Тема: Слоговой состав слова.
Цель: Закреплять знания о слоге, о слогообразующей роли гласных.
Задачи:
Развивать умение слышать и выделять гласные звуки из слов и делить слова на слоги с опорой на вспомогательные средства и без опоры.
Совершенствовать умение определять количество, порядок и последовательность слогов в словах с опорой на вспомогательные средства и в умственном плане.
Ход занятия
I. Организационный момент
II. Постановка цели занятия
1. Закрепление знаний о слоге, слове, делении слов на слоги.
Логопед: Послушайте стихотворение «Петя и слова» (На доске выставлена картинка мальчика). По мере чтения стихотворения на доске выставляются слоги.
-Вот с какими он словами прибежал однажды к маме:
- Если руки мыли ВЫ ,
- Если руки моем МЫ,
- Если руки моешь ТЫ,
- Значит, руки… (ВЫМЫТЫ).
Логопед:- Что у вас получилось? (слово). Слово нужно разделить на слоги.
- Поможем Пете вспомнить правило деления слов на слоги.
- Ребята, давайте не только Пете помогать, но и друг другу.
- Сколько слогов в слове «вымыты»?
-Как вы это узнали?
- Какое правило вы знаете?
Сколько в слове гласных,
Столько и слогов –
Это знает каждый из учеников.
2.Выделение гласных в слове.
- Так ли это, давайте проверим, выполнив задание.
(Нарисовать в тетради слоговые схемы слов – названий картинок, гласные буквы написать красной пастой).
3. Закрепление знаний о слоге.
Логопед:
-Составьте из слогов слова и запишите их. Подчеркните слова с одним слогом красной пастой, с двумя слогами – синей пастой, с тремя - черной пастой.
- Прочитайте слова с одним слогом, с двумя, тремя слогами.
-Каким правилом вы пользовались при делении слов на слоги?
II. Основная часть.
1. Логопед: Что это такое? (Волшебная коробочка). Что в ней спрятано?
Замок откроется тогда, когда составишь ты слова.
Попробуй разгадать быстрее всех!
Уверена, что ждет тебя успех!
(Прочитать слоги, записанные на шариках, дополнить их до слов. Назвать в каждом слове количество слогов и назвать гласные буквы.)
Логопед: Вы правильно все сделали, и шарики легко взлетели вверх, а нам предстоит дальнейшее путешествие. А на чем? Это узнаем, выполнив следующее задание.
2. Развитие зрительного восприятия, обогащение словарного запаса, работа над обобщением.
Логопед: Есть волшебная страна, что раскинулась пред вами,
Та, которая словами и слогами населена.
Нас ждет «Страна слогов и слов». В путешествии по этой стране вам предстоит разгадывать и самим загадывать разные загадки. Начать путешествие предстоит с помощью следующего задания.
«Подписать картинки, поделив слова на слоги, нарисовав слоговые схемы).
- Что общего между словами?
Логопед: Вы правильно выполнили задание. Выберите себе вид транспорта, чтобы продолжить наше путешествие. (Дети выбирают себе картинку).
Поехали, полетели, поплыли к следующему заданию.
3.Тренировка в слоговом анализе и синтезе.
Развитие фонематического слуха.
Логопед: Слушай и запоминай и красиво называй! Выделите гласные звуки из слов. Определите количество слогов в слове, подняв карточку с цифрой. (Логопедом произносится слово так, как оно пишется). Каждый раз уточняется, почему в слове один, два, три слога.
мир ноты лопата сорока зал домик гусята мыло жало мост штык ручка лебеди мука бумага крот
4. Физминутка.
6. Определение порядка и последовательности слогов в слове.
Логопед: Наше путешествие на транспорте продолжается. Чтобы ехать дальше, нужно освободить путь, выполнив задание.
«Слоги разбежались»
-Начинаем склейку слов из рассыпанных слогов.
1).(Детям раздаются рассыпанные слоги – это загадочные слова, которое нужно «расшифровать», собрав слоги в слово. Затем дети называют по порядку слоги в одном из собранных слов, называют гласные (по заданию логопеда).
ЛУК РАКЕТА ГОРОХ КАПУСТА
2)Исключить лишнее слово, назвать обобщающее.(овощи)
Разделить обобщающее слово на слоги, нарисовать слоговую схему, надписать гласные буквы. ( __о___ ___о___ ___и__)
Логопед: Отличная работа. Продолжаем преодолевать трудности. Будьте внимательны, задание заколдовано.
7.Упражнения в словообразовании.
Игра «Кто секреты отгадает, тот сюрпризы получает».
Слово спряталось куда – то.
Слово спряталось и ждет:
-«Пусть найдут меня ребята,
-Ну–ка, кто меня найдет?»
На доске записаны «заколдованные слова», в каждом слове лишний слог. Нужно «расколдовать» слова, в подарок – вкусное слово, которое получилось. Дети подходят к доске, зачёркивают лишний слог и называют получившееся слово.
КОРАНФЕТЫ БУРИБЛИКИ ПЕРЕЧЕНЬЕ ХАРАЛВА МАРМЕРИЛАД БАЛИРАНКИ ПИНОРОЖКИ СУГРОХАРИ
-Что означают эти слова? (кондитерские изделия и хлебобулочные)
9.Упражнения для глаз
10. Закрепление навыка структурирования слов.
Логопед: На своем транспорте вы подъехали к следующему заданию. Продолжаем склейку слов из рассыпанных …(слогов) Из слогов таблицы составить слова, записать их в тетрадь. Подчеркнуть гласные буквы в слове красной пастой, количество слогов обозначить цифрой.
Повторяется правило деления слов на слоги.
- Вы замечательно справились с заданием. Дадим отдохнуть нашим пальчикам, чтобы удерживать руль управления вашим видом транспорта.
11. Упражнение в словообразовании:
Логопед: Гладко, плавно лился стих, вдруг споткнулся и притих,
Ждет он и вздыхает: слова не хватает!
Чтобы снова в добрый путь
Стих потек, как речка,
Помоги ему чуть – чуть, подскажи словечко!
Логопед: Сказки просят:
- А сейчас вы, друзья, узнайте нас!
Назвать слово – добавлялку .(разделить слово на слоги, пользуясь правилом деления слов на слоги. (показать пальцами количество слогов )
12. Самостоятельная работа.
Преобразование слов путем наращивания слоговой структуры.
Закрепление полученных знаний на письме.
Логопед: Ребята, вам сейчас предстоит побыть добрыми волшебниками, способными превращать односложные слова в трехсложные.
(подчеркнуть гласную, количество слогов обозначить цифрой)
Логопед: Ваши верно выполненные задания привели нас к концу пути – окончанию нашего занятия.
Подведение итога занятия.