План-конспект внеурочного занятия по направлению: история и культура Санкт-Петербурга
Класс: 4 класс
Цель занятия: знакомство с музеями нашего города, а именно, Эрмитажем; формирование знаний о предмете занятия.
Задачи внеклассного занятия:
Образовательные (предметные результаты):
1. Расширить знания учащихся об архитектуре, как о виде искусства
2. Расширить представления детей об архитектуре нашего города, Санкт-Петербурга
Развивающие (метапредметные результаты):
1. Расширение кругозора учащихся
2. Создание условий для развития памяти, внимания, воображения
3. Создание условий для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы
Воспитательные (личностные результаты):
1. Формирование умений общаться и работать в команде
2. Воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений искусства, нравственных и эстетических чувств, уважения к традициям своей Родины
3. Воспитание познавательной активности, интереса и инициативы
Оборудование: презентация на тему «Виртуальное путешествие по Эрмитажу и Зданию Главного штаба», интерактивная доска, жетончики, дипломы, медальки
Использованная литература:
http://spbhi.ru/showplace/muzei/ermitazh.html
https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage?lng=ru
http://www.hellopiter.ru/The_state_hermitage.html
Ход внеклассного занятия
1. Организационный момент (приветствие; эмоциональная настройка на рабочую обстановку)
Здравствуйте, ребята! Вы меня помните? Меня зовут Дарья Романовна. Сегодня у нас занятие по истории и культуре нашего города, Санкт-Петербурга.
2. Вводная часть (объяснение темы занятия)
Я прочитаю вам стихотворение об одном музее нашего города, и вы узнаете тему занятия.
Во дворце, где у царских семей
Зимнее было становище,
Теперь Эрмитаж – так зовется музей,
В котором хранятся сокровища.
Чтоб обойти эти груды добра,
Не хватит, пожалуй, и месяца.
Посуда из чистого серебра,
Хрустальные люстры светятся,
Картины предыдущих веков,
Гобелены и статуи,
Знамена, отбитые у врагов,
Звездные, полосатые...
Из малахита и лазурита
Вазы, колонны, столики –
Всё это доступно, всё это открыто
И школьнику и историку! (читает один учащийся)
Вы уже поняли, о каком знаменитом музее идет речь? (учащиеся отвечают)
Вы были в этом музее на экскурсии? (учащиеся отвечают)
3. Основная часть (показ презентации, рассказ о музее, игры (викторины))
Чтобы работа на занятии была более продуктивной и интересной, я предлагаю разделиться на 2 группы. Я выдам вам на каждую группу 1 листок с заданием, который необходимо выполнить с помощью текста, который находится на листках. Это работа в группах. Та группа, которая справится быстрее, получит жетончик (если правильно отвечено на 3 вопроса – 4 балла, если на 2 вопроса, то 2 балла, а если отвечено правильно только на 1, то команда получает 1 балл).
Приступайте к работе, у вас есть 5 минут (2 минуты на прочтение текста, 3 минуты на вопросы).
Сделали? Давайте проверим! (команды отвечают, получают по жетону).
А сейчас я расскажу вам немного об истории Эрмитажа.
Государственный Эрмитаж – один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев, коллекция которого насчитывает около трех миллионов экспонатов разных эпох. Начало Эрмитажу было положено российской императрицей Екатериной II, чья коллекция картин, начиная с 1852, была открыта для посещения широкой публики. Годом основания Государственного Эрмитажа принято считать 1764 год. Именно в этот период государыней Екатериной II были приобретены коллекции великолепной фламандской и голландской живописи, которая включала в себя 225 уникальных по своей красоте картин. Данное приобретение она совершила у берлинского купца И.Э. Гоцковского. Затем личная коллекция императрицы пополнилась работами Тициана, Рафаэля и других известных умельцев, была приобретена скульптура Микеланджело под названием «Скорчившийся мальчик». Как вы уже узнали из первого задания (текста), Эрмитаж состоит из 5-ти зданий. Каких? (учащиеся отвечают на вопрос) Да, правильно, Старый Эрмитаж, Новый Эрмитаж, Малый Эрмитаж, Зимний дворец и Эрмитажный Театр.
У меня для вас есть небольшое задание, с которым вы должны справиться на отлично! У меня есть схема, на которой обозначены эти 5 зданий, вам необходимо подумать и подписать их в той последовательности, в которой здания должны идти. Та команда, которая сделает это без ошибок, получает 8 баллов, а если есть какие-то ошибки – 4 балла.
Парадную половину дворца открывает великолепная Иорданская лестница.
Эрмитаж насчитывает 365 залов, что дает возможность познакомиться с историей искусства разных народов европейских стран и Востока со времен глубокой древности до наших дней.
Однако я вам расскажу сегодня про 3 зала: зал Древнего Египта, Павильонный и Рыцарский залы.
Зал Древнего Египта. Зал был создан в 1940 г. по проекту главного архитектора Государственного Эрмитажа А.В. Сивкова на месте Главного буфета Зимнего дворца. Экспозиция, посвященная культуре и искусству Древнего Египта, охватывает период с IV тыс. до н.э. до рубежа н.э. Здесь представлена монументальная скульптура и мелкая пластика, рельефы, саркофаги, предметы быта, произведения художественного ремесла. К шедеврам музея относятся статуя Аменемхета III (XIX в. до н.э.), деревянная статуэтка жреца (конец XV - начало XIV в. до н.э.), бронзовая статуэтка эфиопского царя (VIII в. до н.э.), стела Ипи (первая половина XIV в. до н.э.).
Павильонный зал. Павильонный зал Малого Эрмитажа был создан в середине XIX в. А.И. Штакеншнейдером. Зодчий соединил в решении интерьера архитектурные мотивы античности, Ренессанса и Востока. Особую эффектность интерьеру придают сочетание светлого мрамора с позолотой лепного декора и нарядный блеск хрустальных люстр. Зал украшают четыре мраморных фонтана – вариации "Фонтана слез" Бахчисарайского дворца в Крыму. В зале экспонируются часы "Павлин" (Дж. Кокс, 1770-е), приобретенные Екатериной II, и коллекция произведений из мозаики.
Как вы себе представляете часы «Павлин»? Я выдам вам небольшие листики, и каждый из вас попробует изобразить на них часы, как вы их себе представили. А после этого, мы посмотрим фотографию на слайде и сравним с вашим творчеством.
Рыцарский зал. Это один из больших парадных интерьеров императорского музея Новый Эрмитаж. Первоначально зал, украшенный росписями в стиле историзм, предназначался для выставки монет. В зале находится часть богатейшей коллекции оружия Эрмитажа, насчитывающей около 15 тысяч предметов. Экспозиция западноевропейского художественного оружия XV-XVII вв. представляет широкий диапазон предметов турнирного, парадного и охотничьего вооружения, а также рыцарские доспехи, холодное и огнестрельное оружие. В их числе изделия знаменитых мастеров, работавших в лучших оружейных мастерских Европы.
Я предлагаю вам раскрасить рыцаря в доспехах, а после вывесить ваши работы на доску. Это командная работа, так что без криков, делаем все как можно тише и аккуратнее, балл пойдет за дисциплину и за чистую работу.
А остальные залы Эрмитажа, я надеюсь, вы захотите посетить с родителями или друзьями.
Как вы думаете, могут ли коты жить в Эрмитаже? (учащиеся отвечают)
Оказывается, могут. Я вам сейчас расскажу одну историю, с которой все началось... История эрмитажных котов отсчитывается с привезённого из Голландии Петром Великим кота, местом обитания которого стал первый деревянный Зимний дворец. В Середине XVIII века, во время своей поездки в Казань Елизавета Петровна заметила, что там нет крыс из-за большого количества кошек. Вернувшись в Петербург, императрица издала «Указ о высылке ко двору котов», для защиты Зимнего дворца от крыс. Указ гласил: «Сыскать в Казани самых лучших и больших котов, удобных к ловле мышей… И ежели кто имеет у себя таковых кладеных котов, оных объявить для скорейшего отправления в губернскую канцелярию». Екатерина II придала кошкам статус охранников картинных галерей от грызунов. Котов делили на две группы «надворных» и «комнатных». В настоящее время более 60 котов находятся на довольствии Эрмитажа. 28 марта Эрмитаж отмечает «День Мартовского кота», посвящённый кошкам, живущим в музее.
Хочется добавить, что в тексте с заданиями, который вы выполняли сегодня кое-что не указано. Хотите узнать, о чем я говорю? (учащиеся отвечают) Музейный комплекс также состоит из Дворца Меншикова и восточного крыла строения Главного штаба, и музея Императорского фарфорового завода, а также реставрационно-хранительского центра под названием «Старая Деревня».
В заключении хочу сказать вот, что во всем времена Эрмитаж удивлял и поражал всех, кто побывает в нем. И всем этим людям по-прежнему хочется вернуться туда снова, чтобы ощутить еще раз на себе его несравнимую ни с чем энергетику и дух историзма.
Вам понравилось, что вы сегодня увидели на слайдах и услышали от меня? Была ли какая-нибудь информация новой для вас? (учащиеся отвечают)
А сейчас, проведем небольшую викторину, в которой будут вопросы как на знание, так и на хорошую память. За правильные ответы, команде будут выдаваться жетоны, ценностью 1,2 или 3 балла в зависимости от вопроса. Та, команда, которая наберет больше всех баллов, получит… А что получит, пока для вас будет секретом
1. В каком году возник Эрмитаж? (1764 год/2 балла)
2. На какой площади стоит музей? (Дворцовая площадь/3 балла)
3. Предположите, сколько всего могло быть картин, купленных Екатериной II для Эрмитажа? (опись от 1796 года насчитывает 3996/5 баллов)
4. Кто автор скульптуры «Скорчившийся мальчик»? (Микеланджело/2 балла)
5. Представьте, вы входите в двери Эрмитажа, и вам открывается великолепный вид – вас встречает парадная лестница в стиле барокко, архитектора Б. Растрелли. Какое у нее название? (Иорданская/1 балл)
4. Заключительная часть (подведение итогов, анализ проведенного занятия, награждение команд и лучших игроков)
Итак, подводим итоги нашего занятия. Подсчитываем количество баллов. Та команда, у которой больше баллов, поднимает руки и выходит ко мне! Я вас буду награждать. Те, кто были очень активны на уроке и слушали меня, получают диплом. А победившая команда награждается грамотой и медалями. Похлопаем себе и своим друзьям!
Всем большое спасибо за чудесную атмосферу, за отличное занятие. До скорых встреч!
Эрмитаж
Сегодня в Зимнем Дворце располагается музей Эрмитаж. Эрмитаж – слово французское, оно означает «место уединения».
История музея началась в далеком 18 веке. Его основой стала богатейшая коллекция живописи, которую собрала императрица Екатерина II. Для размещения экспонатов рядом с Зимним Дворцом построили специальное здание – Малый Эрмитаж.
Долгое время произведениями искусства могли любоваться только приближённые императрицы и знатные особы. Для широкой публики музей был открыт только через 100 лет.
После Екатерины II коллекцию пополняли другие российские императоры. Количество экспонатов постоянно росло. Чтобы их разместить, приходилось строить рядом с дворцом новые здания.
Сегодня Эрмитаж – один из самых больших музеев мира. Он состоит из пяти зданий, соединенных друг с другом переходами. Музейный комплекс включает в себя Зимний Дворец, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж, Эрмитажный Театр и Новый Эрмитаж.
?
Что означает слово «эрмитаж»?
?
С чьей коллекции началась история музея?
?
Какие здания входят в Музейный комплекс Эрмитажа?
Схема зданий Эрмитажа
Река Нева
Улица Миллионная
Зимняя канавка
Адмиралтейство
5. Зимний Дворец
2. Малый Эрмитаж
1. Старый Эрмитаж
4.Новый Эрмитаж
3. Эрмитажный Театр
Дворцовая площадь
Раскрасим рыцаря