Тема. Как переносить слова с одной строки на другую?
Цели: повторить правила переноса слов; формировать умение переносить слова с одной строки на другую.
Планируемые результаты: учащиеся научатся переносить слова с одной строки на другую; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Ход урока
I Организационный момент
Актуализация знаний
Орфографическая минутка
(Письмо по памяти.)
В любом краю любой страны
Ребята не хотят войны.
Прочитайте предложение.
- О чем эти строки?
Какие слова пишутся не так, как произносятся? (Краю, страны, ребята, хотят, войны.) В каких словах вы сможете проверить безударную гласную? (Краю — край, страны — страны, войны — войны.)
Какое слово мы запоминали? (Ребята.)
Слово хотят можно проверить словом хочется.
Прочитайте предложение так, как записано. (Орфографическое чтение.)
Расскажите соседу по парте, послушайте его.
Хором проговорите так, как будете писать.
Запишите предложение.
Подчеркните слово, которое нельзя переносить. (Краю.) (Взаимопроерка. Сверка с образцом на доске. Взаимооценка,)
Словарная работа (На доске запись.)
МПЛОСЙУНДРА
Если из цепочки уберете буквы, которые обозначают непар ные звонкие звуки, получите словарное слово. (Посуда.)
Объясните лексическое значение слова. (Предметы для приготовления, подачи и хранения пищи.)
Какие однокоренные слова можете подобрать к этому слову? (Посудина, посудный, посудомойка.)
Выделите в них корень, подчеркните букву О.
Работа по теме урока
Упр. 112 (с. 73).
Прочитайте задание. Какие два понятия здесь встретились? (Деление на слоги и деление для переноса.)
Чем они отличаются? (Слогов столько, сколько гласных в слове. Для переноса слово разделено только на две части.)
Прочитайте слова, которые разделены на слоги. (Улица, линия, улей, акула, радио.)
Запишите слова, которые разделены для переноса.
Физкультминутка
Развитие речи
Упр. 113 (с. 73).
I Прочитайте текст.
Определите тему текста. (Как использовали бересту на Руси.) ~ Слова березовая и берестяная неоднокоренные, но у них одинаковое происхождение. Часть бер- означала белый цвет.
Прочитайте первый вопрос. Ответьте на него предложением из текста.
Какое предложение будет ответом на второй вопрос?
Ответ на третий вопрос найдите сами.
Запишите предложения.
Прочитайте текст, который у вас получился. (Береста — это верхняя часть березовой коры. Из нее делали обувь, игрушки, украшения. В берестяной посуде хранили масло, сметану, творог.)
Рефлексия
(Самооценка с помощью «светофора».)
Подведение итогов урока
Как узнать, сколько слогов в слове?
Какие правила нужно соблюдать при переносе слов?
Домашнее задание
Карточка
Спиши скороговорку, разделив все слова для переноса.
Огорченная сорока
Возвращается с урока.
Весь урок болтала с сойкой
И домой вернулась с двойкой.