СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Неологизмы»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока русского языка в 5 классе на тему:" Неологизмы"

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Неологизмы»»





План-конспект урока

по русскому языку в 5 классе на тему:

«Неологизмы»


Цель урока: создать условие для ознакомления учащихся с новыми словами (неологизмы) и причинами их появления в русском языке;



Задачи:

Образовательные: ознакомить учащихся с новыми словами (неологизмы) и причинами их появления в русском языке

Развивающие:

- развивать орфографическую зоркость, умение высказываться по предложенной теме, корригировать нарушение речевой деятельности;

- развить и закрепить умение учащихся использовать знания в нестандартных ситуациях;

- развивать умение пользоваться толковым словарём для определения значения новых слов;

- прослеживать межпредметные связи с литературой и др. предметами;

развивать умение быстро ориентироваться в потоке информации: находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию;

- развивать самостоятельную деятельность;

Воспитательные:

- формировать устойчивое произвольное внимание;

- воспитывать культуру речи и умение задавать вопросы, строить понятные высказывания;

- формирование умения работать в группах;

- воспитывать уважительное отношение к мнению своих товарищей, уметь чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её;

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

- учащиеся ознакомлены с новыми словами (неологизмы) и причинами их появления в русском языке;

- осмыслена взаимосвязь материала по теме с другими науками.

Личностные УУД: 

- сформировано умение использовать знания в нестандартных ситуациях;

- сформирована мотивация к обучению и целенаправленной деятельности.

- учащиеся умеют вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

- сформулировано умение осмысливать учебную задачу, составлять план и последовательность действий;

- учащиеся умеют быстро ориентироваться в потоке информации, находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию;

Коммуникативные УУД:

- сформировано умение работать в группах;

- учащиеся уважительно относятся к мнению своих товарищей, умеют чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её;

- сформировано умение задавать вопросы, строить понятные высказывания.

Познавательные УУД:

- учащиеся могут строить объяснение и логическую цепь рассуждений в устной форме по предложенному плану;

- сформулировано умение ставить проблему, структурировать тексты, давать определение понятиям

Демонстрационный материал: толковый словарь, карточки для проверки домашнего задания

Методические приёмы: работа в парах, беседа

Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания:

Терминологический диктант

1) Слова, которые употребляются жителями той или иной местности называются………………………..

2) Все слова в языке называются …………………………..

3) Слова, которые употребляются всеми жителями не зависимо от места проживания, называются………………………………

4) Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, специальности, называются ………………………………

5) Словарный запас человека  - это…………………………………

6) То, что обозначает слово называется……………………………

7) Слова, одной и той же части речи противоположные по значению называются  ……………………………

8) Слова одной и той же части речи, одинаковые по написанию, но разные по значению, называются………………………….

9) Слова одной и той же части речи, разные по написанию, но схожие по значению, называются……………………….

Ключ к ответам:

1

Диалектными

2

Лексикой

3

Общеупотребительными

4

Профессионализмами

5

Лексикон

6

Лексическим значением

7

Антонимами

8

Омонимами

9

Синонимами


Взаимопроверка учащимися выполненной работы


3. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня мы продолжим с вами изучать лексику. На прошлых уроках мы говорили с вами о диалектизмах, профессиональных словах, исконно-русских и заимствованных.  Сегодня мы познакомимся с вами с новой группой слов. А какой попробуйте догадаться, решив следующее задание:

Четвёртое лишнее:

1. бумага

2. халат

3. лошадь

4. интернет

- Какое слово выбрали? Почему?

- Верно, это слово интернет, потому что оно появилось в нашей речи сравнительно недавно.

- Слова, которые возникли в нашей речи сравнительно недавно, называются НЕОЛОГИЗМАМИ.

- Запишите тему урока в свои тетради.


ФИЗМИНУТКА

Вы, наверное, устали?

Встали! Руки вверх подняли!

Потянулись высоко

И вздохнули глубоко!

Опустили плавно руки...

На уроке - не до скуки!

Теперь за парты сели дружно.

Конечно, поработать нужно!


4. Изучение нового материала

Знакомство с теоретическим материалом.


5. Первичное закрепление изученного материала.

1) работа по учебнику:

Упр. 129 – выполним это упражнение устно

Упр. 130 – записать слова по образцу:

Акванавт – это ………………… ( воспользоваться толковым словарём)

2) Это интересно:

С тематической точки зрения наиболее часто встречающиеся слова этого типа можно разделить на несколько групп: 

1) слова — экономические термины: оффшор (свободный), роуминг — «распространение;  политические термины: спикер —председатель парламента, инаугурация — «церемония вступления в должность президента страны», рейтинг — «оценка»,

2) слова — термины, связанные с компьютерной техникой,

сайт – «местоположение»; файл -  подача какого-л. документа»

3) названия некоторых бытовых предметов.

миксер —  «смешивающий аппарат или прибор»; тостер —  «приспособление для поджаривания тостов»

4) спортивные термины, а также названия некоторых игр или видов спортивных занятий, ставших модными и популярными в последнее время, например:

боулинг — «шар; игра в шары»; дайвинг - «подводное плавание»,

5)  названия некоторых явлений музыкальной культуры

хит – „популярная песня“, сингл — „песня, записанная отдельно“, ремейк (римейк) — „переделка“,

6) названия некоторых профессий, рода деятельности (получившие распространение в последнее время), например: секьюрити — «охрана», провайдер — «поставщик», риэлтор - «агент по продаже недвижимости

7) термины, употребляемые в косметологии:  лифтинг — „подтяжка“, пилинг — „чистка лица“, скраб – „крем для отшелушивания,

3) распределительное письмо:

- Сейчас я буду диктовать слова, а вы распределите их по следующим колонкам:

профессионализмы

диалектизмы

неологизмы

жаргонизмы

Вакцина, указка, акварель, вокализ, наждак, учебник, акваланг, шприц, журнал

Бурак, печурка, замолаживает, гутарить, летятина (дичь), залавье  (комод)

Провайдер, дизайн, постер, тинейджер, ланч, блокбастер, кастинг, киллер, брокер

Зарубежка, срезался, шпора,

пара, хвост, общага, стипуха, дубак


4) поддиктовка:


Прошёл дождь, и по низким луговым местам поднялся плотный туман. Яркая радуга перекинулась через небо, и обрывки туч торопливо уплывают в эту роскошную арку. Дул сильный пронизывающий ветер, и где-то вверху на крутом берегу скрипели деревья. Река бежала быстро и едва слышно журчала около сваек купальни.

5) Повторение и закрепление:

1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же безударная гласная корня, которую можно проверить ударением?

А) изб…рательный, выгл…деть, апп…тит

Б) воспом…нание, св..щенный, т..оретик

В) ед..ница, обв…вать ( плющом) , св..стеть

Г) п..лезный, в..ронка, р..сточек


2. Укажите ошибочное суждение:

А) в слове СЪЕМ четыре звука.

Б) в слове ХОЛОДНЫЙ все согласные звуки твёрдые

В) в слове ОТДАЁТ второй согласный звук звонкий

Г) в слове ШЕВЕЛЬНУТЬСЯ буквы ТЬС обозначают звук [ ц ]


3. В каком слове присутствует чередующая гласная в корне:

А) сумерки

Б) предложит

В) перебрасываюсь

Г) признаёт


6. Подведение итога урока:

- Что такое неологизмы?

- Приведите примеры неологизмов.

- Что удалось на уроке?

- Какие трудности испытали?


7. Домашнее задание:

§ ______, правило

По выбору:

- Составить тематический словарь «Оружие древнего человека».

- Один день в 22 веке.

- В стихотворениях А.С.Пушкина найти устаревшие слова, объяснить их значение.