Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым «Керченская специализированная школа-интернат с углубленным изучением отдельных предметов»
Тренинг
« Моё здоровье в моих руках»
Для учащихся 7 класса.

Подготовила: воспитатель Бойко Е.Н.
г. Керчь, 2016г.
Цель: расширить знания подростков о здоровье и здоровом образе жизни; показать значимость здоровья для каждого учащегося и для общества в целом; способствовать формированию ценностного отношения к собственному здоровью; развивать ответственное поведение подростков.
Ход тренинга.
Упражнение «Знакомство».
Я рада приветствовать вас на тренинге. Неизвестно, кто и когда сказал слова, которые передаются нам и, которые мы передаем нашим потомкам: “Старайтесь каждый день, для каждого дела найти какое-то позитивное начало, поскольку от того настроения, с которым вы вступаете в день, или в какое-то дело зависят ваши успехи, а возможно и неудачи».
Упражнение « Три слова о себе».
Упражнение «Пожелание».
Я желаю вам начать тренинг с хорошим настроением и получить от него удовольствие и хорошие результаты. Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшнее занятие. Пожелание должно быть коротким. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание и одновременно говорите его.
Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшнее занятие. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.
Упражнение «Правила тренинга».
Чтобы тренинг прошёл интересно, принёс пользу каждому, нужно принять правила работы.
- Активная работа каждого участника.
- Закон « микрофона» (говорит только тот, у кого в руках микрофон).
- Внимательность к говорящему человеку.
- Доверие друг к другу.
- Недопустимость насмешек.
- Право каждого на своё мнение.
Упражнение « Ожидание».
А теперь, ребята, послушайте, пожалуйста, легенду о напыщенном мандарине.
Когда-то давно в старом Китае жил умный, но очень гордый мандарин (государственный чиновник). Целый день он только и делал, что примерял богатое платье и хвастался своим умом. Так шли дни за днями, годы за годами. И вот страну облетела весть, что неподалёку поселился монах, умнее мандарина. Мандарин ужасно разозлился, но не выразил это ни жестом, ни словом. Задумал он объявить поединок и отстоять славу мудрого нечестным способом: «Возьму я в руки бабочку, спрячу её за спиной и спрошу, что у меня в руках - живое или мёртвое? Если монах скажет, что живое, я задушу бабочку, а если мёртвое - выпущу её». И вот настал день поединка. В пышном зале собралось много людей, всем хотелось увидеть соревнования самых умных людей в мире. Мандарин сидел на высоком троне, держал за спиной бабочку и с нетерпением ждал прихода монаха. И вот дверь открылась, и в зал вошёл небольшой худощавый мужчина. Он подошёл, поздоровался и сказал, что готов ответить на любой вопрос. Тогда надменный мандарин спросил: « Скажи, что я держу в руках – живое или мёртвое?» Мудрец улыбнулся и ответил: «Всё в твоих руках». Смущённый мандарин выпустил бабочку с рук, и та полетела, радостно трепеща яркими крылышками.
Вопросы:
1.Ребята, как вы понимаете выражение - «Всё в твоих руках»?
2.От кого зависит решение, которое мы принимаем?
3.Как вы понимаете выражение Генриха Гейне «Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье»
4. Как вы понимаете выражение «Здоровье – это ещё не всё, но всё остальное без него, ничто»?
-Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?
-О чём вы хотите узнать?
Тема тренинга « Моё здоровье в моих руках».
Упражнение «Река ожиданий».
Обозначьте, пожалуйста, на корабликах, ожидания от нашего тренинга. Озвучьте их. ( Участники озвучивают свои ожидания от тренинга и размещают их на плакате «Река ожиданий», прикрепив кораблики к берегу надежд.)
Сегодня мы узнаем, что такое здоровье. Что нужно делать, а что нет, что бы быть здоровыми.
По определению Всемирной организации охраны здоровья:
« Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недостатков».
Физическое здоровье – это состояние правильной работы всего организма. Если человек физически здоров, то он может выполнять все свои текущие обязанности без излишней усталости. У него достаточно энергии, чтобы успешно учиться в школе, заниматься спортом.
Душевное здоровье проявляется в том, что человек доволен собой, нравится самому себе таким, каков он есть, он удовлетворён своими достижениями и может делать выводы из своих ошибок. Для поддержания душевного здоровья необходимо отдыхать, получать новые впечатления, общаться с друзьями.
Социальное здоровье проявляется в отношениях с другими людьми. Социально здоровые люди поддерживают добрые отношения с родственниками, друзьями.
Здоровым можно назвать только такого человека, который обладает всеми тремя видами здоровья.
-От чего зависит здоровье?
На здоровье человека влияет много факторов. Какие?
Основные факторы: наследственность, состояние здравоохранения, окружающая среда, образ жизни. А теперь посмотрите на экран на результаты научных исследований.
Слайд.
Здоровье зависит:
Наследственность- 20%
Здравоохранение- 15%
Окружающая среда -15%
Образ жизни- 50%
Упражнение « Здоровый образ жизни».
Чтобы быть здоровым, нужно вести здоровый образ жизни.
А вот из чего складывается здоровый образ жизни, мы узнаем, отгадав загадки:
1.Равномерное чередование труда и отдыха в течение дня. (Режим дня)
2.Постоянные тренировка своей физической выносливости, устойчивости к холоду, к заболеваниям. (Закаливание)
3.Мероприятия, направленные на поддержание чистоты, здоровья.
( Гигиена).
4.Порядок приёма пищи, её характер и количество. (Правильное питание).
5. Активные действия, в которых участвуют разные группы мышц. (Движение, спорт)
-А что я ещё не назвала, что относится к здоровому образу жизни? ( Отсутствие вредных привычек).
-Действительно, человек может выполнять все пункты здорового образа жизни, но одна его вредная привычка, например, курение или алкоголизм, сведет на нет все его усилия.
Разделение учащихся на команды.
Упражнение «Вредные привычки»
Что мешает человеку вести здоровый образ жизни?
Ответ: вредные привычки.
Алкоголизм, табакокурение, токсикомания, наркомания, сквернословие, зависимость от компьютерных игр, интернета.
-А есть ли у вас вредные привычки? А сейчас я раздам сообщения и через 5 мин. представитель каждой команды выступит и познакомит всех с предложенным материалом.
Токсикомания.
Токсикомания - очень опасная привычка. Токсикоман постоянно думает о яде. «Токсикомания» с латинского языка так и переводится как «мания к яду». Эти яды попадают в организм человека при вдыхании ядовитых паров и вызывают сильные отравления. Очень быстро появляется привыкание, наступают изменения в психике, но главное - разрушается здоровье человека, так как яды постепенно накапливаются в организме.
Наркомания.
Наркотики нюхают, курят, вкалывают, принимают в виде таблеток. Они моментально попадают в кровь. Наркомания действует своими ядами сильно и быстро – с первого раза человек может стать наркоманом! У человека появляются галлюцинации, кошмары. Наркоман ради наркотиков готов пойти на любое преступление. У наркоманов три пути: тюрма, психбольница, смерть.
Алкоголизм.
Пьянство - вредная привычка. Пьянство очень быстро перерастает в алкоголизм. Алкоголь ежедневно убивает сотни людей. Он нарушает работу всех внутренних органов. Пьяный человек -зрелище отталкивающее. Но алкоголику безразлично мнение окружающих, он теряет человеческий облик и становится рабом своей вредной привычки. От алкоголизма страдают не только сами пьяницы, но и близкие им люди: матери, жены, дети. Огромное количество преступлений совершается на почве пьянства, разрушаются семьи.
Курение.
Это зависимость от наркотика, имя которому никотин. По своей ядовитости никотин равен синильной кислоте - смертельному яду. Ученые подсчитали, что курильщик сокращает свою жизнь на 6 лет. Все органы человеческого тела страдают от табака. В табаке содержится 1200 ядовитых веществ. Научно доказано, что курение вызывает 25 заболеваний. У курильщиков плохая память, плохое физическое здоровье, неустойчивая психика, они медленно думают, плохо слышат. Даже внешне курильщики отличаются от некурящих: у них быстрее вянет кожа, сипнет голос, желтеют зубы. От курения страдают некурящие люди. Половина вредных веществ, которые есть в сигарете, курильщик выдыхает, отравляя воздух. Этим воздухом вынуждены дышать окружающие, которые становятся пассивными курильщиками.
О вреде компьютера.
Компьютер испускает электромагнитное излучение. Оно действует на любую клетку организма. Это очень серьезная проблема.
При работе за компьютером глаза находятся в постоянном напряжении, и со временем это может привести к снижению зрения и даже вызвать некоторые заболевания. Если вы долго находитесь за компьютером, есть возможность развития искривления позвоночника. Боль в руках, особенно в кисти правой руки, вызванная долгой работой за компьютером приобрела название синдрома запястного канала. Многие родители просто не понимают, какую страшную разрушительную силу представляет компьютер. Одного 14-летнего школьника из Румынии увезла из Интернет-кафе «Скорая помощь». Мальчик просидел в этом кафе 9 дней подряд и дошел до полного физического и умственного истощения. Его мать рассказала, что мальчик был просто одержим компьютерной игрой. Он не отходил от компьютера, перестал ходить в школу. Он лгал, воровал из дома вещи, чтобы продать их и потратить деньги на Интернет. Он перестал мыться и похудел на 10 кг.
Еще один страшный факт: 12-летний подросток из Екатеринбурга погиб от инсульта после 12-часовой игры на компьютере. Врачи детской больницы, куда был доставлен мальчик, говорят, что каждую неделю к ним поступает минимум по одному подростку, попавшему в зависимость от компьютерных игр. Дети сутками без еды и отдыха могут находиться перед компьютером дома или в игровых клубах.
А вот и криминальные факты: 13-летний подросток ограбил родных бабушку с дедушкой, чтобы добыть денег для Интернет-кафе. Старшеклассник, наигравшись, жестоко избил соседских малышей. Таких историй достаточно в каждом отделении милиции. Десятки тысяч мальчишек и девчонок ради виртуального мира бросают учебу, теряют друзей, конфликтуют с родителями.
Сквернословие.
Сегодня нередко можно встретить людей, которые уже не ругаются, а разговаривают матом. А между тем эта вредная привычка – сквернословие – очень опасна для здоровья человека. Причём вредно не только говорить, но и слушать матерные слова. Учёные провели такой эксперимент: возле семян растения арабидопсис они долгое время произносили матёрные слова. В результате почти все растения погибли, а те, которые выжили, стали генетическими уродами.
Что бы не попасть в рабство вредных привычек , нужно вовремя суметь сказать НЕТ! Предлагаю, каждой команде выбрать правильный ответ и разыграть сценку.
1.Хочешь, чтобы у тебя было хорошее настроение? Попробуй пиво!
-Нет! Мне этого не нужно, я хочу быть здоровым!
-Да хочу! Давай попробую!
2.Пойдём выпьем пиво. Или тебе слабо?
-Нет! У меня есть более интересное занятие, я иду играть в футбол.
-Хорошо, пошли!
3. Давай закурим! От одной сигареты ничего не будет.
-Нет! Вредные привычки не приводят к добру!
-Я тоже так думаю, давай!
4. Почему ты не куришь? Боишься, что мама поругает?
-Нет, я не буду! Пойдем лучше со мной в спортзал!
- Пошли, я ее не боюсь!
Ребята, какое слово самое главное в ваших ответах?
Упражнение « Да, нет».
1. Согласны ли вы, что зарядка – это источник бодрости и здоровья?
2. Правда, что недостаток солнца вызывает у людей депрессию?
3. Верно ли, что жвачка сохраняет зубы?
4. Правда, что летом можно запастись витаминами на целый год?
5. Верно ли, что шоколадные батончики входят в 5-ку самых вредных продуктов питания?
6. Правда, что надо ежедневно выпивать 2стакана молока?
7. Правда ли, что бананы поднимают настроение?
8. Правда, что сладкие напитки входят в 5-ку самых вредных продуктов питания?
9. Верно ли, что от курения ежегодно умирают более 10000 человек?
10. Правда, что минута смеха равна 45 минутам пассивного отдыха?
11. Верно ли, что морковь замедляет процесс старения организма?
12. Согласны ли вы, что стресс полезен для здоровья?
13. Правда ли, что есть безвредные наркотики?
14. Согласны ли вы, что картофельные чипсы полезны для здоровья?
15.Отказаться от курения легко?
16. Правда, что большинство людей не курят?
17. Верно ли, что молодому растущему организму еженедельно требуется 30 видов разнообразных продуктов?
18. Правда, что «совы» любят работать по утрам?
19. Верно ли, что сосиски полезны для здоровья?
Упражнение «Модель здорового и нездорового человека»
Чем здоровый человек отличается от нездорового? (Ответы участников) Выберите слова для характеристики здорового человека. (Красивый, ловкий, статный, крепкий, сутулый, бледный, стройный, неуклюжий, сильный, румяный, толстый, подтянутый и др.).
Давайте попробуем изобразить здорового человека и нездорового и объяснить, почему изобразили так.
(Участники по группам создают модели здорового и нездорового человека.)
Как вы думаете, какой человек, здоровый или нездоровый, чувствует себя комфортно?
Упражнение « Ромашка здорового образа жизни»
Что же такое здоровый образ жизни? (Ответы участников)
Здоровый образ жизни – это осознанное, активное отношение к собственному здоровью, аккумулирование определенных позитивных или нейтрализация негативных факторов, внешних и внутренних. Предлагаю вырастить ромашку, лепестки которой будут составляющими здорового образа жизни.

Упражнение «Река ожиданий»
Мы провели с вами замечательный тренинг о здоровом образе жизни. Я предлагаю вам вернуться к “Реке ожиданий”. Скажите, пожалуйста, оправдались ли ваши ожидания? (Ответы участников)
(Участники делятся своими мыслями, если их ожидания оправдались, они перемещают кораблики к берегу сбывшихся надежд.)
Итог. Рефлексия.
Что нового вы узнали во время тренинга? Какие выводы вы для себя сделали?
Ребята, сегодня мы говорили о том, что здоровье – самая большая ценность для человека. На наше здоровье влияет множество факторов: и климат, и политика, и экономика, и много чего ещё. Что-то мы не в силах изменить. Но очень многое зависит и от нас. Чтобы быть здоровым, чтобы жить долго и счастливо, нужно вести здоровый образ жизни. И это под силу каждому человеку. Только нужно понимать, что здоровый образ жизни - это не какое-то временное действие, это ежедневные, на всю жизнь принятые правила.
Надеюсь, сегодняшнее занятие было для вас полезным, и вы сделаете для себя правильный выбор, выбор в пользу здорового образа жизни. Спасибо за активную работу!