СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект интегрированного урока: "физическая культура и биология "

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Влияние физических упражнений на частоту сердечных сокращений и физиологическая оценка утомления".

Просмотр содержимого документа
«План-конспект интегрированного урока: "физическая культура и биология "»














ПЛАН-КОНСПЕКТ

ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА:

"ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

И

БИОЛОГИЯ "


















Выполнила:

Учитель 1 категории

МОУ СШ № 50

Черкашина О.В.



ПЛАН-КОНСПЕКТ

ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

И

БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ



Тема урока:

"Влияние физических упражнений на частоту сердечных сокращений и физиологическая оценка утомления".

Задачи урока:

1. Научить учащихся контролировать частоту сердечных сокращений при различных видах физических упражнений.

2. Подготовить учащихся к сдаче контрольных тестов по двигательным качествам "ловкость" и "скоростно-силовые качества".

3. Оценить физиологическое значение усталости по внешним признакам.

4. Выполнить практическую работу по биологии № 3 по теме: "Определение частоты пульса при различных состояниях организма ".

Цель урока:

1. Определить влияние физических упражнений на частоту сердечных сокращений.

2. Научиться находить пульс, определять его частоту и делать оценку результатов.

3. Учить анализировать зависимость работы сердечно-сосудистой системы от различных видов деятельности.

Оборудование:

Секундомер, магнитофон, гимнастические палки, ручки, контрольные карточки.

Место проведения:

Спортивный зал





Части урока и их содержание

Дозировка

Организационно-методические указания



I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 7 мин.


  1. Построение, приветствие, сообщение задач урока.


2. Опрос учащихся по теме: "Пульс. Физиологическая норма сердечных сокращений в разные возрастные периоды".


3. Определение состояния сердечно-сосудистой системы по тесту Руфье.


4. Ходьба:

  • на носках;

  • на пятках.




ос



под

сп




Обратить внимание на внешний вид учащихся.


Вопросы для опроса прилагаются (Приложение № 1). Беседа "Влияние вредных привычек на работу сердечно-сосудистой системы".

Выполнение практической работы по биологии № 3.


Руки за голову

Руки сцеплены сзади в замок, отведены назад

Измерение ЧСС.




Части урока и их содержание

Дозировка

Организационно-методические указания

5. Бег:

  • обычный;

  • скрестным шагом правым (левым) боком;

  • приставными шагами правым (левым) боком;

  • прыжками.



6. Упражнения на восстановление дыхания.



Перестроение из колонны по 1 в колонну по 2

7. Комплекс общеразвивающих упражнений.


II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 30 мин.

1. Специальные беговые и прыжковые упражнения:

  • многоскоки;

  • бег с высоким подниманием бедра;


  • бег с захлёстыванием голени назад;


- прыжки на правой (левой) с подниманием колена к груди.




2. Челночный бег













Обратить внимание на правильное дыхание.

Подсчёт пульса и запись результатов после ходьбы и бега в контрольную карточку

1 – 2 – руки через стороны вверх, вдох;

3 – 4 – руки через стороны вниз, выдох. Подсчёт пульса

Комплекс прилагается (Приложение № 2)




Подсчёт ЧСС после ОРУ



Упражнение выполняется как можно чаще, на носках, руки согнуты в локтях

Упражнение выполняется на носках



Мальчики – через прыжок; девочки – через два на третий. Подсчёт пульса, запись результатов в контрольную карточку

Обратить внимание на соблюдение техники безопасности во время выполнения челночного бега

1 х 9 м + 2 м после поворота

Отработать старт и поворот

4 х 9 м + 4,5 м после поворота

Подсчёт пульса и запись результатов в контрольную карточку



Части урока и их содержание

Дозировка

Организационно-методические указания



3. Упражнение на внимание и восстановление дыхания










4. Прыжки в длину с места











5. Упражнение для развития скоростно-силовых качеств






111. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 8 мин.

ос




под

сп



Определить с закрытыми глазами промежуток времени в 10 и 30 секунд после команды учителя, сделав шаг вперёд. Отметить учащихся, выполнивших упражнение точнее других.

Подсчёт ЧСС и запись результатов в контрольную карточку



Самостоятельно выполнить 5 прыжков, соблюдая правила безопасности. Выполнить 3 прыжка подряд с места приземления. Отметить учащихся, выполнивших прыжки дальше других.

Подсчёт пульса и запись результатов в контрольную карточку


И.п. – о.с.

1 – упор присев

2 – упор лёжа

3 – упор присев

4 – и.п.

Стараться выполнить 15 – 17 раз

Подсчёт ЧСС



См. выше

Подсчёт пульса и запись результатов в контрольную карточку.

Рефлексия в форме беседы по теме урока.





1.Упражнение на внимание и восстановление дыхания № 3










Приложение № 1



ВОПРОСЫ ДЛЯ ФРОНТАЛЬНОГО ОПРОСА УЧАЩИХСЯ

ПО ТЕМЕ:


"ПУЛЬС. ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ НОРМА СЕРДЕЧНЫХ

СОКРАЩЕНИЙ В РАЗНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ"



1.

Что такое пульс? Дайте определение понятия.

2.

Какие виды пульса различают? Какой из них имеет наибольшее практическое значение? (В медицине, в повседневной жизни).

3.

Почему? От чего зависит скорость тока крови в сосудах? Можете ли вы назвать скорость движения крови по сосудам? (Аорта, артерия, вены, капилляры).

4.

Что такое пульсовой толчок и какая скорость?

5.

Как практически можно измерить пульс?

6.

Назовите частоту пульса у здорового человека (в состоянии покоя). Если пульс больше 90 ударов в минуту, что это значит? (Тахикардия). Если меньше 60 ударов в минуту? (Брадикардия). Ваши рекомендации таким людям.

7.

В каких случаях (в норме, у здорового человека) учащается пульс? Что это значит с физиологической точки зрения?

8.

Можем ли мы, проследив за количеством сокращений сердца в минуту, узнать о работе своего сердца и сделать для себя определённые выводы?
























Приложение 2


Комплекс общеразвивающих упражнений




1.

И. п. – о. с. – руки на пояс


1 – подняться на носки, вдох


2 – опуститься на пятки, выдох.



2.

И. п. – выпад правой ногой вперёд, руки на пояс


1 – 3 – пружинистые покачивания на правой ноге


4 – поворот кругом


5 – 7 – пружинистые покачивания на левой ноге


8 – и.п.



3.

И. п. – о. с. – руки на пояс


1 – 8 – круговые движения правым голеностопным суставом


9 – 16 – то же левым голеностопным суставом



4.

И. п. – о. с. – руки на пояс


4 круговых вращения правой ногой в тазобедренном суставе


4 круговых вращения левой ногой в тазобедренной суставе



5.

И. п. – присед на правой, левую в сторону на пятку


1 – перенос веса тела на левую


2 – и.п.



6.

И. п. – стойка ноги врозь, руки на пояс


1 – 3 – пружинистые наклоны вперёд, руками стараться коснуться пола


4 – и.п.





7.

И. п. – стойка ноги врозь, руки на пояс


1 – наклон вперёд, правой рукой коснуться носка левой ноги


2 – и.п.


3 – наклон вперёд, левой рукой коснуться носка правой ноги


4 – и.п.



8.

И. п. – стойка ноги врозь, руки на пояс


1 – 4 – круговые вращения туловищем вправо


5 – 8 – то же влево



9.

И. п. – о. с. – руки в стороны, кисти вверх


1 – кисти вниз


2 – и.п.



10.

И. п. – о. с. – правая рука вверх, левая – вниз


(смена положения рук на каждый счёт)



11.

И. п. – стойка ноги врозь


1 – 8 – круговые вращения руками вперёд


9 – 16 – то же назад


Каждое упражнение выполнить 8 раз










Приложение 3


Комплекс упражнений с гимнастической палкой

для профилактики нарушений осанки


1.

И. п. – о. с. – палка вниз


1 – палка вверх


2 – 7 – пружинистые отведения палки вверх – назад


8 – и.п.



2.

И. п. – стойка ноги врозь, палка вверх


1 – палка на лопатки,


2 – круг руками вверх – назад, палка вниз,


3 – круг руками назад – вверх, палка на лопатки


4 – и.п.



3.

То же в наклоне вперёд



4.

И. п. – стойка ноги врозь, палка сзади


1 – 7 – пружинистые отведения палки назад – вверх,


8 – и.п. (спина напряжена, лопатки соединены, плечи развёрнуты).



5.

И. п. – о.с. палку взять узко, палка сзади на поясе хватом снизу, локти назад


1 – локти в стороны


2 – и.п.


3 – 4 – то же, (плечи не поднимать)



6.

И. п. – то же


1 – наклон вперёд, палка вверх, смотреть вперёд


2 – и.п.


3 – 4 – то же


7.

И. п. – стойка ноги врозь, палка на лопатках, плечи развёрнуты


1 – 7 – пружинистые наклоны вперёд, палка на лопатках


8 – и.п.



8.

И. п. – то же


1 – правая скрестно перед левой


2 – 7 – пружинистые наклоны вперёд


8 – и.п.


9 – 16 – то же в другую сторону



9.

И. п. – стойка ноги врозь, палка на лопатках


1 – поворот туловища вправо


2 – то же в другую сторону


Смотреть прямо, голову не поворачивать



10.

И.п. – стойка ноги врозь, палка на лопатках


1 – 7 – наклон влево, палка вверх


8 – и.п.


9 – 16 – то же вправо



11.

И.п. – стойка ноги врозь, палка на лопатках, наклон вперёд


1 – 8 – повороты туловища вправо и влево



12.

И.п. – широкая стойка, палка стоит одним концом на полу, руки на верхнем конце палки


1 – левая рука скользит вниз, касаясь пола


2 – и.п.


3 – 4 – то же другой рукой


Каждое упражнение выполнить 8 раз


Приложение № 4

Таблица функциональной пробы


Фамилия, имя________________________________________________________



Функциональная проба Руфье –

Оценка деятельности сердечно-сосудистой системы


Р1

((Р1 + Р2 + Р3) – 200) / 10 =

Р2

Меньше 5 - отлично

Р3

6 – 10 – хорошо

(( + + ) – 200 ) /10 =

11 – 15 – удовлетворительно


Индекс Руфье –

16 и больше – неудовлетворительно


Р1 – исходный пульс (в положении сидя)


Р2 – пульс после нагрузки (приседания 30 сек)


Р3 – пульс после 1 минуты отдыха



200














190














180














170














160














150














140














130














120














110














100














90














80














70














60































Ходьба





Ходьба

Бег

Упр. на вос. дых.

ОРУ



ОРУ



Спец. бег. упр.

Челночный бег

Упр. на вос. дых.

Пр. в дл. с места

Упр. на вос.дых.

Скор.-сил. упражн.

Упр. на вос. дых.

ОРУ на осанку

В конце урока






Приложение № 5


ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ УРОКА



1.

Даёт ли подсчёт пульса сведения о работе сердца и сосудов (то есть о сердечно-сосудистой работе организма)? Имеет ли практическое значение умение подсчитывать пульс?

2.

Что вы чувствуете сейчас, после длительной физической нагрузки? Сформулируйте, что называется утомлением.

3.

Физическое утомление – это нормальное физиологическое явление? Оно полезно для организма или вредно? Почему? Биологическое значение утомления.

4.

Как лучше восстановить работоспособность? Ваши рекомендации.


Домашнее задание:

на следующем уроке хотелось бы услышать о влиянии алкоголя, никотина, наркотиков на деятельность сердечно-сосудистой системы.