Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная школа № 23 для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
План-конспект урока по предмету «Математические представления»
«Число и цифра 5. Состав числа 5 »
Подготовила:
Емельянова М.А.
учитель начальных классов
Старый Оскол
2020/2021
Тема: «Число и цифра 5. Состав числа 5»
Цель урока:
Сформировать представление о числе и цифре 5; способность к сложению и вычитанию в пределах 5;
Задачи урока:
Развивать мыслительные операции наблюдения, сравнения, аналогии; произвольное внимание, зрительное восприятие.
Формировать мотивацию к учению через игровую деятельность.
Ход урока I. Организационный момент. Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
II. Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы. Открытие нового. Учитель: Мы продолжаем с вами строить наш корабль для большого путешествия. Чтобы у нас были необходимые инструменты, надо изучить ряд инструкций, которые принёс нам плотник (сумка со свитками).
Устный счет: 1 свиток – чтобы правильно считать инструменты – повторите счёт до 10 (прямой, обратный, с постепенным присчитыванием)
Игра "Молчанка". На инструментах (пиле, молотке, топорике, стамеске) примеры. Ответ написан с обратной стороны. Молча сосчитать – ответ показать на щитке.
Задание 1: Сравнить числа, поставить знак больше, меньше или равно
Задание: разложить инструменты по порядку (один человек от 1 до 4, второй – от 4 к 1).
Задачи:
У папы было 3 рубанка, один из них сломался. Сколько рубанков осталось у папы?
У Ромы есть одна отвёртка и у Паши 3 отвёртки. Сколько всего отвёрток у ребят?
У Вани было 4 гвоздя, 2 из них он забил в доску. Сколько гвоздей осталось у Вани?
Физминутка
Топором дрова колю,
и пилой я их пилю.
На траве дрова -одно полено,
два полена, три полена,
четыре полена, 5 поленьев.
Новый материал:- Ну вот, ребята, все инструменты у нас под рукой, будем продолжать мастерить корабль. Посчитаем по порядку и подумаем, сколько флажков необходимо развесить в следующем ряду? Счёт количественный, порядковый.
– Ребята, кто догадался, какое число сегодня будем изучать? (5)
– Вот она наша красавица.
– Какая тема нашего урока? Число 5.
– Цель нашего урока научиться писать цифру 5, понять как образовывается число5, выучить состав числа.
Презентация про цифру 5
Работа в тетрадях.
Прописываем цифру 5 и числовой ряд до 5.
Начинаю писать сверху, веду под наклоном линию, не отрывая руки, пишу полуовал, и горизонтальную линию в правый уголок.
Взяли ручки, руки на локоток: я на доске, а вы вместе со мной в воздухе, приготовились…
Начинаю писать сверху, веду под наклоном линию, не отрывая руки, пишу полуовал, и горизонтальную линию в правый уголок.
– Напишите цифру 5 самостоятельно пять раз.
– Назовите число, за которым идет число 5? (4)
– Назовите соседей числа 5? (4 и 6)
– Как получить 5 из четырех? ( Надо к 4+1. Выставляю карточку)
– Как получить 5 из трех? ( Надо к 3+2. Выставляю карточку)
– Как получить 5 из двух? ( Надо к 2+3. Выставляю карточку)
– Как получить 5 из одного? ( Надо к 1+4. Выставляю карточку)
Просмотр презентации о составе числа 5.
Составим по таблице (состав числа) примеры и запишем их.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Плотник»
Летят опилки белые,
Летят из-под пилы.
Это плотник делает
Рамы и полы.
Топором, рубанком
Выстругивает планки.
Сделал подоконники
Без сучка-задоринки.
Рыбки плавали, ныряли
В теплой чистенькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
III. Первичное закрепление знаний. Следующий свиток – плотник пишет, чтобы работать плотником, надо уметь хорошо считать, а значит надо тренироваться в решении задач.
Составление задач на странице 86.
Разбор задачи про ворон и запись в тетрадь.
- Повторите условие задачи.
- Повторите вопрос задачи.
- О ком говорится в задаче? Что нам известно? Сколько ворон сидело сначала? Что ещё известно? Повторите вопрос задачи. Можем мы ответить на вопрос задачи? Составим краткую запись условия задачи – обозначим ворон фигурками. Повторим условие задачи по краткой записи. Как запишем решение задачи. Что напишем в конце задачи? (ответ)
Работа в учебнике на странице 87 (устно)
Геометрические построения
Ещё плотник должен правильно и точно чертить по линейке. Потренируемся.
Поставим 5 точек. Соединим их линиями. Посчитайте, сколько у фигуры углов. Значит какая фигура получилась?
IV. Итог урока. Учитель. Какая у нас была тема урока?
– Какое число мы окружили вниманием?
- Из каких чисел можно получить 5?
- Передадим привет плотнику, нарисуем свои 5 пальчиков на листочках и поставим на них по порядку числа от 1 до 5.
- Оценивание работы каждого на уроке – наклейки.
– Вы все сегодня хорошо поработали, скажем друг другу – СПАСИБО.
Прозвенел опять звонок
и закончился урок!
Вы, ребятки, отдохните,
силы новой наберите.
Это нужно детворе
для здоровья, при игре.