ТЕМА УРОКА: ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.
ТИП УРОКА: УРОК ОБОБЩЕНИЯ «БЕЗ КНИГИ И ТЕТРАДИ».
ЦЕЛИ УРОКА: * обобщить и систематизировать материал по пройденной теме
«Имя прилагательное»;
* организовать индивидуальную работу учащихся по пройденной теме
«Имя прилагательное»;
* развить у учащихся зрительную память и логическое мышление
в игровом моменте урока.
ЗАДАЧА УРОКА: подготовить учащихся к написанию диктанта по пройденной теме
«Имя прилагательное».
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: *сигнальные карточки;
* карточки с индивидуальными заданиями;
* доска, мел.
ПОСТРОЕНИЕ УРОКА: 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
2. ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС.
3. ЗАДАНИЯ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА:
- РАБОТА С СИГНАЛЬНЫМИ КАРТОЧКАМИ,
- РАБОТА У ДОСКИ,
- РАБОТА С ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ КАРТОЧКАМИ,
- РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ,
- РАБОТА «ПО ЦЕПОЧКЕ».
4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. ОЦЕНИВАНИЕ.
ХОД УРОКА:
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. Организация класса; наличие необходимого
на уроке; постановка задач и целей урока
перед учащимися.
2. ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС. Устная проверка домашнего задания,
контрольные вопросы и задания:
- Что такое имя прилагательное как часть речи?
- Какие разряды прилагательных вы знаете? Расскажите о качественных прилагательных.
- Какие значения имеют относительные прилагательные?
- Какие прилагательные называют притяжательными?
- Расскажите о написании прилагательных с НЕ.
- Как образуются степени сравнения прилагательных?
- В каких случаях в суффиксах прилагательных пишется - Н - или - НН -?
- Как могут писаться сложные прилагательные? Расскажите и приведите пример.
- Как различить на письме написание суффиксов прилагательных – К – и – СК - ?
3. ЗАДАНИЯ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА:
А: Определите разряд прилагательных (учитель читает словосочетания, учащиеся поднимают сигнальные карточки: К- качественные, О- относительные, П- притяжательные):
белый лист, лисий хвост, узкий коридор, немецкий язык, орлиный клюв, папин ремень, классный уголок, тяжёлый рюкзак, смелый поступок, зимний день, холодный напиток, тяжёлый характер, каменный мост, золотое сердце, умный мальчик.
В: Подберите возможные существительные к данным прилагательным и определите разряд прилагательных (прилагательные записаны на доске, учащиеся поочерёдно выходят к доске, выполняют задания и комментируют свой ответ):
острый, заячий, золотой, горячий, железный, большой, глубокий, лисий, деревянный.
С: Сколько букв -Н- вы написали бы в следующих прилагательных (учитель читает словосочетания, учащиеся поднимают сигнальные карточки: -Н- , -НН-):
масляное пятно, песчаный берег, целинный урожай, глиняный горшок, деревянная ложка, ветреный день, юный герой, соломенная крыша, комариный укус, обыкновенная история, кожаный портфель, оловянный солдатик, восторженное отношение, карманные часы.
D: Дополните примерами предложенную вам таблицу (таблица раздаётся сидящим на первой парте, задания выполняется по цепочке, то есть передаётся сидящему сзади):
Е: Умеете ли вы писать сложные прилагательные (учитель читает прилагательные, ученики поднимают сигнальные карточки: С – слитно, -- через дефис):
равносторонний, широкоплечий, русско-английский, первоочередное, рабоче-крестьянская, среднесуточный, бледно-голубой, иссиня-чёрный, голубоглазый, горько-солёный, юго-западный.
F: Помните ли вы написание суффиксов прилагательных - К - и – СК – (карточки раздаются сидящим на первой парте, они должны написать прилагательное с данным суффиксом и передать карточку следующему ученику).
G: Как бы вы написали прилагательные в следующих случаях (учитель читает словосочетания, ученики поднимают сигнальные карточки: - С – слитно, - Р – раздельно):
не добрый, а злой; небрежный; невзрачный; далеко не удачный ответ; нелёгкий; не мелкий, а глубокий; река неглубока, но быстра; неряшливый; неотложный; совсем не нужная вещь.
Н: Можете ли вы употреблять в речи сложные прилагательные (ученикам предлагается устно поочерёдно называть сложное прилагательное, с помощью которого можно описать внешность человека):
Например: голубоглазый, широкоплечий, бледнолицый, розовощёкий, длинноногий, близорукий…
I: Имя прилагательное, как известно, обозначает признак предмета, и вам предлагается следующее задание: подобрать как можно больше прилагательных для описания данного предмета (задание индивидуальное, работа на отдельных листах):
Например: петух, день, весна и т. д.
4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Творческая работа: описание любимого времени года
(с использованием полученных знаний об имени прилагательном,
с употреблением различных имён прилагательных).
5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. ОЦЕНИВАНИЕ.