СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План - конспект урока "Состав слова. Обобщение". 3 класс УМК "Перспектива"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План - конспект урока "Состав слова. Обобщение". 3 класс УМК "Перспектива"»

Русский язык

Тема Обобщение. Части слова.

Класс 3 «Е»

Тип урока: Систематизации и обобщения знаний и умений.

Цель: систематизация и упорядочивание знаний по теме «Состав слова»

Задачи:

Образовательные: систематизировать представления учащихся о понятиях корень, приставка, суффикс, окончание, основа, однокоренные слова.

Воспитательные: воспитывать интерес к языку, слову; развивать орфографическую зоркость;

Развивающие: обогащать письменную и устную речь учащихся, формировать навыки самоконтроля и самопроверки.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся обобщат свои знания по теме «Состав слова», знают части слова и умеют находить корень, приставку, суффикс, окончание, основу в словах, различать однокоренные слова.

Личностные: Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий.

Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические – выполняют логические действия (сравнение, анализ, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям).


Ход урока

I. Организационный момент.

В зимний день уж кто-то странный
заглянул в моё окно.

На ладони появилось ярко- жёлтое пятно.
Это солнце заглянуло, будто руку протянуло,
тонкий лучик золотой.

И, как с самым лучшим другом,

Поздоровалось со мной.

- Добрый день, ребята!  
- Добрый день всем, кто присутствует на нашем уроке! 

- Сегодня замечательный и необычный день, так как у нас на уроке много гостей. Давайте повернёмся к ним, поздороваемся и улыбнёмся, т. к. самое удивительное явление в мире - это человеческая доброта. Подарите улыбки друг другу. Передайте свое хорошее настроение. Садитесь!

- Я желаю вам, чтобы вы сегодня помогали друг другу, чтобы вы решали возникающие проблемы вместе, чтобы вы открыли для себя что-то новое и интересное и самое главное, чтобы хорошее настроение не покидало вас на протяжении всего урока. Ведь результат нашей с вами работы в наших руках, зависит от нас. Вы верите в свои силы? И я верю в ваши силы. Желаю вам на уроке удачи! Итак, устремимся по ступенькам знаний.

2. Актуализация знаний.

Словарная работа

- У вас на парте «Карта урока русского языка». Подпишите свои карты.

1 задание. Ребята, вам нужно решить кроссворд. Ваша задача вписать угаданное слово в нужный номер. (2 слайд)

1. Учебное помещение в школе. (Класс)

2. Верхняя одежда. (Пальто)

3. Корм для лошади. (Овес)

4. Защитник Отечества. (Солдат)

5. Лиственное дерево с белым стволом. (Береза)

6. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)




1.






2.









3.





4.







5.






6.













(3 слайд) – А теперь, поменяйтесь с соседом по парте, проверьте и оцените.

Если все слова записаны верно, без ошибок, то нарисуйте смайлик улыбающийся, одна – две ошибки – грустный, а если больше ошибок, значит нужно повторить.

-Кто заметил особенность слов в нашем кроссворде?

-Какие слова называют словарными?

3. Самоопределение к деятельности.

- Внимательно посмотрите на отгаданный кроссворд.

- Можно ли из кроссворда понять тему нашего урока? Кто может назвать тему урока?

- По какой стране в русском языке, мы путешествуем?

- Из каких частей состоит слово?

- Какую цель мы себе поставим сегодня на нашем уроке?

- Возьмите сигнальные карточки. Мы с вами поиграем в игру «Верно, неверно», если вы считаете, что верно – поднимаете зелёную карточку, а если неверно, то красную.

Будьте внимательны!

Корень – это главная часть предложения (-)

Родственные слова ещё называют однокоренными (+)

Основа – это часть слова без окончания.?(+)

Корни в родственных словах пишутся одинаково. (+)

Окончание – это изменяемая часть слова.(+)

Суффикс помогает образовывать новые слова. (+)

Приставка – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.(-)

Корень – это общая часть родственных слов (+)

Суффикс – это часть речи. (-)

Однокоренные слова имеют разные корни. (-)

- Сегодня к нам на урок пожаловал Снеговик. Но с ним случилась беда, сильный ветер его разобрал на части. Мы должны правильно, по алгоритму должны «слепить» Снеговика. Этот снеговик, ребята, необычный. Каждая его часть нам приготовила какое-то задание. Если сумеем выполнить задания, то сможем помочь Снеговику. Вы готовы, помочь снеговику?

- Посмотрите, на доске карточки, подходящие по смыслу определения частей слова. Ваша задача, подобрать к части слова её обозначение и определение, т.е. выберите на доске соответствующие карточки и разместите в нашу папку «Части слова», в подходящий кармашек. Задание понятно? Итак, корень.



4. Работа по теме урока.

1. Задание.

Отгадайте загадку.

Реки льдом я покрываю,
Лес я в иней наряжаю,
И порой щиплю за нос,
Как зовут меня?

Мороз. Запишите отгадку.

- Образуйте от слова мороз новые слова с помощью приставки. Запишите. Выделите приставки.

Мороз – заморозил, обморозил, приморозил, заморозки и т.д. (ПРОВЕРКА!!!!)

- Какие приставки, вы еще знаете? Запишите. Продолжаете работать на строчках первого задания.

- Итак, что такое приставка, для чего служит? Как пишется приставка?

Молодцы, справились с первым заданием Снеговика, можем первый шар нашего друга поставить. (Один ученик на доске прикрепляет).

2. Задание. Образовать новые слова с помощью суффиксов.

1 вариант – лиса

2. вариант - волк

- Какое значение придает суффикс словам? Какие суффиксы, вы знаете?

Вывод: - С помощью чего вы сейчас образовали новые слова. Что такое суффикс и для чего служит?

Молодцы, справились с заданием, теперь можем второй шар нашего Снеговика поставить на место. (Один ученик на доске прикрепляет).

3. Задание.

Прочитайте задание на карточке. (Один ученик читает задание).

- Прочитайте предложение. Найдите и исправьте ошибки.

Мы живут в красивая городе Улан – Удэ.

- Можно ли назвать предложением? Почему? В какой части слова допущена ошибка?

- Что такое окончание? Окончание служит для образования новых слов?

- Запишите получившееся предложение, исправив ошибки в окончаниях. Выделите окончания.

Прочитайте словосочетания, какая часть слова пропущена в словах? Вставьте пропущенные буквы. Выделите окончание.

- Какие умения мы формировали, выполняя это задание?

- Итак, мы выполнили еще одно задание Снеговика, и мы помогли нашему другу. Снеговик благодарит вас, ребята.

5. Физминутка.

6. Работа по теме урока.

4. Задание.

- Ребята, Снеговик нам принес красивую елочку, посмотрите, она украшена словами. От какого слова они образованы? Вспомните, как можно назвать эту группу слов? (родственные или однокоренные). Снеговик предлагает выполнить еще одно задание. Послушайте, внимательно. На доске даны схемы слов, найдите на елочке слова, которые подходят к данным схемам. Снимая с елочки слово поставьте под схемы. Но, чтобы выполнить данное задание, давайте вспомним алгоритм разбора слов по составу.

- Д. (по одному выходят к доске, все работают на карточках, делают разбор слов по составу)

- Подберите еще однокоренные слова к слову снег. (Устно)

Вывод: - Что такое корень слова? Чтобы найти корень слова?

Как называется часть слова, которая включает приставку, корень, суффикс?

7. Рефлексия.












Укажи части слова



приставка

корень

суффикс

окончание

1 ур.

ёлочка






Морозко





2 ур.

подарки






Снеговик





3 ур.

предзимний






Белоснежка





Поднимите руки те ребята, которые выполнили задание верно. Хорошо, молодцы! А сейчас поднимите руку те ребята, кто выбрал 3 уровень и выполнил правильно. Молодцы!

Итак, давайте подведем итог урока.

- Какие знания вы закрепили сегодня на уроке?

- Какая часть слова самая важная? Почему?

- Какие части слова служат для образования новых слов?

«ЁЛОЧКА УСПЕХА»

- Ребята, вы сегодня хорошо поработали. У вас на парте лежат шарики, вы сейчас украсите нашу елочку успеха.

-Если вы хорошо работали и справились со всеми заданиями, и вам понравился урок, то

выберите красный шарик и повесьте его на нашу елочку.

- Если вы считаете, что я хорошо работал, но не всегда, получалось, то желтый шарик.

Если вы считаете, что не поняли тему и вам требуется помощь учителя, то зелёный шарик. Итак, первый ряд. - второй ряд. - третий ряд.

Ребята, вы сегодня очень хорошо работали. Молодцы! Я проверю ваши карты урока, т.е. письменные задания, проверю насколько, каждый из вас понял тему, и выставлю оценки за урок!

Урок наш окончен, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно, усердно трудились.

И знания ваши нам пригодились. Спасибо за урок!













































Приложение 1.

Карта урока.

ФИ __________________________________________

Реши кроссворд.



1.






2.









3.





4.







5.






6.









1. Образуйте новые слова с помощью приставки.

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

2. Образовать новые слова с помощью суффиксов.

1 вариант: лиса - ___________________________________________________

__________________________________________________________

2 вариант: волк - __________________________________________________________________

__________________________________________________________

3. Прочитайте предложение. Найдите и исправьте ошибки. Запишите получившееся предложение.

Мы живут в красивая городе Улан – Удэ.

__________________________________________________________

__________________________________________________________



Вставьте пропущенные окончания.

Зимн… дорога, зимн…. дороги, зимн …. дорогу.

4. Разберите слова по составу.

Снежок, снежинка, снегоход, заснеженный, подснежники, снеговой, снежный.

5. Заполните таблицу. Запишите слова в 4 столбика соответственно схемам.


Укажи части слова



приставка

корень

суффикс

окончание

1 ур.

ёлочка






Морозко





2 ур.

подарки






Снеговик





3 ур.

предзимний






Белоснежка