Тема урока: «Обращение обыкновенной дроби в десятичную дробь»
Дидактическая цель урока:
совершенствовать вычислительные навыки; познакомить учащихся с приёмом обращения обыкновенной дроби в десятичную дробь с помощью деления;
Развивающая цель урока: развивать слуховое и зрительное внимание, процессы анализа и синтеза.
Воспитательная цель урока: развивать познавательный интерес; формировать представление о математике как о части общечеловеческой культуре; воспитывать потребность заботливого отношения к окружающим.
Оборудование: Презентация «Устный счёт», Видеоролик «Сладкая задача», карточки с текстами задач, магнитики
Ход урока:
1. Организация учащихся.
2.Устный счёт.
-Ребята, поскольку мы не знакомы, я хочу немного рассказать о себе, а вы мне поможете. Я буду говорить языком слов и чисел. Итак, мне 48 лет. 1\3 часть своей жизни я училась в институте и в школе. Выходит, я училась всего….16 лет.
Я живу в городе Менделеевск.
Сельских жителей , а городских жителей на меньше. Сколько жителей в городе Менделеевске.
В школе, где я работаю, в 5 классе 10 учеников. Из них 0,2 учащихся девочки. А мальчиков в 5 классе
3.На слайде ряд дробей десятичных и обыкновенных. Распределим их в нужный столбец. Ученик читает дробь 3\5 –это обыкновенная дробь и т.д.. Посмотрите на таблицу в одном столбце обыкновенные дроби, в другом десятичные дроби. Чем отличаются десятичные дроби от обыкновенных дробей? Десятичные дроби отличаются от обыкновенных дробей формой написания. В обыкновенной дроби число под чертой показывает на сколько частей поделили целое, число над чертой показывает сколько частей взяли. В десятичной дроби обозначается целая часть, после которой ставится запятая, затем десятые, сотые
4.Немного истории.
Дроби, как известно, возникли в связи с делением предметов на несколько частей. Действия с дробями считались очень сложным процессом. В древнем Египте вычисления с дробями могли проводить лишь жрецы. Около 5 столетий назад голландский математик Симон Стивен изобрёл способ записи дробей со знаменателями 10,100,1000. А «старые», привычные дроби для противопоставления стали называть обыкновенными.
5.На доске прикрытые задания (бумага на магнитике) на преобразования обыкновенных дробей.
Открываются задания на доске в 3 столбца для трёх рядов. Записать обыкновенные дроби в виде десятичных дробей. Задание проводится в форме соревнования между группами.
2 = 3 примера для каждой команды
10
Обращать обыкновенную дробь, знаменатель которой единица с нулями, мы научились.
6.Сегодня мы будем обращать обыкновенную дробь, у которой знаменатель не единица с нулями, а любое другое число в десятичную дробь.
Открыли тетради и записали дату. Классная работа. Тему урока.
7.На слайде ¾. Назовите дробь. Это обыкновенная дробь. Можно ли представить эту обыкновенную дробь в виде десятичной? (Выслушиваются мнения учащихся).
Всякую обыкновенную дробь можно рассматривать как частное от деления числителя на её знаменатель. Дробь ¾ можно рассматривать как частное от деления 3 на 4. Выполним деление: 3 на 4 не делится нацело. В частном пишем нуль целых и ставим после нуля запятую. Раздробляем 3 в десятые доли. 30 десятых делим на 4.В частном пишем 7 десятых. В остатке 2 десятых. Раздробим 2 десятых в сотые доли. Получим 20 сотых. Делим на 4. В частном 5 сотых. Итого в частном 0,75 сотых. Следовательно, ¾=0,75.
Работа по теме урока: стр. 209 чтение вывода в учебнике.
8.Стр.211, №1354 (работа в паре с последующей проверкой). 3 примера 5/8; 7/4; 83/25;
Задача: Ребята, скоро наступит замечательная пора – лето. С чем у вас ассоциируется слово лето. А сейчас мы будем решать Сладкую летнюю задачу.
Детям предлагается просмотреть видеофильм-задачу. На партах карты с текстом задачи. Дети в паре решают задачу. Затем предлагается выбрать правильный ответ из трёх ответов: 0,79; 2,73, 0,5. Учащиеся комментируют решение задачи.
Задача №2:
Медведь тоже решил сделать Маше сюрприз. Он затеял ремонт в её комнате, но никак не мог рассчитать расходы. И нам предстоит сейчас побывать в роли бухгалтеров, и помочь Мише вычислить, сколько денег он должен заплатить малярам?
Вид работы | Площадь | Стоимость за 1 м2 | Стоимость работы |
Побелка потолка | 6,2 м2 | 85 руб. | ? руб. |
Окраска стен | 53,5 м2 | 80 руб. | ? руб. |
Итого | ? руб. |
О чём говорится в задаче?
Что нужно найти?
Как узнать стоимость побелки потолка?
Как узнать стоимость за окраску стен?
Как узнать стоимость ремонта?
Решение задачи: 1) 6,2Х 85=527 (руб) – стоимость побелки 2) 53,2Х80=4 256 (руб)- стоимость окраски стен 3) 6020 + 1660 =7680 (руб) – стоимость работы
Ответ: 7 680 рублей.
9.Д/з стр.213, 1384
10. Итог урока:
-Что мы научились делать на уроке?
-Обращать обыкновенную дробь в десятичную.
-Что нужно выполнить, чтобы обратить обыкновенную дробь в десятичную.
- Что на уроке сегодня особенно запомнилось?
Оценивание учащихся.