План-конспект открытого занятия
по теме: «Выделение центра композиции, доминанта»
Республика Бурятия, город Кяхта,
МБУ ДО «Кяхтинский центр дополнительного образования»
Педагог: Кизерова Надежда Александровна.
Цель занятия: построение композиции с ярко выраженным композиционным центром.
Задачи:
Обучающие:
закрепить понятие композиция и композиционный центр,
познакомить со способами выделения композиционного центра,
научить выделять главное и второстепенное для создания образа.
Развивающие:
развивать умение мыслить формами и пятнами,
совершенствовать способности образного мышления,
развивать творческие способности.
Воспитательные:
сформировать художественный вкус,
воспитать аккуратности в работе.
Методы обучения:
по характеру познавательной деятельности – частично-поисковый;
по способам организации и осуществления познавательной деятельности – объяснительно-иллюстративный.
Формы организации обучения: групповая, индивидуальная.
Тип: комбинированный, занятие-практикум.
Принципы обучения: научность, наглядность, последовательность, доступность, активность, самостоятельность.
Уровень усвоения знаний:
через восприятие информации
усвоение способов применения знаний по образцам
творческое применение знаний
Материалы и оборудование:
Для педагога: доска магнитно-маркерная, маркеры, карта-схема путешествия, изображение космического корабля, образцы измерений, карты с терминами, раздаточный материал (бортовые журналы, конверты с заданием и шаблоны для составления композиции, «индекс-карточки»).
Для обучающихся: бумага формата А4, клей, цветные карандаши, ручка.
План занятия (45 мин.)
Организационная часть. (5 мин.)
Введение в тему занятия. Актуализация знаний. Мотивация. (5мин.)
Теоретическая часть (усвоение новых знаний и способов действий (15 мин.)
Практическое выполнение задания (10 мин.)
Рефлексия (самоконтроль знаний и способов действий) (5 мин.)
Подведение итогов занятия. (5 мин.).
Модель занятия
1. Организационная часть.
Приветствие, проверка подготовленности обучающихся к занятию, организация внимания обучающихся.
2. Введение в тему занятия
- Тема занятия «Выделение центра композиции, доминанта».
- Исходя из названия темы, как вы считаете, какова цель данного занятия?
Обучающиеся внимательно слушают вопрос педагога и отвечают на поставленный вопрос.
- Цель занятия – узнать, что такое доминанта, познакомиться с приемами выделения центра композиции.
Актуализация знаний
- Но для того, чтобы нам это сделать нам необходимо:
вспомнить значение слова – КОМПОЗИЦИЯ, КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЦЕНТР
познакомимся с термином ДОМИНАНТА
- Ребята, давайте вспомним, что такое композиция?
На доске слово КОМПОЗИЦИЯ = ОТВЕТ ДЕТЕЙ:
Композиция (от лат. compositio) означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.
-Хорошо!
Создавая композицию, необходимо позаботиться о том, что будет главным в картине и как выделить это главное, то есть выделить композиционный центр, который часто также называют «зрительным центром» картины.
- Исходя из данного суждения, давайте определим, что такое КЦ
На доске слово КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЦЕНТР = ОТВЕТ ДЕТЕЙ:
Композиционный центр – это та часть композиции, которая с наибольшей полнотой выражает главное в образном содержании сюжета или предмета.
- Все верно!
Композиционный центр — это часть, которая выражает главное и привлекает внимание.
- А что может привлечь внимание зрителя? Доминанта!
На доске слово ДОМИНАНТА (лат. dominantis — "господствующий, повелевающий") — композиционный элемент, которому придается наибольшее значение.
- Отлично!
Мотивация
- Теперь у нас есть главное действующее лицо - доминанта и второстепенные элементы. Которые в общей сложности образуют композицию с КЦ.
- И… у нас остается один нерешенный вопрос – как же выделить КЦ?
- Скажу так: КЦ может выделять разными способами. А чтобы узнать какими именно, предлагаю отправиться в большое путешествие.
- Давайте представим, что мы с вами экипаж космического корабля.
Я буду капитан, а вы мои помощники.
И мы с вами отправимся в космос для открытия нового.
Мы с вами будем исследовать новые измерения, для того чтобы разобраться какими способами можно выделять КЦ.
- Для начала проведем инструктаж.
1. На корабле не шуметь, не отвлекаться, слушать капитана и выполнять его приказы.
- Например: когда мы отправляемся в новое измерение, мы должны выполнять определенные действия:
Экипаж, приготовиться!
Начинаю обратный отчет.
Три (встать, вытянуть руки перед собой)
Два (скрестить руки на груди)
Один (сесть на стул, закрыть глаза)
Пуск! (открыть глаза и прокричать - Поехали!)
2. Перед полетом вам были выданы бортовые журналы, их необходимо подписать, и заполнять после исследования нового измерения. Собранные данные нам понадобятся в дальнейшей работе.
- И так: в путь!
3. Теоретическая часть.
Усвоение новых знаний и способов действий, поиск приемов выделения центра композиции в ходе игры-путешествия (ведение бортового журнала - выполнение эскизов на изучение приемов выделения композиционного центра.
1 измерение.
- Давайте-ка посмотрим куда мы попали. Мы попали в необычное измерение. Давайте внимательно изучим местность.
Мозговой штурм (возможные ответы учеников)
— Это измерение КОНТРАСТА.
- Давайте посмотрим, что в нем такого необычного?
Здесь выделение производится через контрастность форм или фактур (например, среди множества линейных форм, один – неправильной формы (доминанта).
Полученные знания, дети фиксируют в бортовом журнале, в виде схематичной зарисовки.
- Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с этой задачей.
Летим дальше!
Экипаж, приготовиться!
Начинаю обратный отчет.
Три (встать, вытянуть руки перед собой)
Два (скрестить руки на груди)
Один (сесть на стул, закрыть глаза)
Пуск! (открыть глаза и прокричать - Поехали!)
2 измерение
- Ребята, что происходит? На нас летит множество метеоритов!
И все они летят туда же куда, и мы!
Фу, обошлось. Наконец-то мы на месте.
- Давайте осмотримся, что здесь необычного?
Смотрите! Все метеориты собираются в одном месте.
Давайте у них спросим, что происходит.
Метеориты говорят, что таким образом они выделяют КЦ.
- Т.к. это измерение СГУЩЕНИЕ, то и выделение здесь производится через сгущение элементов на одном участке плоскости по сравнению с их равномерным распределением на других участках.
Полученные знания, дети фиксируют в бортовом журнале, в виде схематичной зарисовки.
- Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с этой задачей.
Летим дальше!
Экипаж, приготовиться!
Начинаю обратный отчет.
Три (встать, вытянуть руки перед собой)
Два (скрестить руки на груди)
Один (сесть на стул, закрыть глаза)
Пуск! (открыть глаза и прокричать - Поехали!)
3 измерение
- Ого! Смотрите, куда мы попали? Давайте изучим местность!
Мы видим, что опять попали в необычное измерение.
Давайте-ка посмотрим внимательно что здесь необычного?
Мозговой штурм (возможные ответы учеников)
- Одинаковые жители, а один – большой (доминанта)!
— Это измерение РАЗМЕРА
Здесь выделение производится через изменение (увеличение или уменьшение) в размерах одного из элементов по сравнению с другими.
Полученные знания, дети фиксируют в бортовом журнале, в виде схематичной зарисовки.
- Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с этой задачей.
Летим дальше!
Экипаж, приготовиться!
Начинаю обратный отчет.
Три (встать, вытянуть руки перед собой)
Два (скрестить руки на груди)
Один (сесть на стул, закрыть глаза)
Пуск! (открыть глаза и прокричать - Поехали!)
4 измерение
- Ребята, вы заметили, что стало тихо и за окном ни одной живой души. Мы с вами попали в новое измерение. Измерение ПУСТОТЫ.
А как вы думаете почему это измерение названо так? (ответы)
Правильно!
Потому что здесь выделение производит Композиционная пауза, т.е. образовавшаяся пустота доминирует над другими участками композиции, если они заполнены элементами неравномерно.
Полученные знания, дети фиксируют в бортовом журнале, в виде схематичной зарисовки.
- Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с этой задачей.
Летим дальше!
Экипаж, приготовиться!
Начинаю обратный отчет.
Три (встать, вытянуть руки перед собой)
Два (скрестить руки на груди)
Один (сесть на стул, закрыть глаза)
Пуск! (открыть глаза и прокричать - Поехали!)
5 измерение
- Мы попали в новое измерение.
Давайте-ка посмотрим внимательно что здесь не так?
Мозговой штурм (возможные ответы учеников)
— Это измерение ЦВЕТА.
- Много маленьких одинаковых жителей, а один – другого цвета (доминанта)!
Это потому, что здесь выделение производится - цветом, при этом остальные параметры (форма, текстура) одинаковы.
Полученные знания, дети фиксируют в бортовом журнале, в виде схематичной зарисовки.
-Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с этой задачей.
Летим домой!
Экипаж, приготовиться!
Начинаю обратный отчет.
Три (встать, вытянуть руки перед собой)
Два (скрестить руки на груди)
Один (сесть на стул, закрыть глаза)
Пуск! (открыть глаза и прокричать - Поехали!)
4. Практическое выполнение задания
Организация деятельности обучающихся (для выполнения задания обучающиеся получают конверты с заданием и шаблоны для составления композиции).
Задание:
Выберите из карточки бортового журнала один из перечисленных приемов выделения ДОМИНАНТЫ.
Для композиции возьмите 9 одинаковых по форме геометрических фигур, но разного размера.
Выполните построение композиции на листе формата А4 с применением выбранного приема выделения.
Требования: доминанта должна легко просматриваться в композиции, при необходимости её можно подчёркивать цветом или тоном.
Обучающиеся приступают к выполнению задания.
Во время работы обучающихся, педагог помогает затрудняющимся детям советом, напоминанием, показом.
5. Рефлексия.
(технология формирующего оценивания, прием «Индекс-карточки»)
Педагог раздает карточки и уточняет задание, анализирует трудности учеников по освоению темы и дифференцирует образовательный процесс в соответствии с выявленными дефицитами.
6. Подведение итогов занятия.
Качественная оценка работ (похвалить всех учащихся о проделанной работе).
Обучающиеся сдают на проверку педагогу бортовые журналы, вместе с карточками самоанализа.
ПРИЛОЖЕНИЕ
БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ |
Фамилия______________________________________________________ Имя___________________________________________________________ |
1 | ИЗМЕРЕНИЕ: |
| |
2 | ИЗМЕРЕНИЕ: |
| |
3 | ИЗМЕРЕНИЕ: |
| |
4 | ИЗМЕРЕНИЕ: |
| |
5 | ИЗМЕРЕНИЕ: |
| |
ИТОГ: |
Индекс-карточка |
Фамилия______________________________________________________ Имя___________________________________________________________ |
№ | Вопрос | Да | Нет |
| Знаю, что такое КОМПОЗИЦИЯ | | |
| Знаю, что такое ДОМИНАНТА | | |
| Знаю прием выделения СГУЩЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ | | |
| Умею составлять композицию используя прием выделения СГУЩЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ | | |
| Знаю прием выделения КОНТРАСТНОСТИ ФОРМ | | |
| Умею составлять композицию используя прием выделения КОНТРАСТНОСТИ ФОРМ | | |
| Знаю прием выделения ЦВЕТОМ | | |
| Умею составлять композицию используя прием выделения ЦВЕТОМ | | |
| Знаю прием выделения ИЗМЕНЕНИЯ РАЗМЕРОВ | | |
| Умею составлять композицию используя прием выделения ИЗМЕНЕНИЯ РАЗМЕРОВ | | |
| Знаю прием выделения КОМПОЗИЦИОННОЙ ПАУЗЫ | | |
| Умею составлять композицию используя прием выделения КОМПОЗИЦИОННОЙ ПАУЗЫ | | |
| Умею составлять композицию по всем изученным приемам | | |