План-конспект классного часа
Тема Великой Отечественной войны в изобразительных и выразительных видах искусства.
Цель 1 Определить значение искусства в годы ВОВ. Рассказать о значении поэзии, музыки, живописи в годы
Великой Отечественной войны.
2 Расширение знания учащихся о вкладе народов СССР в победу над фашизмом и нацизмом.
3 Показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени
соединялись с глубоко личными переживаниями.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить учащихся с наследием искусства ВОВ
2. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством поэтов, художников, композиторов .
3. Выявить причины популярности их произведений в годы ВОВ
Развивающие:
1. Формировать бережное отношение к историческому прошлому своей страны.
2. Развивать умение анализировать. Развивать познавательные способности учащихся.
Воспитывающие:
1. Прививать любовь к творчеству мастеров отечественного искусства.
2. Формировать поэтический вкус учащихся . Воспитывать эстетические и этические качества личности
3. Формировать у учащихся гордость за достижения своей страны, бережное отношение к
историческому прошлому и традициям народов СССР.
Формировать гражданско-патриотические качества личности.
Средства обучения – портреты поэтов, презентация, аудиозаписи песен ВОВ
6.Оборудование – компьютер, проектор, экран, презентации по темам.
Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
В.Лебедев-Кумач (1943)
1.Организационный момент
2.Актуализация:
- В этом году мы с вами празднуем одно из важнейших событий в истории России. Действительно, это 70 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне с фашистской Германией
1 Литература
Поэзия в годы Великой Отечественной войны становится основным и важнейшим жанром литературы? (Оперативность, эмоциональность, доходчивость, патриотизм, лиризм). Стихотворения военных лет своей сравнительно малой формой и хорошей запоминаемостью благодаря рифме по праву заслужили всеобщую популярность. Затронутые в них темы защиты Родины, мужества, единения, долга, подвига, патриотизма, справедливости, верности, близкой победы поддерживали в русском народе боевой дух и веру в свои силы. Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом, - «Священная война» на стихи Василия Лебедева-Кумача
Особое место в поэзии военных лет принадлежит Михаилу Васильевичу Исаковскому. Его безымянная слава несравненно больше его известности. Ведь миллионы людей пели, не зная имени автора, «Дан приказ ему на запад…», «В лесу прифронтовом…», «Враги сожгли родную хату…».
Каким изображён лирический герой? (Земной, близкий читателю, терпит лишения и страдания, ненависть к врагу, умеет любить). (Презентация Ефимовой
Поэты и писатели находились в самой гуще событий: были бойцами, политработниками, корреспондентами газет. Более тысячи литераторов (1215) ушли на фронт, около 400 из них не вернулись с полей сражений.
Музыка
В своих воспоминаниях-мемуарах Маршал Советского Союза И.П.Баграмян писал: «У народа, слабого духом, не могли родиться такие песни: песни-призывы, песни, вдохновляющие на справедливую борьбу с врагом, которого надо уничтожить, чтобы спасти Родину, будущее наших детей, счастье и цивилизацию мира… И всегда песня достигала своей благородной цели: звуки её и слова как нельзя лучше выражали наши собственные чувства, и мы ощущали её своей, родной, кровной помощницей».
Самой популярной песней Исаковского стала «Катюша». Стихотворение «Катюша» было написано в 1938 году. Конец 30-х годов. Сгущаются тучи над нашими западными границами. Становится ясно, что, защищая родную землю, вот-вот примет на себя удар воин-пограничник. О пограничниках в эти годы М.Исаковский пишет несколько стихотворений, но всенародно любимой песней стала именно «Катюша». Почему? Да, вероятно, потому, что в ней оказались счастливо сплавлены лучшие песенные качества – музыкальность стиха и простота сюжета.
Из-за школьной парты ушёл добровольцем на фронт будущий поэт Булат Окуджава. Был ранен, затем мобилизован. Как и все писатели-фронтовики, часто возвращался к теме войны в своём творчестве. Свои песни поэт начал писать в 1950 году. Многие песни Окуджавы – о Великой Отечественной войне: «Король», «Песня о солдатских сапогах», «До свидания, мальчики…», «Песенка о пехоте» и другие
(Презентация Тимер-Булатовой А)
Через четверть века после окончания Великой Отечественной войны Булат Окуджава написал песню «Белорусский вокзал». Но даже ветеранами войны она воспринимается как подлинная, фронтовая и слушают они её и поют со слезами на глазах.Звучит песня Б.Окуджавы «Белорусский вокзал»
Живопись
Ни для кого не секрет, что война оставляет свой след везде, где она проходит. Она отражается неизгладимым пятном в памяти её участников и их семей, каждой травинкой чувствует земля, где проходят боевые действия. Но ещё большее отражение война находит в искусстве. Многие пытаются её описать, спеть про неё пробует немалое количество людей. А вот нарисовать войну берётся далеко не каждый. А ещё у меньшего количества художников выходит отразить всю боль военного времени.
(Презентация Науменко Е)
Скульптура
Красоту подвига можно увековечить по-разному. Гранит обелисков, бронза скульптур, пламя на могиле Неизвестного солдата. Память о прошлом прочна и многолика.
(Презентация Бадретдинов А )
Кино
Нам, живущим в 21 веке, трудно поверить, что когда-то не существовало кино. Сегодня оно прочно вошло в нашу жизнь. Кинофильмы не только рассказывают об интересных, малоизвестных, трагических событиях жизни, но и формируют вкус, воспитывают, заставляют размышлять. Если фильм волнует, запоминается, значит, он настоящий.
Пожалуй, трудно найти человека, который не смотрел этот фильм. Ежегодно накануне Дня Победы мы смотрим его всей семьей. И хотя реплики и монологи героев знаем почти наизусть, удовольствие от просмотра остаетсяколоссальным.
Чем же интересен этот фильм?
Прежде всего, оптимизмом его героев, жизнелюбием и неистребимым стремлением людей к творчеству, красоте, противостоящим жестокости и разрушению. Утверждая тем самым мысль, что в годы испытаний побеждают те, кто остается людьми в самых жестоких условиях, кто берёт с собой в бой всё светлое, человечное, за что и ведёт битву с врагом.
Злобе, человеконенавистничеству герои фильма противопоставляют высокий гуманизм, творческое созидательное начало, заложенное в человеке. Часто перед ними встают серьёзные нравственные проблемы. Наши герои решают их с честью и достоинством.
(Презентация Сиволапенко Д )