СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока родного языка и литературы для 1 курса на тему:"Правописание наречий с О и А на конце".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока родного языка и литературы для 1 курса на тему:"Правописание наречий с О и А на конце".»

«Правописание наречий с О и А на конце»

Ход урока:

  1. Орг. момент.

Слово учителя.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Урок у нас сегодня необычный, но мы будем работать быстро, ловко, умело, внимательно, чётко, старательно.

Я думаю, что вы легко ответите на любой мой вопрос. И чтобы вам не было грустно, тоскливо, печально, а главное – скучно, мы будем стараться всё выполнять дружно, весело(все наречия выведены на экран).


- Ребята, скажите, какая часть речи употреблена мною в приветствии чаще, чем другие?

(наречия).


- А это значит, что на сегодняшнем уроке мы с вами продолжим знакомство с наречием.


  1. Скажите, что такое наречие?


Перед вами лежит памятка-кластер, быстро прочитайте ее и по наводящим вопросам в этой памятке ответьте – что такое наречие, какими грамматическими признаками оно обладает и вообще, что вы знаете о наречии.

(Ответы детей по схеме-кластеру).


1. Наречие – это часть речи (наречия мы употребляем в своей речи).

2. Наречие не изменяется. Пришёл рано, пришла рано, пришло рано,

пришли рано.

3. Наречие относится к глаголу.

4. Наречие обозначает признак действия.


5. В предложении - второстепенный член предложения.

А если поточнее – обстоятельство.


Молодцы, вы все правильно ответили, все вспомнили о наречии.

А еще какие части речи вы знаете?

  1. Игра «Наоборот»


А сейчас пришёл черед,
Сыграть в игру «Наоборот».
Слова в игре мы подбираем,
Наречиями их мы называем.
Я скажу вам слово тише,
Вы в ответ мне… Громче.
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь: близко.
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь; низко.
Скажу я слово рано,
А ты ответишь: поздно.
Ну вот, закончилась игра.
Мы все надеемся, что с ней,
Ты стал немножечко умней.

Молодцы!

Итак, какой можно сделать вывод об использовании наречий? Для чего нужно наречие в нашей речи?

ВЫВОД. Наречия делают нашу речь образной, изящной, красивой, они необходимы для того, чтобы охарактеризовать более точно, более выразительно и действие, и признак и передать наше отношение к ним.

4.Ребята, перед вами наречия.


Скажите, пожалуйста, чем они различаются?

Совершенно верно – одни наречия оканчиваются на а, другие на о. Сформулируйте тему сегодняшнего урока?


Цель сегодня у нас с вами одна – научиться правильно писать наречия, оканчивающиеся на о или а.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

5. Работа у доски.


К доске пойдут, по желанию, и выпишут эти наречия в два столбика : в один - наречия, оканчивающиеся на о,

в другой - наречия, оканчивающиеся на а.


Остальные выписывают в тетради эти наречия в два столбика.


Что вы здесь видите? Какую закономерность? Сформулируйте общий вывод.

Почему на конце наречий пишутся разные гласные? 
Если затрудняетесь, могу подсказать - посмотрите на состав слова.


Слова с приставками в-, на-, за- пишутся с  на конце,

а слова с приставками из-, до-, с- пишутся с -а на конце слова.


6. Работа с учебником.


Откройте учебник на стр 167, дополните правило вверху этой страницы.


ВЫВОД.


7. Ребята, но мы можем еще быстрее научиться определять, в каких случаях нужно писать а, а в каких о – применяя правило окна.

Объяснение учителя.


Правило ОКНА - нужно приставку наречия присоединить к слову ОКНО и посмотреть, на что заканчивается полученное слово. Такая буква и будет писаться на конце наречия.

Например,

ДОСУХ… ДО ОКНА ДОСУХА

ЗАПРОСТ… ЗА ОКНО ЗАПРОСТО

СЛЕВ… С ОКНА СЛЕВА


8. Ребята, в каждом правиле есть исключения.

Так-же и с наречиями. Прочтите их и запомните.


9. Ребята, давайте еще раз повторим, в каких случаях на конце наречий пишется о, а в каких а? Молодцы!


10. А сейчас проверим, как же вы усвоили новую тему.

У вас на карточках даны четыре ряда наречий. Нужно определить ряд наречий, на конце которых пишется а и подчеркнуть его. Кто определит первым этот ряд? Работаем.


11. Взаимопроверка.


Поменяйтесь карточками и проверьте у своего соседа, правильно ли он сделал? Поставьте оценку соседу прямо на карточках.

Молодцы!


12. Идем дальше.

Сейчас такое задание.


– Я диктую вам наречия, во время диктовки вы заполняете слева направо перфокарту - табличку, которая представляет собой квадрат 5 х 4.

В каждую клеточку квадрата вы вписываете буквы -о- или -а-.

По окончании работы соедините линией одинаковые буквы, в результате чего получится определенный рисунок. Он перед вами на доске.


Справа, досуха, влево, издавна, докрасна, направо, изредка, насухо, добела, запросто, засветло, затемно, слева, накрепко, замертво, снова, искоса, задолго, издалека, сначала.


Если у вас получившийся рисунок совпадает с проверочным рисунком -ответом, то задание выполнено верно, и вы можете поставить себе оценку в углу этого листа.



13. Домашнее задание упр.----, стр. ----


14. Подведение итогов урока. Оценивание….


























































































Подчеркните ряд, в наречиях которого на конце пишется а.


  • запрост…, досух…, влев…

  • издавн…, сначал…, справ…

  • изначальн…, сгоряч…, скрытн…

  • слев…, засветл…, досрочн…



Подчеркните ряд, в наречиях которого на конце пишется а.


  • запрост…, досух…, влев…

  • издавн…, сначал…, справ…

  • изначальн…, сгоряч…, скрытн…

  • слев…, засветл…, досрочн…



1. Наречие –это часть ______________.

2. Наречие изменяется или не изменяется?_______________________.

3. Наречие относится к какой части речи? ___________________________________.

4. Наречие обозначает признак (чего?)_____________________________.

5. В предложении наречие бывает____________________________.

6. Наречие отвечает на вопросы:

___________________________________.



1. Наречие –это часть ______________.

2. Наречие изменяется или не изменяется?_______________________.

3. Наречие относится к какой части речи? ___________________________________.

4. Наречие обозначает признак (чего?)_____________________________.

5. В предложении наречие бывает____________________________.

6. Наречие отвечает на вопросы:

___________________________________.



Подчеркните ряд, в наречиях которого на конце пишется а.


  • запрост…, досух…, влев…

  • издавн…, сначал…, справ…

  • изначальн…, сгоряч…, скрытн…

  • слев…, засветл…, досрочн…



Подчеркните ряд, в наречиях которого на конце пишется а.


  • запрост…, досух…, влев…

  • издавн…, сначал…, справ…

  • изначальн…, сгоряч…, скрытн…

  • слев…, засветл…, досрочн…


Задание:заменить фразеологизмы наречиями.

(работа в группах, пазлы)


Во всю Ивановскую (громко).

Повесив нос (уныло).

Не покладая рук (усердно).

На всех парусах (стремительно).

Не за горами (скоро). Сломя голову (быстро).

Сколько душе угодно (вдоволь).

Спустя рукава (небрежно).

Как снег на голову (неожиданно).

На скорую руку (наспех).

Не на шутку (всерьёз).

Рукой подать (близко).

Кот наплакал -                                                     Положа руку на сердце –

У черта на куличках –                                         Хоть глаз выколи -

Рукой подать –                                                    Как в аптеке –

Черепашьим шагом -                                          Черным по белому –

Битый час –                                                         Рукой подать –

Из рук вон -                                                          Бок о бок -

На вес золота –                                                   Душа в душу

8. Физпауза (анимационная)

Давайте быстро отдохнем, Глубоко мы все вздохнем,

Высоко поднимем руки,

Прогоним срочно лень и скуку.

Повернемся влево, вправо.

Отдохнули? Вот и славно!

- Узнали ли вы в этом стихотворения наречия?