План – конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Мир предметов» в старшей группе
Цель: обобщить представление детей о том, что в окружающем мире многие предметы изготовлены человеком из материалов природного или искусственного происхождения (применяя различные материалы, человек изучает и использует их свойства). Воспитывать познавательную активность.
Связи : железная руда - железо - каркас автомобиля
Словарь: природные материалы, искусственные материалы.
Материал: свечи, баночка для тушения свечей, металлическая подставка, растительное масло, толстая нить, кисточка, фигурная форма. Карандаши, таблички с правилами безопасности.
Методические приемы: беседа, опытническая работа.
1. Мы с вами гуляли на прогулке.
Что мы увидели на земле? (листочки, камушки, песок, ветки деревьев).
Это природные материалы.
Беседа.
Что можно сделать из камней?
Из песка?
Из веток и листьев?
А есть искусственные материалы. Их сделал человек. Какие вы знаете? (обувь, резина. Пластмассы, мебель, посуда)
Для чего нужна мебель?
Посуда? Одежда? Бытовая техника?
Любые вещи могут быть опасными, если с ними неосторожно и неправильно обращаться. (электричество – ударит током, печь – можно обжечься…)
2. Отгадайте загадки:
Держусь я только на ходу.
Если встану – упаду. (велосипед)
В поле лестница лежит, дом по лестнице бежит. (поезд, рельсы)
Бывают ли у дождика 4 колеса?
Скажи, как называются такие чудеса? (машина)
Зачем люди придумали и делали поезда, машины, построили самолеты?
Во многих городах есть метро. Поезда метро ездят в подземных коридорах – туннелях. Они доставят тебя из одного района города в другой.
3. Опыты.
1) Зажечь свечу. Поднести к ней нить. Нить перегорела.
Что произошло с нитью?
2) Взять формочку. Нагреть ее над свечкой. Капнуть в формочку растительного масла. Оно зашипело.
Что произошло, когда мы капнули масло в раскаленную формочку? Почему?
Вывод: огонь – опасен. Нужно быть осторожным. Можно обжечься.
4. Игра “Транспорт”
Картинки – грузовой, пассажирский транспорт.
Работа в парах.
Разложите на 2 группы:
1-пассажирский
2-грузовой
Почему так называется?
5. Кроссворд.
1)Не летает, не жужжит, жук по улице бежит. И горят в глазах жука 2 блестящих огонька. Летит птица – небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит. (самолет)
2) Я сильней 10 коней. Где в полях пройду весной – летом встанет хлеб стеной. (трактор)
3) Я на том берегу и на этом берегу.
Через речку перебраться я тебе помогу. (мост)
4) Есть у нас в квартире робот, любит робот чистоту.
У него огромный хобот, и гудит как лайнер “ТУ” (пылесос)
Итог: Зачем человек изобрел велосипед, пылесос?
Построил мосты? Самолеты?