План-конспект урока раздела «Художественные ремесла», 5 класс.
Раздел: «Художественные ремесла»
Тема: «Знакомство с лоскутным шитьем, создание шаблонов»
Класс: 5
Целеполагание:
Предметные УУД:
Узнать краткие сведения из истории создания изделий из лоскутов;
Познакомиться с возможностями лоскутной пластики, ее связью с направлениями современной моды;
Ознакомиться с традиционными узорами в лоскутном шитье: «спираль», «изба» и др.;
Изучить лоскутное шитье по шаблонам: изготовить шаблоны из плотного картона, выкроить детали, создать основу куклы-оберега «Крупеничка (зеновушка)».
Метапредметные УУД:
2.1 Познавательные – развивать эстетический вкус, развивать память, внимание, воображение, мышление, развивать умения и навыки создании шаблонов для лоскутного шитья, а также создания основы для куклы-оберега;
Регулятивные – формировать умения постановки цели, моделирования ситуации, планировать свою деятельность, проводить рефлексию, оценивать свою работу и работу других;
Коммуникативные – развивать навыки построения диалога/монолога, организовать ученическое сотрудничество, организовать взаимодействие учитель-ученик;
Личностные УУД: формулировать мотивацию и самомотивацию изучении темы, развитие трудолюбия, ответственности за качество своей деятельности, сформулировать основы гражданской и национальной идентичности.
Профориентационные: сформулировать представления о профессии рукодельницы, художник декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, швеи.
Методическое оснащение урока:
Материально-техническая база:
Кабинет технологии;
Компьютер, мультимедийный проектор;
Принадлежности для создания шаблонов для лоскутного шитья: картон, карандаш, линейка, ножницы;
Принадлежности для создания основы для куклы: ткань, наполнитель из зерна (гречиха, пшено, рис, просо);
Дидактическое обеспечение:
Сборник пословиц и поговорок про Родину и труд;
Мобильная выставка кукол в народных костюмах;
Технологическая карта выполнения шаблонов из картона;
Технологическая карта выполнения основы для куклы-оберега «Крупеничка (зерновушка)»;
Учебник: Синица Н.В. Технология. Технология ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В.Синица, В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 192 с.:ил.;
Рабочие тетради.
Методы обучения: рассказ, демонстрация презентации, показ выставки работ народного творчества.
Форма организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная.
Словарная работа: лоскутное шитье, узор «спираль», узор «изба», шаблон.
Тип урока: комбинированный урок - урок приобретения новых знаний и урок применения новых знаний на практике.
Ход урока.
Организационный момент (2 мин.)
Учитель входит в класс и приветствует учеников. Затем преподаватель отмечает отсутствующих с помощью дежурных, объявляет на тему занятия и проверяет наличие рабочей одежды, рабочих тетрадей и необходимых принадлежностей для создания шаблонов для лоскутного шитья: картон, карандаш, линейка, ножницы. На прошлом уроке ученикам было задано: просмотреть и ознакомиться с характерными чертами украшения праздничной одежды их народа.
Актуализация новых знаний (3 мин.)
Вид проверки: Устная.
Форма проверки: Фронтальная.
Вопросы:
- дай определение своими словами что такое «национальная культура»?
(это народное творчество, передающееся из поколения в поколение);
- назови основные направления национальной культуры?
(устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, изобразительное искусство, архитектура и т.д.);
- перечисли основные виды декоративно-прикладного искусства.
(вышивка, узорное ткачество, ковроткачество, роспись по дереву, по ткани, кружевоплетение).
Изложение нового материала (20мин.)
Художественные ремесла.
Технология изготовления лоскутного изделия.
Лоскутное шитье по шаблонам.
Многие изделия шьют из лоскутов, имеющих геометрическую форму, например: квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб. Такие лоскуты не нашивают на основу, а соединяют друг с другом стачным швом, причем сшивать можно как вручную, так и на машинке. Но, чтобы изделие получилось аккуратным, детали нужно краить по шаблонам.
Давайте сейчас разберем технологию изготовления шаблонов из картона, технологию выкраивания деталей, технологию создания лоскутного верха. Нам это нужно будет для создания основы куклы-оберега «Крупеничка (зерновушка)».
Технология изготовления шаблонов из плотного картона.
1.Начерти на картоне геометрическую фигуру нужного размера с помощью чертежных инструментов.
2.Отложи припуски на швы (10мм) со всех сторон и начерти еще одну линию.
3.Вырежи картон по внешней и внутренним линиям, получится шаблон с окошком (рамка). Лучше это делать на подложке с помощью острого ножа и металлической линейки, соблюдая правила безопасного труда.
Технология выкраивания деталей.
1.Наложи рамку на изнаночную сторону ткани.
2.Обведи шаблон с внутренней и внешней стороны тонким портновским мелом или простым карандашом.
3.Вырежи деталь по внешним контурам.
Далее изучим технологию создания лоскутного верха (соединения деталей кроя).
1.Сложи две детали лицевой стороной внутрь и сколи булавками, вкалывая их поперек шва через каждые 3-4 см.
2.Стачай детали, отступая от среза на ширину припуска шва (10мм).
3.Заутюж припуски на швы в сторону более темной детали.
4.Стачай последовательно все детали лоскутного части изделия.
Аппликация.
Часто лоскутные изделия украшают аппликацией. Аппликацией в данном случае является рисунок, изготовленный из нашитых на основу лоскутов ткани. Для изготовления аппликации подходит любая ткань, но выбор ее определяется назначением изделия и совместимостью тканей во всем изделии.
Ткань для аппликации проклеивают флизелином, чтобы вырезанный орнамент (элемент рисунка) имел устойчивую форму и его срезы не осыпались. Аппликацию лучше всего нашивать вручную – нитки мулине петельными стежками. С помощью швейной машины тоже можно пришить аппликацию шелковой ниткой зигзагообразной строчкой. Цвет ниток обычно подбирают в цвет ткани. Легче и быстрее выполнить аппликацию, используя прокладку флизофикс с двухсторонними клеевым покрытием.
Стежка (выстегивание).
Лоскутные изделия обычно имеют три слоя: лоскутный верх, прокладку из синтепона (или похожего материала) и подкладку. Их скрепляют вместе прямыми ручными стежками или крупными стежками на швейной машине. делают это не только для укрепления изделия, но и для создания красивой выпуклой поверхности.
Прежде чем заняться стежкой, изделие нужно подготовить: сметать все слои вместе крупными прямыми стежками. Если изделие большое, это делают в виде лучей, начиная каждый раз из середины изделия, чтобы не образовался воздушный пузырь.
Стегают обычно по швам, которые получились в результате соединения лоскутов между собой. Стараются прокладывать стежки точно в шов, чтобы они были менее заметны. Иногда строчку прокладывают на некотором расстоянии от швов. Большие, красивые лоскутные изделия стегают в виде сложного рисунка, который наносят на изделие по специальным шаблонам. Это трудоемкая работа, но в результате получается произведение искусства. Ручная машина всегда ценится больше машинной.
Обработка срезов лоскутного изделия.
Срезы лоскутного изделия можно обработать различными способами. Самый простой и доступный из них – обметывание срезов вручную петельным швом или зигзагообразной строчкой. В дальнейшем эту строчку можно замаскировать тесьмой, которая хорошо выкладывается не только по прямым, но и кривым линиям, в углах.
Другой способ, доступный для тебя - обработка срезов швом вподгибку. Особенно красиво получится обработка двойной подгибкой с оформлением уголка «конвертом» для этого при раскрое нужно выкроить прокладку размером на 10 мм больше (со всех сторон), чем размер лоскутного верха подкладки. Подкладку следует выкроить с еще большим припуском – на 30 мм больше, чем прокладку. Этот припуск подкладки подгибается дважды так, чтобы был закрыт край лоскутного верха на 5 мм.
В дальнейшем ты научишься другим способам обработки срезов изделия.
Сегодня мы с вами постараемся сделать основу нашей будущей куклы-оберега «Крупеничка (зерновушка)», наполним ее зерном, и выкроим детали будущего платья, фартука, платка и элементов декора из ткани.
Но, сначала давайте узнаем кое-что интересное о ней.
Традиционно куклу наполняли гречишным зерном. Крупеничка − главная кукла в семье. Первые горсти при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе этой куколки. Зерно в ней символизировало сбережённые силы Кормилицы Земли. После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном уже нового урожая. Ее наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу. Верили, что только тогда следующий год будет сытым, и в семье будет достаток.
Значения круп в Зерновушке:
гречиха − сытость и богатство, традиционно кукла наполнялась именно этим зерном
рис − самое дорогое зерно, на праздник
перловка − на сытость
овес − на силу.
Вводный инструктаж (15 мин.)
Тема урока: «Технология изготовления лоскутного изделия»
Цель: Познакомить с основами лоскутного шитья, создать шаблоны и основу для куклы-оберега «Крупеничка (зерновушка)».
Критерии оценки:
Практическая работа (15 мин.)
Данная практическая работа посвящена созданию шаблонов из картона, выкраиванию по готовым шаблонам основы для куклы-оберега «Крупеничка (зерновушка)», выкраивание деталей из ткани для декорирования верха куклы-оберега. Наполнение ее крупой.
Технологическая карта изготовления туловища куклы-оберега «Крупеничка (зерновушка)».
№ п/п | Название операции | Фото операции | Материалы и инструменты |
1. | Подготовка ткани для выкраивания основы куклы-оберега. |  | Утюг, квадрат холщёвой ткани 20х20 см, ножницы, карандаш, линейка. |
2. | Создание туловища-мешочка. Выкраивание по готовому шаблону. |  | квадрат холщёвой ткани 20х20 см, линейка, карандаш |
3. | Создание туловища-мешочка. |  | квадрат холщёвой ткани 20х20 см, нитки, иголки, ножницы, карандаш |
4. | Наполнение мешочка крупой. |  | Готовый мешочек из ткани, крупа, нитки, иголки, нижница |
5. | Сшивание или завязывание верха туловища. |  | Наполненный крупой мешочек, нитки, иголки, ножницы |
6. | Выкраивание с помощью шаблонов деталей одежды. Подготовка деталей для декорирования куклы-оберега |  | Ткань, ножницы, линейка, карандаш, утюг. |
Текущий инструктаж (13 мин.)
В ходе практической работы учитель следит за выполнением задания и трудовой дисциплины. Особых проблем при выполнении работы возникнуть не должно. Возможен индивидуальный инструктаж.
Заключительный инструктаж (5 мин.)
Анализ допущенных ошибок при устных ответах на заданные вопросы и при выполнении практического задания.
Домашнее задание. Выполнить стежку детали одежды куклы-оберега «Курпеничка (зерновушка), обработать срезы необходимых деталей.
Уборка рабочих мест (2 мин.)