СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по предмету: "Основы цветоведения"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок позволяет обучающимся разкрыть свои творческие способности, используя цвет как одно из средств выразительности композиции. А также передать цветом ассоциации, вызванные вербальным восприятием (музыкой).

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по предмету: "Основы цветоведения"»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

Государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования города Севастополя «Севастопольский профессиональный художественный колледж»







План-конспект урока

По предмету «ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ»


Разработан преподавателем

Работяжевой-Черняевой Ю. Б.
















Севастополь – 2018 г.

Тема программы 2.2. (13 ч.): Гармоничное объединение цветов

Тема урока № 5 (26): Передача цветом ассоциаций, вызванных вербальным восприятием (музыкой)

Цель урока

Обучающая: изучение ассоциативного влиянии цвета

Развивающая: развитие познавательной активности, образного мышления, воображения, креативности

Воспитательная: воспитание инициативности, ответственности, самостоятельности

Тип урока: урок формирования сложных умений и навыков

Вид урока: практическая работа

Методы: поисковый, метод сотрудничества, метод практического контроля

Дидактическое обеспечение: презентация, литература

Материально-техническое обеспечение: ТСО, музыкальные фрагменты (аудио записи), гуашь, кисти, палитра, ватман А-6, емкость для воды, булавки, планшет.

Межпредметные связи: МДК, рисунок и живопись

Список основной и дополнительной литературы:  1. Алексеев С. А. О цветах и красках / С. А. Алексеев  М.: Искусство, 2000. – 30 с. 2. Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок, живопись, композиция / Г. В. Беда   М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2001.  79 с. 3. Буймистру Т. А. Колористика: цвет – ключ к красоте и гармонии / Т. А. Буймистру  М.: Издательство „Никола-Пресс”, 2008.  236 с., ил. 4. Лесняк В. И. Графический дизайн (основы профессии) / В. И. Лесняк – К.: Биос дизайн Букс, 2009. – 416с.

Структура использования учебного времени на уроке

1. Организационная часть – 1-2 мин.

2. Актуализация опорных знаний – 5 мин.

3. Формирование новых знаний – 10 мин.

4. Закрепление материала – 20 мин.

5. Подведение итогов – 10 мин.

Ход урока

Организационная часть

Перед началом занятия преподаватель готовит кабинет. Обучающиеся заходят в кабинет, готовят рабочее место, рассаживаются. Педагог приветствует обучающихся, проверяет присутствующих и их готовность к уроку, в соответствии с требованиями ТБ и санитарно-гигиенических норм.

Актуализация опорных знаний

Сообщение темы и цели урока. Тема сегодняшнего занятия – „Передача цветом ассоциаций, вызванных вербальным восприятием (музыкой)”. Целью нашего урока является изучение ассоциативного влиянии цвета.

На уроках МДК, вы уже сталкивались с понятием „цвет”. Давайте вспомним: что такое цвет? Какое влияние цвет оказывает на человека? Какие ассоциации может вызывать тот или иной цвет? Отвечая на эти вопросы, студенты вступают в диалог с педагогом и друг с другом, тем самым демонстрируя уровень своих базовых знаний.

Формирование новых знаний

Рассказ преподавателя, сопровождается демонстрацией презентации (Приложение А).

Ранее мы уже говорили о том, что цвет оказывает огромное воздействие на настроение, чувства и даже мысли человека.

Ассоциации являются одним из основных механизмов памяти человека. С помощью цвета можно вызвать любые ассоциации. Так же с помощью цвета можно передать ассоциации, вызванные вербальным восприятием, а именно музыкой.

Взаимодействие цвета и звука, изобразительного искусства и музыки, издавна существует как в природе, так и в искусстве. Еще Аристотель писал о том, что цвета по красоте и гармонии могут соотноситься между собой подобно музыкальным созвучиям. В Древней Индии существовал род живописи на музыкальные темы – ваника, в которой семь звуков гаммы сопоставлялись с семью цветами, а мелодия с определенной графической формой. Пытаясь сделать музыку видимой, аббат Кастель в ХVIII веке создал так называемый „цветной клавесин”.

Выдающиеся русские композиторы Николай Андреевич Римский-Корсаков и Александр Николаевич Скрябин обладали так называемым „цветным слухом”. Каждая тональность представлялась им окрашенной в определенный цвет и в связи с этим имела тот или иной эмоциональный колорит. Так, до-мажор у Римского-Корсакова – белый; до-минор – багряный, трагический; ми-мажор – сумрачный, серо-синеватый.

Примеры взаимосвязи звука и цвета многочисленны как в музыке, так и в живописи. Так, Василий Кандинский соотносил с определенным цветом тот или иной музыкальный тембр: голубой ассоциировался у него с тембром флейты, красный – трубы, синий – виолончели.

Предлагаю воплотить музыкальный фрагмент в формальную композицию, где цвет станет основным средством выразительности.

Закрепление нового материала

Педагог предлагает прослушать два музыкальных фрагмента. Каждый студент выбирает одну понравившуюся мелодию, и воплощает ее посредством формальной композиции, где цвет играет ведущую роль.

Подведение итогов

Анализ деятельности обучающихся в процессе всего урока. Для этого на одном стенде представляются все работы. Совместно со студентами, определяется уровень выполнения каждой практической работы и выставляются оценки. При этом повторно прослушиваются музыкальные фрагменты.

Сообщение оценки работы и ее объективное обоснование, в соответствии с критериями оценивания учебных достижений (Приложение Б).

Анализ причин ошибок, сделанных студентами на уроке, и способов их устранения.

Самостоятельная работа: выполнение на ватмане эскиза оформления музыкального альбома.




Приложение А

Презентация преподавателя

Титульный слайд

1-й слайд

2-й слайд

3-й слайд

4-й слайд

5-й слайд

6-й слайд

7-й слайд

8-й слайд


9-й слайд


10-й слайд


11-й слайд

12-й слайд


13-й слайд


14-й слайд


15-й слайд







Приложение Б

Критерии оценивания учебных достижений

Баллы


Основные

части

Критерии

Кол-во

баллов

Оценка

студента

Оценка

препода-вателя

максимум 5 баллов


Практическая работа


Время выполнения (20 мин.)

1



Соответствие цвета музыкальному фрагменту

1



Колористическое реше-ние

1



Максимальное соот-ветствие формальной композиции и музы-кального фрагмента

1



Активность на уроке в целом

1