СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 28.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока: Власть и церковь. Церковный раскол. Класс:7

Нажмите, чтобы узнать подробности

При избрании на патриарший престол "Будут ли меня почитать как архипастыря и отца верховнейшего, и дадут ли мне устроить церковь?" — спросил Никон. Царь, а за ним власти духовные и бояре поклялись в этом. 25 июля 1652 года Никон сделался патриархом…

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока: Власть и церковь. Церковный раскол. Класс:7»

План-конспект урока: Власть и церковь. Церковный раскол.

Класс:7

Цели и задачи:

-познакомить с положением Русской православной церкви после Смутного времени

-объяснить причины и последствия церковной реформы

-развивать умение работать с информацией, анализировать адаптированные исторические источники , делать выводы, видеть причинно-следственные связи

-развивать интерес к прошлому своей страны.

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Планируемые результаты:

Предметные: указывать даты церковной реформы, церковного раскола, называть причины реформы, знать позицию патриарха Никона, царя Алексея Михайловича, протопопа Аввакума по ключевым вопросам реформы, описывать результаты реформы и раскола, основные идеи старообрядцев.

Метапредметные: группировать, систематизировать факты по заданному признаку, составлять таблицы, схемы определять смысл, главную идею высказывания, изображения, давать оценку событиям и личностям.

Личностные: уважительно относиться к историческому наследию, осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Оборудование: учебник, дополнительный материал –фрагменты из исторических источников, репродукции картин.

Ход урока:

План:

1.Церковь после смуты

2.Патриарх Филарет

3.Церковная реформа патриарха Никона. Начало раскола.

4.Церковный собор

5.Протопоп Аввакум

6.Закрепление.

7.Домашнее задание.

Основные понятия: раскол, старообрядцы.

Важнейшие даты: 1654 – начало церковной реформы Никона.

Оборудование: карта России в XVII в.

ХОД УРОКА.

1.Организационный момент

2. Мотивационный этап. Демонстрация картины С.Д.Милорадовича «Суд над патриархом Никоном».

Учащиеся отмечают на картине присутствие высших церковных иерархов, детали интерьера, обращают внимание на эмоциональную фигуру в центре картины, делают предположение о теме урока, пытаются сформулировать цели при помощи учителя, например: изучить положение Русской православной церкви.

3.Актуализация опорных знаний.

Учитель говорит о связи картины с содержанием понятия «бунташный век», предлагает ответить на вопросы:.Что такое Смутное время? Почему оно так называется? Как называется время правления Алексея Михайловича? (бунташный век). Что такое бунт? (восстание, недовольство).Как картина связана с проявлениями бунтащного века. Учащиеся делают предположения, в конце урока подтверждают свои догадки либо опровергают их.

4. Введение в новый материал.

-актуализация связи российской истории с европейской (падение Византийской империи – появление теорий «Москва-Третий Рим»

- сложное положение церкви в Смутное время ( двойственная позиция по отношению к самозванцам, роль патриарха Филарета в жизни государства, т.е.влияние церковной власти на светскую)

-деятельность кружка ревнителей благочестия (Стефан Вонифатьев, Федор Ртищев, патриарх Никон). Задачи кружка: искоренить беспорядки в церковной жизни, борьба с общественными пороками. Проблема исправления ошибок и искажений в церковной литературе.

Учитель предлагает рассмотреть картину «Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги» . Худ. А.Кившенко.

Опрос:
        1. Составить генеалогическую схему «Первые Романовы» (у доски).

        2. Какие цели преследовала политика первых Романовых.

        3. Назвать вновь сформировавшиеся органы власти и охарактеризовать их                 функции.

Изучение нового материала.

        В истории нашей страны много периодов, которые являются очень поучительными. Одним из таких периодов стало время раскола. Слово «раскол»  на долгие столетия сохранил ужас в сердцах людей и оставил свой след на судьбах многих семей. Наша задача сегодня – разобраться с этим явлением в жизни страны, извлечь уроки из случившегося, чтобы не допустить повторения этих страшных событий. В ходе урока мы заполним таблицу: «Основные изменения, произошедшие в церковных обрядах и богослужении». Была ли реформа церкви оправдана в глазах народа? Была она нужна стране или отдельным личностям?

Церковь после Смуты.

        Смута  стала суровым испытанием и для церкви. Часть священнослужителей во главе с патриархом Игнатием поддержала Лжедмитрия 1, а сам патриарх короновал его на царство. Однако большинство священнослужителей показали образцы высокого служения Отечеству и Русской православной церкви.

        Находившиеся в Москве в годы Смуты поляки не только разграбили церковную утварь и осквернили мощи святых, но и уничтожили при отступлении почти все 450 московских церквей. Массовым явлением были убийства служителей церкви, взятие их в заложники. В числе пленных оказался и фактический глава Русской православной церкви митрополит Филарет. Но все это не сломило, а наоборот, укрепило духовные силы верующих в священнослужителей.

Патриарх Филарет.

После 8-ми летнего пребывания в польском плену отец царя Михаила митрополит Филарет в 1619 году возвратился в Москву. Участники церковного Собора избрали его новым патриархом Московским и всея Руси. При нем роль и значение церкви в жизни государства значительно возросли. Почему? (стр.56.3 абзац). Он был, по существу, вторым царем: все доклады о государственных делах царь и патриарх заслушивали совместно, а решения Михаил никогда не принимал без согласия отца. Бывало и такое, что по чисто государственным вопросам распоряжения отдавал один патриарх.

Главное, что удалось добиться Филарету, - укрепить авторитет и власть царя Михаила Федоровича. Однако многие вопросы церковного характера так и не были решены при нем. Среди них главным был вопрос обновления церковных книг и обрядов.

Реформа патриарха Никона.

В середине 17 века стало ясно, что в русских церковных книгах, переписывающихся от руки из века в век, имеется много описок и искажений текста в сравнении с оригиналом. Немало сомнений вызывали обычаи многоголосия во время церковной службы, когда все молились используя разные молитвы, крещения пальцами. По отношению к этому вопросу мнения верующих разделились.

Одни предлагали исправить церковные книги и обряды, вернувшись к древнерусским обрядам.

Другие считали, что следует обратиться не к книгам столетней давности, а к самим греческим источникам, с которых они в свое время переписывались.

Новым главой Русской православной церкви был избран Никон – митрополит новгородский. Ему и было поручено провести церковную реформу.

Давайте познакомимся с биографией патриарха Никона. стр.57-58.

Дополнительный материал:

1.биографическая справка

Будущий патриарх родился в мае 1605 года в селе Вельдеманово под Нижним Новгородом в крестьянской семье. Отец отдал мальчика учиться грамоте и Священному Писанию. Но после возвращения домой он стал забывать грамоту, поэтому решил поселиться в каком-нибудь монастыре, чтобы продолжить учёбу, там он каждый день изучал Писание и проявил необыкновенный интерес к церковному пению. По настоянию родителей Никита Минов женился и принял сан священника. Около 1626 года был назначен священником одной из московских церквей. Смерть детей в 1635 году привела Никиту к окончательному решению оставить мир. Он убедил жену принять монашеский постриг , а сам в возрасте 30 лет тоже принял постриг с именем Никон.

2. (фрагмент из Костомарова Н.И.)

Историк Н.И.Костомаров о личности и деятельности патриарха Никона.



Никон никому не становился на дороге, но вместе с тем он …подвиги, такие, которые тогда уже навлекли на него врагов: по царскому приказанию он посещал тюрьмы, расспрашивал обвиненных, принимал жалобы, доносил царю, вмешивался в управление, давал советы, и царь всегда слушал его. В письмах своих к Никону царь величал его "великим солнцем сияющим", "избранным крепкостоятельным пастырем", "наставником душ и телес", "милостивым, кротким, милосердым", "возлюбленником своим и содружебником" и т. п.; царь поверял ему тайное свое мнение о том или другом боярине. От этого уже тогда в Москве бояре не терпели Никона, как царского временщика, и некоторые говорили, что лучше им погибать в Новой Земле за Сибирью, чем быть с новгородским митрополитом....

Будучи новгородским митрополитом, Никон начал совершать богослужение с большею точностью, правильностью и торжественностью… В те времена, по старому заведенному обычаю, богослужение отправлялось нелепо: боялись греха пропустить что-нибудь, но для скорости, разом читали и пели разное, так что слушающим ничего нельзя было понять. Никон старался прекратить этот обычай,

но его распоряжения не нравились ни духовным, ни мирянам... ( ), но многим — и в том числе патриарху Иосифу — не понравились эти нововведения…

При избрании на патриарший престол "Будут ли меня почитать как архипастыря и отца верховнейшего, и дадут ли мне устроить церковь?" — спросил Никон. Царь, а за ним власти духовные и бояре поклялись в этом. 25 июля 1652 года Никон сделался патриархом…

?Вопросы к учащимся: о каких личностных качествах патриарха можно сделать вывод на основании этих текстов?

В 1653-1655 годах началось осуществление церковной реформы. Было введено:

  • Крещение тремя пальцами;

  • Поясные поклоны вместо земных;

  • Исправлены по греческим образцам иконы и церковные книги.

Эти изменения вызвали протест широких слоев населения. К тому же начавшаяся война с Речью Посполитой  связанные с ней жертвы и утраты простые люди расценивали как Божью кару за нарушение церковных традиций. Созванный в 1654 году церковный Собор одобрил реформу, но предложил привести действующие обряды в соответствии не только с греческой, но и с русской традицией.

В 1653-1655 была проведена церковная реформа. Учащиеся составляют по ходу рассказа таблицу: изменения обрядов

До реформы

После реформы

Исус

Иисус

Креститься двумя пальцами

Тремя

Петь «Аллилуйя» два раза

Три

Земные поклоны

Поясные

Движения во время крещения по солнцу

Против солнца

Подводим промежуточный итог: мини-опрос: Что стало причиной церковной реформы? В чем она выражалась? Как личностные качества патриарха Никона повлияли на ход реформы? Как они могли повлиять на взаимоотношения патриарха с царем?





Усиление разногласий между церковной и светской властью.

Новый патриарх был человеком своенравным, волевым и даже фанатичным. Получив необъятную власть над верующими, он вскоре выступил с идеей первенства церковной власти над царской и предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета.

Эти заявления и нравоучения патриарха царь не пожелал долго терпеть. Он перестал ходить на патриаршие богослужения в Успенском соборе, приглашать Никона на государственные приемы. Это было серьезным ударом по самолюбию патриарха. Во время одной из проповедей в Успенском соборе он заявил о сложении патриарших обязанностей и удалился в Воскресенский монастырь. Там Никон стал ждать, что царь раскается и будет просить его вернуться в Москву. Однако Алексей Михайлович поступил совсем иначе. Он стал готовить церковный суд над Никоном, для чего пригласил в Москву православных патриархов из других стран.

Церковный Собор 1666-1667 годов.

Для суда над Никоном в 1666 году был созван церковный Собор. На него под охраной солдат привезли подсудимого. Царь заявил, что  Никон «самовольно и без царского повеления оставил церковь и от патриаршества отрекся». Тем самым царь давал понять, кто именно хозяин и кому принадлежит реальная власть в стране. Присутствующие церковные иерархии поддержали царя и осудили Никона, благословив лишение его сана патриарха и вечное заточение в монастырь.

Одновременно собор поддержал церковную реформу и проклял всех ее противников (старообрядцев). Участники Собора постановили передать лидеров старообрядцев в руки светских властей. По Соборному уложению 1649 года им грозила смерть на костре.

Собор 1666-1667 годов углубил раскол в Русской православной церкви.

Церковный собор 1666-1667 гг. Разрыв с царем, победа светской власти. Учащиеся объясняют связь картины С.Д.Милорадовича с понятиями «бунташный век» и темой урока.

Реакция на церковную реформу в обществе. Явление старообрядчества. Деятельность протопопа Аввакума . Работа с текстом документа из учебника (стр.). Учащиеся высказывают свою позицию (согласны/не согласны с автором документа).

Массовые религиозные выступления в России. Социальный состав: от крестьян до бояр. Причины: неприятие реформ, воспринимаемых как новшества, малограмотность духовенства, традиционные взгляды и убеждения, протест против произвола и насилия властей. Формы протеста- самосожжение, голодная смерть, уклонение от повинностей, неподчинение властям, вооруженное сопротивление (Соловецкое восстание 1668-1676 гг)

С 1675 по 1695 около 20 тысяч старообрядцев погибли в самосожжениях. Картина Г.Г.Мясоедова «Сожжение протопопа Аввакума»

Протопоп Аввакум.

Выдающимся руководителем старообрядцев выступал протопоп Аввакум. С юных лет посвятив себя церкви, он был активным сторонником и праведником благочестивого образа жизни. Реформы Никона он воспринял резко отрицательно. За свои взгляды он был лишен места в московском Казанском соборе, а затем арестован и заключен в монастырь. Позже Аввакум был сослан с семьей в Сибирь.

Куда бы ни бросала его судьба, Аввакум вел активную пропаганду старообрядческих идей и принципов. В 1664 году от вернулся в Москву, где царь и другие знакомые тщетно убеждали его смириться с церковной реформой. За свой отказ на церковном Соборе 1666-1667 годов Аввакум был предан церковному проклятию и расстрижен из священников, а затем вновь заключен в темницу. За свою непокорность и непримиримость Аввакум был приговорен церковным Собором 1681-1682 годов к Казни. 11 апреля 1862 года «неистовый протопоп» и его сподвижники были заживо сожжены.

Вывод: таким образом, церковь, укрепившая свои позиции после Смуты, пыталась занять господствующее положение в политической системе страны. Однако в условиях усиления самодержавия это привело к конфликту власти и церкви. Поражение церкви в этом столкновении подготовило почву для превращения ее в придаток государственной власти.

        4. Итог  урока: к чему привела попытка реформирования церкви? (ответы учащихся).
        5. Выставление оценок, домашнее задание: параграф читать.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя