№ | Этап урока | Время, мин. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы, методы и приёмы |
1 | Организационный момент | 1-2 | 1.Проверяет готовность к уроку 2.Предлагает вспомнить правила посадки (гигиенические правила письма) 3.Предлагает упражнения для кистей и пальцев рук; обращает внимание на одновременное выполнение упражнений учащимися в соответствии со счетом; требует от учащихся четкого произношения слов для речевого сопровождения массажа пальцев. | 1. Показывают готовность к уроку. 2.Показывают правильность посадки и расположения тетради на столе 3. Выполняют упражнения по образцу учителя: а) вращательные движения кулачками; б) массаж пальцев | Проверка готовности рабочего места Работа с плакатом «Сиди правильно!», работа с правилами письма. Работа по образцу учителя, тактический прием, речевое сопровождение массажа пальцев: «Этот пальчик самый маленький. Этот пальчик самый слабенький. Этот пальчик самый средненький. Этот пальчик самый умненький. Этот пальчик толстячок. Ну а вместе кулачок». |
2 | Каллиграфическая минутка | 3-5 | Организует каллиграфическую работу: - Вот мы размяли свои пальчики для того, чтобы красиво написать. - Предлагаю вам вспомнить правила красивого письма: Правила красивого письма: 1. Все буквы (графические элементы) должны быть одинаковой высоты. 2. Все буквы (графические элементы) должны быть одинаковой ширины. 3. Если в буквах есть элементы, выходящие за верхнюю и нижнюю строку, они должны заканчиваться на одном расстоянии от строки вверх и вниз. 4. Расстояния между элементами букв должны быть одинаковыми. 5. Расстояния между буквами в слове должны быть одинаковыми. 6. Все линии при письме должны быть параллельными. 7. Прямые линии при письме должны быть ровными. - Сейчас красиво и аккуратно запишем число, классная работа. 1.Регулирует процесс выполнения. - На доске написаны строки: и ш г п т й н р у И Ш Ц Щ Ч Л М А - Какие элементы повторяются несколько раз? - Чем отличается написание буквы И и Ц, Ц и Щ, Л и А? -Запишите данные буквы. Определите закономерности в чередовании данных букв и заполните строку в тетради, не забывая об этой закономерности. 2.Предлагает оценить свою работу следующим образом: 1-3 ошибки – высокий уровень выполнения работы; 4-5 ошибок – средний уровень; Более 5 ошибок – низкий уровень. Предлагает отметить уровень на шкале самооценки. | 1.Выполняют задания учителя, отвечают на его вопросы; 2.Самооценка по установленным критериям | Фронтальная беседа Обсуждение особенностей прописываемых букв Работа со шкалой самооценки Работа в тетради Приём демонстрации Работа по образцу Самооценка деятельности |
3 | Словарно-орфографическая работа | 3-5 | 1.Организует знакомство с новыми словарными словами: - Откройте учебник на стр. 92, найдите словарные слова. Прочитайте их: ботИнки, помидОр, сапОг, когдА, лУчше. - Обратите внимание на рубрику «Путешествие в прошлое» (учебник). Что вы узнали о происхождении слова «помидор» на стр. 93. 2. Рассмотрение нового словарного слова, произнесение его и установление: - Сколько слогов в каждом из слов? - Какие из них ударные, а какие безударные? 3. Произнесение слов орфоэпически, а затем чтение орфографичекой записи. - Что заметили, дети? - Есть ли разница в произношении и написании? - Выпишите новые словарные слова в тетрадь и подчеркните буквы, которые нужно запомнить. | 1. Отвечают на вопросы учителя, читают словарные слова 2. Выполняют задания учителя с данными словами. Отвечают на вопросы: - В словах ботинки, помидор – по 3 слога, в остальных – по 2. 3. Произносят слово по всем нормам орфоэпии, сравнивают с орфографической записью, делают выводы, отвечают на вопросы учителя. | Фронтальная работа Активизация словаря Работа с учебником Фронтальная работа Работа с орфографическим словарем учебника Фронтальная беседа Фронтальная работа Работа в тетради |
4 | Актуализация опорных знаний | 3-5 | - Прочитайте слова на доске. Что о них можете сказать? Постарайтесь найти «лишнее» слово. Колесо, столы, дерево, мышь, школа, земля, слон, лиса, любовь, весна, ложь. - Определим склонение имен существительных. - Вспомните, чем являются некоторые слова. - Определите окончание имен существительных: встретиться с человек…, в берлог.., в рощ.., о молодеж…, помогать бабушк…, скакать на лошад…, мечтать о мор… . - Молодцы! | Отвечают на вопросы учителя: - «Лишнее» слово – столы, т.к. имеет форму множественного числа, остальные в форме единственного числа. Определяют склонение имен существительных: - Колесо-2, столы, дерево-2, мышь-3, школа-1, земля-1, слон-2, лиса-1, любовь-3, весна-1, ложь-3. - Некоторые слова являются проверочными для определения безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3-го склонений | Фронтальная работа с классом Фронтальная беседа |
5 | Самоопределение к деятельности: постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | 2-3 | Подводит детей к определению темы и цели урока: - Сейчас мы работали со словами в форме единственного числа. А как определить безударное падежное окончание имен существительных в форме множественного числа? Можно ли использовать тот же способ определения окончаний? - Догадайтесь, о чем будем говорит на уроке, какова теме урока? - И как вы думаете, какой же будет цель нашего урока? | Дети отвечают на вопросы, высказывают свои предположения Отвечают, что тема сегодняшнего урока будет связана с правописанием окончаний имен существительных множественного числа, а цель – научиться писать окончания существительных множественного числа. | Фронтальная работа с классом Фронтальная беседа Приём определения темы и цели урока |
6 | Первичное усвоение новых знаний | 7-10 | 1. Организует работу в парах: - Поработайте в парах. Возьмем слова из нашего списка, поставим их в форму множественного числа. Как они будут звучать? (деревья, мыши, школы, столы). Просклоняйте их, выделите окончание. Во время проверки составим сводную таблицу окончаний имен существительных в форме множественного числа. И.п. | -ы, -и, -а, -я | Р.п. | - , -ов, -ев, -ей | Д.п. | -ам, - ям | В.п. | -ы, -и, -я | Т.п. | -ами, -ями | П.п. | -ах, -ях | Вывод: мы пронаблюдали над изменением окончаний имен существительных 1, 2, 3-го склонений в форме множественного числа. - Что вы можете сказать? - А верно ли предположение, что безударное окончание можно проверить каким-то словом? Вспомните слова всех групп. Какое слово можно использовать для проверки? (Столы) – Ребята, но в правописании имен существительных 1-го склонения в форме Р. п. есть одна особенность, а какая - прочитайте в учебнике под значком . 2. Предлагает выполнить упр. 1 на стр. 93 в учебнике: - Запиши данные слова в форме родительного падежа множественного числа. Обрати внимание у слов первого столбика в этой форме нулевое окончание, а у второго – окончание –ов. | Работают в парах, склоняют существительные, выделяют окончания, составляют таблицу. Делают вывод о том, что во множественном числе у существительных 1,2,3 склонений окончания совпадают. Читают правило в учебнике. Два ученика выполняют у доски упражнение, у каждого по одному столбику. Остальные ученики выполняют самостоятельно и сверяются с доской. | Приём самостоятельной работы Работа с таблицей Работа в парах Фронтальная беседа Приём обобщения и формулировки выводов Работа с учебником Работа в тетради с учебником Работа у доски Приём самостоятельной работы |
7 | Физминутка | 1-2 | Организует физкультминутку: - Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. Руки нагнули, кисти встряхнули, Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем, Крылья сложили назад. | Встают со своих мест и повторяют вслед за учителем | Работа по образцу Приём демонстрации |
8 | Первичная проверка понимания | 5-7 | 1.Организует выполнение упр. 2 на стр. 93 в учебнике - Запишите существительные в форме мн. ч., Р. п.: Туча, лыжа, удача, роща, задача, встреча, крыша, дача, круча. Образец: туча – много туч. 2.Предлагает выполнить упр. 3 на стр. 93 учебника: - Запиши слова в 3 столбика. В первый столбик – слова мужского рода в единственном числе, во второй столбик – слова женского рода в единственном числе, в третий столбик – слова женского рода в родительном падеже множественного числа. | Выполняют задание самостоятельно. После чего организуется проверка и дети читают по цепочке слова. Трое учащихся распределяют существительные по столбикам на доске, остальные учащиеся – в тетрадях. | Самостоятельная работа Работа в тетрадях с учебником Работа в тетради с учебником Работа у доски Приём самостоятельной работы |
9 | Первичное закрепление | 3-5 | Предлагает самостоятельно выполнить упр. 4 на стр. 94 с последующей проверкой: - Спиши, вставляя пропущенные буквы. | Выполняют упражнение самостоятельно | Самостоятельная работа Работа в тетрадях с учебником |
10 | Информация о домашнем задании | 1-2 | Предлагает записать информацию о домашнем задании в дневники: - Дома вы выполните задания 3 или 4 (по выбору) в рабочей тетради. | Записывают задание в дневники | |
11 | Рефлексия (подведение итогов урока) | 1-2 | Предлагает продолжить незаконченные предложения на слайде: *Сегодня я узнал.. *Я научился… *Теперь я умею… Подводит итог работы класса и отдельных учащихся. Корректирует самооценку выполненную учащимся | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему). Оценивают свою работу на уроке. | Приём обобщения и формулировки выводов Самооценка деятельности |