Тема раздела | Материальные технологии обработки текстильных материалов. |
Тема урока | Творческое проектирование текстильных изделий. «Пошив тапочек, расшитых узорами из атласных ленточек» |
Тип урока | Изучение нового материала |
Вид урока | Комбинированный |
| |
Планируемые результаты |
Предметные П узнают виды и историю развития обуви «тапочки»; процесс изготовления домашних тапочек из текстильных материалов: сборки и отделки. отличать виды текстильных материалов; выполнять практическую работу по технологической карте. | Метапредметные Коммуникативные учебные действия КУ – слушать собеседника, вступать в диалог, сотрудничество с преподавателем и сверстниками, умения выражать свои мысли. Регулятивные РУ – принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, - осуществлять самоконтроль, Познавательные ПУ - использовать логические действия (сравнение, анализ, обобщение) на наглядном доступном материале. | Личностные проявлять интерес к обьектам культурно-исторического наследия; проявлять эстетические потребности, чувства, прививать интерес к труду. |
Межпредметные связи: Изобразительное искусство: История Математика | Сочетание цвета. История развития обувного ремесла Форма предмета (полукруг). Определение размера обуви. Подсчет количества слоев материала на подошве. |
Оснащение | заготовки деталей тапочек, инструкционные карты; швейные машины; компьютер; доска; чертежные инструменты и приспособления; материалы для отделки (цветная атласная тонкая лента, текстильный шнур, косая бейка; стеклярусы для украшения). |
Продолжительность: | 2 урока по 40 мин |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
1.Организация начала урока. Цель этапа: создание эмоционального настроя учащихся; проверка готовности рабочих мест. | Добрый день! Я очень рада вас видеть. Как у вас настроение? А теперь посмотрите друг на друга и поверьте, все ли в порядке с вашим внешним видом? И все ли принадлежности у вас на месте? | Слушают целевую установку. Проверяют спецодежду. Проверяют принадлежности : тетрадь, ручка, карандаш, коробочка для швейных работ. |
2.Мотивация познавательной деятельности Цель этапа: организовать направленное внимание на начало урока. Сообщение темы и целей урока | Девочки, посмотрите на картинки и готовые образцы швейных изделий. Назовите, что изображено на картинках и подумайте и скажите, что объединяет все эти изображения. (Предлагает посмотреть изображения на доске) (В качестве подсказки загадка) Отгадайте загадку. Всегда шагаем мы вдвоем, похожие, как братья, мы за обедом — под столом, а ночью — под кроватью. Эта обувь всем знакома, в ней ногам удобно дома мамочки и папочки тоже носят ... Давайте определим тему урока. (Показывает на доску, убирает картинки) И сегодня темой нашего урока будет «Пошив тапочек с расшитых узорами из атласных ленточек» Сегодня на уроке мы должны узнать, историю возникновения тапочек; процесс сборки и отделки домашних тапочек из заготовок. Научиться выполнять работы с помощью технологической карты. | Рассматривают, называют предметы, обсуждают. Пытаются ответить. Предполагаемый ответ: обувь, тапочки Отвечают - Тапочки. Читают тему урока на доске «Пошив тапочек с расшитых узорами из атласных ленточек. Слушают цели урока. |
3.Актуализация необходимых знаний Цель этапа: выявить уровень знаний, повторить пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях | Для кого мы можем сшить и подарить эти тапочки вышитые узорами? - Да, девочки, у нас скоро праздник 8-е марта. Мамы они для нас все. Если бы их не было, мы бы не родились на белый свет. Если вы подарите им такие вышитые тапочки (показываю), они будут очень рады и гордится вами. Но прежде, чем приступить к работе, мы должны вспомнить необходимые для нас швы. Какие ручные швы вы знаете. Назовите шов и где его можно использовать Мы с вами повторили виды швов, которые мы будем использовать при пошиве тапочек. | Отвечают на вопросы по одному по очереди. Предполагаемые ответы:- мамам, бабушкам Шов "вперед иголку" используется для сметывания деталей (соединения деталей) Шов "через край" , удобен для обработки края. Петельный шов – для обработки края, соединения деталей по краю. |
4.Организация познавательной деятельности. Цель этапа: организовать деятельность обучающихся по изучению новой темы. | Изучение новой темы будет проходить в два этапа: теоретический и практический. Теоретическая часть. На доске прикреплены изображения тапочек разных видов и эпох. Сначала мы должны узнать историю, этих маленьких тапочек. Они возникли на востоке, в гареме одного султана. В те времена тапочки считались символом рабства, потому что с такой обувью девушки, которые жили в гареме, не могли убегать домой. Спустя некоторое время султаны заметили, что тапочки очень удобны в носке и надевали их на важные встречи. В каких сказках вы видели такую обувь (восточные сказки «Маленький Мук», «Шахерезада, тысяча и одна ночь», «Сказка о летающем ковре») - С такими свойствами тапочки вошли в Европу. Здесь они несколько лет пролежали, как ненужная вещь. Только в 16 веке стали символом преданности мужа и жены. - Самое красивое время тапочек подходит к 18 веку во Францию. Здесь женщины носили сшитые из лебединого пуха с большими пампушками, позолоченными края тапочки. В 19 веке романтический стиль тапочек заканчивается. Они станут повседневной вещью. На сегодняшний день тапочки считаются символом удобства. - Вторая история тапочек был 2000 лет назад до нашей эры. Финские торговцы носили их во время плаваний. Позднее тапочки распространяются на весь мир. В Китае девушки танцовщицы носили их дома. Именно вот из Китая и с древнего Востока приходит традиция вышивания тапочек. Вышитых тапочек в Риме и в Греции очень уважали. А сейчас мы надеваем тапочки дома, во время занятия спортом, танцами. Поэтому тапочки стали незаменимым атрибутом мира. - Сегодня каких только тапочек не встречается, не так ли? - Раньше из искусственной кожи шили вот такие тапочки. (показываю) - А сегодня, какие мы дома носим тапочки? А знаете ли как называться профессия человека по изготовлению разных видов обуви? Пуанты шьет…. модельер балетных туфель Тапочки шьет… швея, обувщик. Ботинки, туфли для нас изготавливает ….сапожник. | Слушают цель теоретического этапа. Рассматривают картинки, слушают отвечают на вопрос. Предполагаемые ответы: Обувщик, сапожник. |
5.Первичное закрепление Цель этапа: проверить степень усвоения учащимися знаний по теме | Задание: Распределите тапочки по группам: Для танцев, для дома, для сказок и спектаклей. Не осталось ли у вас лишней пары тапочек? Подведение промежуточных итогов. Выставление оценок за теоретическую часть. | Раскладывают карточки по группам. Определяют лишнюю пару тапочек. |
6.Физминутка. Цель этапа: снятие напряжения с шеи, спины и рук. | Перед работой сделаем несколько упражнений для шеи, спины и рук. - поворот головы влево затем вправо медленно повторить - голову вперед. Назад медленно повторить - поднять руки вверх потянуться к солнышку, опустить руки вниз встряхнуть, повторить - спинку выпрямить, свести лопаточки вместе вдохнуть, медленно выдохнуть повторить | Выполняют инструкции учителя |
7.Практическая работа Цель этапа: создание условий для формирования умений обучающихся выполнять задание | Сейчас мы с вами приступаем к практической работе по пошиву тапочек. Перед вами на столе лежат заготовки и отделка для тапочек. В работе по изготовлению подошвы и верхней части принимали участие и помогали 12 «А» класс. Подошва, верхняя часть и технологическая карта. - Но сначала вспомним, что мы сделали на предыдущих уроках. Вопрос: Сколько слоев вы сосчитали на заготовке подошвы. Называем ткани и название материалов. Во время практической работы необходимо соблюдать правила безопасности работы с ножницами и иглой. Объясняет, как пользоваться технологической картой и приступают к работе. В процессе работы следит за соблюдением правил безопасности. | Рассказывают, что было сделано на предыдущих уроках. Считают С помощью учителя называют. По очереди рассказывают правила. Выполняют инструкции учителя. Приступают к выполнению практического задания с помощью учителя. |
8.Физминутка. Цель этапа: снятие напряжения с глаз | Мы с вами хорошо поработали и наши глазки устали. Упражнения для тренировки зрения. 1. Движение глазными яблоками вправо и влево. 2. Движение глазными яблоками вверх и вниз. 3. Вращение глаз по часовой стрелке и против часовой стрелки. 4. Фиксация взгляда на кончике носа. 5. Моргание Продолжаем работу по окончательной отделке шнуром. Выполняет целевые обходы. | Заканчивают отделку тапочек. |
9. Подведение итогов урока. Цель этапа: создания условий для развития способностей к анализу и оценке собственной деятельности через умение выразить свои мысли. | Дать возможность девочкам проанализировать свою творческую деятельность в процессе работы на уроке, рассказать о том, что больше всего понравилось , запомнилось, что показалось сложным . - Все вы очень хорошо работали, спасибо. 1. Чему вы сегодня научились? 2. Какие трудности испытывали при выполнении практического задания? 3. Сшитые тапочки вам понравились? 4. Оцените свою работу? -поднимите красную карточку, если оцениваете свою работу на «5», -поднимите синюю карточку, если оцениваете свою работу на «4», -поднимите желтую карточку, если оцениваете свою работу на «3». Выставление оценок за практическую часть. Уборка рабочих мест. | Формулируют затруднения |
Уборка рабочих мест | Контролирует уборку учащимися мастерской, своих рабочих мест. | Убирают свои рабочие места, подают дневники на оценки. |
№ | Технологическая операция | Эскиз, фото |
1 | Приготовить выкройку для тапочек. | |
2 | Приготовить материалы: - красный флис, - желтую ткань, - для прочности дублерин, - для мягкости ватин, - цветные атласные ленты, - фетр, - цветные нитки, - шнур текстильный, - косая бейка, стеклярусы. | |
3 | Выкроить детали кроя: - из красной ткани, наклеенной дублерином вырезать деталь пятки 2 дет., верхнюю часть 2 дет., - из желтой ткани верхнюю часть 2 дет., из ватина 2 дет., пятки, верхнюю часть 2 дет., из кожи 2 детали пятки. | |
4 | Детали пятки, вырезанные из красной ткани и ватина наметать (соединить). На красную сторону начертить сетку и простегать на швейной машине. | |
5 | Верхние части тапочек , вырезанные из красной ткани и из ватина тоже соединить, начертить сетку и простегать на швейной машине. | |
6 | Соединить приготовленные части подошвы | |
7 | К верхней детали, вырезанной из желтой ткани пришить мелкими стежками стебли и листочки цветка. | |
8 | Из цветных атласных лент сделать маленькие цветочки и пришить к стеблю. | |
9 | Готовую деталь сложить на заранее изготовленную деталь и наметать. | |
10 | К готовый верхней детали, к наружной части наметать готовую косую бейку. | |
11 | Ручку выбора строчки поставить на зиг–заг и настрочить косую бейку. | |
12 | На нижнюю деталь тапочки наложить верхнюю готовую деталь и по краю наметать | |
13 | Прикрепить текстильный шнур на края тапочки. Нужно наметывать очень аккуратно. Готовые тапочки почисть от ниток. | |