобретения знаний, навыков и умений человеком самостоятельно, без помощи другого.
(Запись понятий в тетради)
- Как вы думаете, какую роль играет образование в жизни человека?
Правильно, чем больше человек знает и умеет, тем больше у него возможностей в жизни, тем он полезней для общества и страны в целом.
3. Работа в парах.
Задание на карточках: Прочитайте и найдите слова, которые указывают, чем овладевает человек и что у него формируется в процессе образования и воспитания.
В процессе образования и воспитания человек овладевает / знаниями и умениями, началами творческой деятельности/, у него формируются /моральный облик, нравственные качества, профессиональные умения/, позволяющие обеспечить материальную и духовную жизнь общества. Образованность и интеллект являются национальным богатством государства.
- Почему в образовании граждан заинтересовано государство?
Да, образованные люди – главное богатство государства. Образованность и интеллект, разностороннее развитие человека, стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи превращаются в важнейший фактор прогресса (развития)страны.
Право на образование является одним из основных конституционных прав. В нашей стране сфера образования признаётся приоритетной (Национальный проект «Образование») (приоритетность образования определяется прежде всего в том, что оно направлено на воспитание самостоятельного, критически мыслящего гражданина, стремящегося к совершенствованию общества, в котором он живет)
Главными законами, закрепляющими и гарантирующими право человека на получение образования в нашей стране являются Конституция РФ (ст. 43) и Закон РФ «Об образовании» (ФЗ № 273 п.5).
4. Знакомство с 43 статьёй Конституции РФ (п.2) и ст 5 ФЗ «Об образовании»
- Какую возможность гарантирует государство в получении образования?
- А теперь прочитайте ст 5 ФЗ «Об образовании» п. 2-3
(государство гарантирует гражданам возможность получения /общедоступного и бесплатного/ образования в /начальной, основной и средней школе, системе среднего профессионального и высшего образования в государственных образовательных учреждениях/ независимо от /пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, возраста, состояния здоровья и социально-имущественного положения).
Физминутка
5. Структура современного российского образования ст 10 ФЗ «Об образовании» п 1, (Читают пункты).
Структура образования
1.общее образование;
2.профессиональное образование;
3. дополнительное образование и профессиональное обучение
уровни общего образования:
1) дошкольное образование – 3-7 лет;
2) начальное общее образование – 1-4 кл.
3) основное общее образование – 5-9 кл;
4) среднее общее образование – 10-11 кл.
-На каком уровне образования находитесь сейчас вы?
-Прочитайте п 4.ст.43 КРФ
Основное общее образование – это как бы стартовая площадка для каждого гражданина. Посещая школу и получая основное общее образование, он реализует своё право.
уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование (техникумы, колледжи);
2) высшее образование – бакалавриат (институты, университеты, академии);
Бакалавриат-это первая ступень высшего профессионального образования, которая является базовой.
3) высшее образование - специалитет, магистратура;
Специалитет - уровень высшего образования, по окончании которого присваивается квалификация (степень) специалиста
4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации (послевузовское образование - аспирантура, доктурантура).
- какой уровень профессионального образования доступен будет вам после получения основного общего образования? (ссылка на справочник профессиональных образовательных организаций Иркутской области «Куда пойти учиться», 2016 год).
Формы получения образования ст 17 ФЗ «Об образовании»
очная
очно-заочная (без отрыва от работы. На сессии и экзамены тебя не вызывают, занятия проводятся в нерабочее для большинства людей время. Например, с 19 до 21 часа в рабочие дни, а также по субботам и/или воскресеньям)
заочная
семейное образование
самообразование
- Чтобы человек мог себе обеспечить достойную жизнь и благополучное будущее, он должен иметь возможность получить хорошее образование.
Школа является центральным звеном в российской системе образования. Школа – это важная часть жизни любого человека. Я уверена, что каждый из вас с теплотой и любовью будет вспоминать школьные годы. Желаю вам, чтобы вы заканчивали школу с багажом полезных знаний и любовью к Родине, желанием и умением трудиться, счастливо устроить жизнь и чтобы учителя могли научить и учили вас всему, что необходимо для этого.
V.Первичное закрепление нового материала.
Тестовое задание
Поставь знак «+» возле правильного ответа.
Что такое образование?
А) процесс приобретения знаний о мире и приобщение к культуре и мировым ценностям
Б) процесс воздействия на сознание и поведение личности с целью её подготовки к жизни в обществе.
Какую возможность гарантирует государство в получении образования?
А) доступность и бесплатность
Б) гуманность и неприрывность
Какое образование является обязательным для всех?
А) дошкольное
Б) основное общее
В) высшее.
Что является центральным звеном в российской системе образования?
А) школа
Б) детский сад
В) ВУЗ (институт)
VI. Подведение итогов.
Комментарии, объявление оценок за работу на уроке.
VII. Домашнее задание. Записи в тетрадях.