План-конспект урока
по русскому языку в 5 классе на тему:
«Неологизмы»
Цель урока: создать условие для ознакомления учащихся с новыми словами (неологизмы) и причинами их появления в русском языке;
Задачи:
Образовательные: ознакомить учащихся с новыми словами (неологизмы) и причинами их появления в русском языке
Развивающие:
- развивать орфографическую зоркость, умение высказываться по предложенной теме, корригировать нарушение речевой деятельности;
- развить и закрепить умение учащихся использовать знания в нестандартных ситуациях;
- развивать умение пользоваться толковым словарём для определения значения новых слов;
- прослеживать межпредметные связи с литературой и др. предметами;
- развивать умение быстро ориентироваться в потоке информации: находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию;
- развивать самостоятельную деятельность;
Воспитательные:
- формировать устойчивое произвольное внимание;
- воспитывать культуру речи и умение задавать вопросы, строить понятные высказывания;
- формирование умения работать в группах;
- воспитывать уважительное отношение к мнению своих товарищей, уметь чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её;
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
- учащиеся ознакомлены с новыми словами (неологизмы) и причинами их появления в русском языке;
- осмыслена взаимосвязь материала по теме с другими науками.
Личностные УУД:
- сформировано умение использовать знания в нестандартных ситуациях;
- сформирована мотивация к обучению и целенаправленной деятельности.
- учащиеся умеют вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
- сформулировано умение осмысливать учебную задачу, составлять план и последовательность действий;
- учащиеся умеют быстро ориентироваться в потоке информации, находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию;
Коммуникативные УУД:
- сформировано умение работать в группах;
- учащиеся уважительно относятся к мнению своих товарищей, умеют чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её;
- сформировано умение задавать вопросы, строить понятные высказывания.
Познавательные УУД:
- учащиеся могут строить объяснение и логическую цепь рассуждений в устной форме по предложенному плану;
- сформулировано умение ставить проблему, структурировать тексты, давать определение понятиям
Демонстрационный материал: толковый словарь, карточки для проверки домашнего задания
Методические приёмы: работа в парах, беседа
Ход урока.
1. Орг. начало урока.
2. Проверка домашнего задания:
Терминологический диктант
1) Слова, которые употребляются жителями той или иной местности называются………………………..
2) Все слова в языке называются …………………………..
3) Слова, которые употребляются всеми жителями не зависимо от места проживания, называются………………………………
4) Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, специальности, называются ………………………………
5) Словарный запас человека - это…………………………………
6) То, что обозначает слово называется……………………………
7) Слова, одной и той же части речи противоположные по значению называются ……………………………
8) Слова одной и той же части речи, одинаковые по написанию, но разные по значению, называются………………………….
9) Слова одной и той же части речи, разные по написанию, но схожие по значению, называются……………………….
Ключ к ответам:
1 | Диалектными |
2 | Лексикой |
3 | Общеупотребительными |
4 | Профессионализмами |
5 | Лексикон |
6 | Лексическим значением |
7 | Антонимами |
8 | Омонимами |
9 | Синонимами |
Взаимопроверка учащимися выполненной работы
3. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы продолжим с вами изучать лексику. На прошлых уроках мы говорили с вами о диалектизмах, профессиональных словах, исконно-русских и заимствованных. Сегодня мы познакомимся с вами с новой группой слов. А какой попробуйте догадаться, решив следующее задание:
Четвёртое лишнее:
1. бумага
2. халат
3. лошадь
4. интернет
- Какое слово выбрали? Почему?
- Верно, это слово интернет, потому что оно появилось в нашей речи сравнительно недавно.
- Слова, которые возникли в нашей речи сравнительно недавно, называются НЕОЛОГИЗМАМИ.
- Запишите тему урока в свои тетради.
ФИЗМИНУТКА
Вы, наверное, устали?
Встали! Руки вверх подняли!
Потянулись высоко
И вздохнули глубоко!
Опустили плавно руки...
На уроке - не до скуки!
Теперь за парты сели дружно.
Конечно, поработать нужно!
4. Изучение нового материала
Знакомство с теоретическим материалом.
5. Первичное закрепление изученного материала.
1) работа по учебнику:
Упр. 129 – выполним это упражнение устно
Упр. 130 – записать слова по образцу:
Акванавт – это ………………… ( воспользоваться толковым словарём)
2) Это интересно:
С тематической точки зрения наиболее часто встречающиеся слова этого типа можно разделить на несколько групп:
1) слова — экономические термины: оффшор (свободный), роуминг — «распространение; политические термины: спикер —председатель парламента, инаугурация — «церемония вступления в должность президента страны», рейтинг — «оценка»,
2) слова — термины, связанные с компьютерной техникой,
сайт – «местоположение»; файл - подача какого-л. документа»
3) названия некоторых бытовых предметов.
миксер — «смешивающий аппарат или прибор»; тостер — «приспособление для поджаривания тостов»
4) спортивные термины, а также названия некоторых игр или видов спортивных занятий, ставших модными и популярными в последнее время, например:
боулинг — «шар; игра в шары»; дайвинг - «подводное плавание»,
5) названия некоторых явлений музыкальной культуры
хит – „популярная песня“, сингл — „песня, записанная отдельно“, ремейк (римейк) — „переделка“,
6) названия некоторых профессий, рода деятельности (получившие распространение в последнее время), например: секьюрити — «охрана», провайдер — «поставщик», риэлтор - «агент по продаже недвижимости
7) термины, употребляемые в косметологии: лифтинг — „подтяжка“, пилинг — „чистка лица“, скраб – „крем для отшелушивания,
3) распределительное письмо:
- Сейчас я буду диктовать слова, а вы распределите их по следующим колонкам:
профессионализмы | диалектизмы | неологизмы | жаргонизмы |
Вакцина, указка, акварель, вокализ, наждак, учебник, акваланг, шприц, журнал | Бурак, печурка, замолаживает, гутарить, летятина (дичь), залавье (комод) | Провайдер, дизайн, постер, тинейджер, ланч, блокбастер, кастинг, киллер, брокер | Зарубежка, срезался, шпора, пара, хвост, общага, стипуха, дубак |
4) поддиктовка:
Прошёл дождь, и по низким луговым местам поднялся плотный туман. Яркая радуга перекинулась через небо, и обрывки туч торопливо уплывают в эту роскошную арку. Дул сильный пронизывающий ветер, и где-то вверху на крутом берегу скрипели деревья. Река бежала быстро и едва слышно журчала около сваек купальни.
5) Повторение и закрепление:
1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же безударная гласная корня, которую можно проверить ударением?
А) изб…рательный, выгл…деть, апп…тит
Б) воспом…нание, св..щенный, т..оретик
В) ед..ница, обв…вать ( плющом) , св..стеть
Г) п..лезный, в..ронка, р..сточек
2. Укажите ошибочное суждение:
А) в слове СЪЕМ четыре звука.
Б) в слове ХОЛОДНЫЙ все согласные звуки твёрдые
В) в слове ОТДАЁТ второй согласный звук звонкий
Г) в слове ШЕВЕЛЬНУТЬСЯ буквы ТЬС обозначают звук [ ц ]
3. В каком слове присутствует чередующая гласная в корне:
А) сумерки
Б) предложит
В) перебрасываюсь
Г) признаёт
6. Подведение итога урока:
- Что такое неологизмы?
- Приведите примеры неологизмов.
- Что удалось на уроке?
- Какие трудности испытали?
7. Домашнее задание:
§ ______, правило
По выбору:
- Составить тематический словарь «Оружие древнего человека».
- Один день в 22 веке.
- В стихотворениях А.С.Пушкина найти устаревшие слова, объяснить их значение.