СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект занятия по вокалу «Звукообразование и голосоведение».

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятия по вокалу с использованием зоровьесберегающих тенологий.

Цель занятия: Улучшение качества звука путем работы над основной формой звукообразования – связным непрерывным пением.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект занятия по вокалу «Звукообразование и голосоведение».»


План-конспект занятия по вокалу «Звукообразование и голосоведение».


Преподаватель: Верхоланцева Л.А.

Предмет: Вокал

Тип занятия: Групповое

Группа: 2-й год обучения

Тема: «Звукообразование и голосоведение»

Дата проведения: 09.02.2023


Цель занятия: Улучшение качества звука путем работы над основной формой звукообразования – связным непрерывным пением.

Задачи: - правильно оформить атаку звука в отношении силы, характера, высоты и уже потом брать спокойно и легко;

- при атаке звука не должно быть шумовых призвуков и подъездов;

- формировать гласные, которые должны звучать округленно, ровно, прикрыто, выровнено на всем диапазоне голоса;

- использование высокой певческой позиции;

- чувствовать опору звука, используя певческое нижне - диафрагмальное дыхание;

- уметь петь на legato - плавное, непрерывное пение, при котором гласные плотно соединены между собой.


Методы обучения:

- наглядный (слуховой и зрительный);

- словесный (рассказ, объяснение, диалог)


Методические приёмы:

- творческие задания и вопросы, побуждающие мыслительную деятельность;

- побуждение к самоконтролю (оценка своего исполнения);

- поощрение (с целью закрепления полученных навыков).


Психологические условия на занятии:

- психологически-комфортная атмосфера;

- личностно-ориентированное общение;

- учёт индивидуальных особенностей;

- дифференцированный подход.


Оборудование и материалы:

- просторное светлое помещение;

- синтезатор;

- ноутбук.


Методическое обеспечение занятия:

- фонотека (фонограммы исполняемых песен).

ПЛАН - КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ


1. Организационный этап. а) приветствие;

б) сообщение темы занятия и его задач;

в) мотивация;

г) вступительная часть.

д) объяснение темы.


2. Основная часть.

1. Разминка с использованием здоровье сберегающих технологий;

2. Вокальные упражнения;

3. Исполнение упражнения «Урок пения» сл. З. Петрова, муз. А.Островский.

4. Работа над приемами звукообразования и голосоведения в песне «Дружба».

5. Исполнение песни «Мир на планете».


3. Заключительная часть.

Подведение итогов (осуществление оценки эффективности занятия).


1.Организационный этап.

Педагог: Здравствуйте. ребята! Тема нашего занятия – «Звукообразование и голосоведение».

Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной сложностью обучающегося певца – усвоить, что для достижения устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях.

Сегодня на уроке мы будем работать над приемами звукообразования и голосоведения. Занимаясь по программе «вокальное искусство», мы уже освоили некоторые вокально-певческие навыки, навыки певческой установки, певческого дыхания, дикционной активности. Т.о. подошли к этапу усовершенствования навыков и умений совершенствования вокально-певческих приемов, необходимых для поставленного голоса - пение на legato.

Пение на legato (легато) - это умение связного, плавного пения, свободно льющегося голоса.

2. Основная часть.

Разминка с использованием здоровье сберегающих технологий.

1.Упражнение для положения корпуса, которое певец занимает во время пения «Певческая установка»

Упражнение: необходимо потянуться, поиграть всеми мышцами, распрямить плечи, высоко поднять голову (так называемый «столб достоинства»), почувствовать себя победителем. Выполнение данного упражнения, его осознание, зафиксирует горделивую позу в мозгу, и мозг даст команду всем системам организма работать на его благополучие.

2. Дыхательные упражнения.

Упражнения этой дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и вообще чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:

1.восстанавливают нарушенное носовое дыхание,

2.улучшают дренажную функцию бронхов,

3.положительно влияют на обменные процессы,

4.играют важную роль в кровоснабжении,

5.повышают тонус организма

6.улучшают психологическое состояние организма.

Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не напрягались мышцы шеи.

Упр. №1

Надуй шарик. «Надувая шарик» широко развести руки в стороны и сделать глубокий вдох, затем медленно сводить руки, соединяя ладони перед грудью и выдувая воздух – «ссс». Для правильного вдоха рекомендуются сравнения:

«Вдохни так, чтобы воздух дошел до пояса», «вдохни глубоко, с удовольствием, как будто нюхаешь душистый красивый цветок». Взяв дыхание, не следует сразу выдыхать воздух. Необходима небольшая задержка дыхания, затем очень экономный, продолжительный выдох.

Упр. №2

Для размягчения и снятия напряжения голосовых связок:

Пение закрытым ртом на букву (м-м-м)

При пении с закрытым ртом формируется согласная "м", губы при этом не должны плотно сжиматься, а просто быть в сомкнутом состоянии. Зубы разомкнуты настолько, насколько это возможно, и звук направляется в головной регистр. Он не должен быть звонким, что явится свидетельством зажатия каких - либо мышц. Навык приобретается в среднем регистре, а потом уже переносится вверх или вниз.

а) «укачивание» - важно, чтобы зубы были разжаты, а сам звук направлялся на губы; для выработки высокой позиции звука

б) пение интервала секунда, с постепенным повышением, а затем понижением по полтона.

Упр. №3

На подвижность голосовых связок:

воспроизведение последовательности звуков «ма-мэ-ми-мо-му» на одном дыхании, не изменяя высоту тона, после чего порядок гласных меняется и партия исполняется в последовательности «да-дэ-ди-до-ду», «ра-рэ-ри-рору», «гра-грэ-гри-гро-гру» .

Упр. №4

Для активизации голосовых связок, полезны при вялом тонусе голосовых мышц, при сиплом звуке.

Для упражнения используется слоги «зи -за», который при воспроизведении принимает вид последовательности обрывистых звуков «Зи-и-и-и-зи-и-и-иза…» исполняемых парными квинтовыми шагами с постепенным повышением, а затем понижением по полтона. При этом чтобы не было занижения звуков, важно представлять, что движение идет вверх.

Упр. №5

Для выработки свободы и подвижности артикуляционного аппарата пение скороговорок

«От топота копыт пыль по полю летит».

1. Начальный этап работы над песней «Дружба»

а) слушание песни, беседа;

б) работа над припевом, разучивание мелодической линии по фразам;

в) работа над кантиленой;

г) исполнение.

2. Работа над приемами звукоизвлечения и звуковедения песни «Дружба»

Работаем над концертным исполнением, включающим приемы звукоизвлечения: сглаживание регистровых порогов в припеве; пение куплета на legato (легато).

3. Исполнение песни "Мир на планете»

3.Заключительная часть. Подведение итогов.

Подведём итоги нашего занятия.

Сегодня мы уделили внимание усовершенствованию голосового аппарата, работали над приёмами звукообразования и голосоведения в распевках и песнях. Познакомились с новыми понятиями.

Назвать их. (понятие кантиленного пения; звукообразование; звуковедение; типы звуковедения)

- До свидания!