План – конспект открытого урока Истории Древнего мира в 5 классе
по теме «Появление неравенства и знати» педагога Безродновой Натальи Петровны
Дата: 21 сентября 2016 года
Тип урока по главной дидактической цели: усвоение и контроль знаний и способов действий/учебный практикум.
Режим урока: интерактивный.
Интеграция: технология полного усвоения знаний с элементами ИКТ и КСО.
Педагогические цели: способствовать формированию представлений о развитии ремесла, изготовление новых орудий труда; содействовать пониманию изменений в социальной сфере, связанных с переходом от родовой общины к соседской, процессом разрушения первобытного равенства, выделения знати, военных вождей и их дружин.
Стратегические цели:
РАЗВИТИЕ: развитие творческих и исследовательских способностей личности обучающихся;
ВОСПИТАНИЕ: формирование культуры учебного труда, умения работать в команде;
ОБУЧЕНИЕ: обучение навыкам сравнительного анализа, работы с историческими текстами.
Ресурсы:
Информационные (УМК) Программа: Учебник: А.А. Вигасин, Г.И. Годер История Древнего мира. 5 класс. М. Просвещение. УМК: Алебастрова А. А. Проверочные материалы по истории за 5 класс. Арсланова О.В. Поурочные разработки. Смирнов С.Г. Задачник по истории Древнего мира.
Технические
Средства ТСО: мультимедийный видеопроектор, ПК (для работы с Интернет-ресурсами в локальной сети).
Наглядность: слайдовая презентация с анимацией «Раздел земли в общине», учебная картина «Посёлок первобытных земледельцев и скотоводов», рабочие тетради с печатной основой.
ЭОР: http://pptcloud.ru/5klass/history/drevnii-mir ; http://30school.ru/5-klass/istoriya/istoriya-drevnego-mira-5-klass-proverochnye-i-kontrolnye-raboty-kryuchkova-e-a-2015-g.html
Структура и ход урока
№ | Этап урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
УУД | Предметные | Личностные |
1 | Мотивационный момент. 2 мин. | Фронтальная. Словесный. Слово учителя. | Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания. | Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место. | -внутренняя позиция учащихся(Л) -прогнозирование своей деятельности(Р) -планирование учебного сотрудничества(К) | | Коррекция тревожности |
2 | Постановка учебной задачи. Актуализация знаний. 5 минут. | Индивидуальная, фронтальная. Творческий, словесный. Рассказ. Слово учителя, беседа. | Организует проверку д/з, повторение понятий скотоводство, земледелие. Подготовка устных ответов по карточкам №5 и №6. (см. Приложение 1а). Впишите недостающие слова: - Первые земледельцы вскапывали землю деревянной..(мотыгой) - Колосья срезали…(серпом) - Растирали зёрна на…(зернотёрках) -Рубили деревья…(деревянным топором) - Земледелие и скотоводство возникли в Западной…(Азии) -Из глины научились делать…(посуду) -Женщины научились…(ткать) и…(прясть) Вместе с учениками формулирует учебную задачу урока. | Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы. Формулируют учебную задачу. | -оформляют рассказ, «удерживая» логику повествования, используя информацию, полученную из разных источников (К) -принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя(Р) -учебно-познавательная мотивация(Л) -самоопределение(Л) -смыслообразование(Л) | Рассказать об исторических событиях, их участниках. Называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений. Раскрыть смысл, значение важнейших исторических понятий. | Коррекция тревожности. Формирование адекватной оценки. |
3 | Изучение нового материала. 20 минут.
| Индивидуальная, фронтальная. Словесный, практический, наглядный. Работа с текстом, чтение, иллюстрацией, беседа, рассказ. Объяснительно-иллюстративный, проблемный, работа со схемой-рисунком, аппликацией (слайдами). | Итак, земледелие и скотоводство дали дополнительные продукты питания для человека. Получение их в большей степени зависело теперь от него самого. Поэтому человек совершенствует свои умения в этих занятиях. Появляются среди людей отдельные мастера, которые лучше чем другие что-то делают. Их называют ремесленниками, а то чем они занимаются -ремеслом. Появление ремесленников вызовет изменения в орудиях труда человека, а это приведёт к появлению неравенства среди людей. Что такое неравенство? На доске: тема урока. Новые слова: мотыга, плуг, неравенство, классы, государство.   Знакомство с новой датой – 9 тыс. лет назад (начало обработки металлов), раскрытие понятия «медно-каменный век» (см. Приложение 1б). Самостоятельная работа с п. 1 § 5. Используя иллюстрации, предлагается учащимся рассказать о технологии изготовления орудия труда из меди. Как происходила отливка медного топора? Какое значение имело для человека освоение меди? Ознакомление с изобретением упряжного пахотного орудия труда путём усовершенствования мотыги, о роли пахотных орудий в земледелии в ходе объяснительного чтения п. 2 § 5. На основе работы с рисунком-схемой и аппликацией «Раздел земли в общине»  рассказывает о переходе от родовой общины к соседской. Почему стало возможно и выгодно вести хозяйство силами одной семьи? Решение творческой задачи (см. Приложение 1в). Какие выводы можно сделать о жизни людей на основе этих данных? Помогает сформулировать представление о возникновении имущественного неравенства, используя схему-рисунок и аппликацию. Подводит учащихся к главной мысли урока: равенство между людьми постепенно исчезло, среди общинников появились бедные и богатые, знатные и незнатные. Рассказ (см. Приложение 1г) | Учащиеся записывают тему и план урока в тетрадь. План: 1)обработка металлов. 2)изобретение плуга. 3)распад родовых общин. 4)появление неравенства и знати.
На основе текста и иллюстраций учебника, составляют описание орудий труда, технологию их изготовления. Объясняют с помощью учителя значения терминов.
Узнают о зарождении плужного земледелия на основе работы с текстом. Выясняют, как появился плуг. Какое значение имело появление плуга? Под руководством учителя излагают суждения о причинах и следствиях исторических процессов, характеризуют условия и образ, занятия людей.
В ходе рассказа прослеживают процесс возникновения неравенства между людьми. Усваивают значения новых терминов: вождь племени, знать, рабы, дружина, город, святилище, царь. | -владеют навыками смыслового чтения; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи(П) -воспринимают текст с учётом поставленной задачи(К) -осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника(П) -устанавливают причинно-следственные связи; осуществляют сравнение, делают вывод(П) -слушают и понимают речь других(К) -учатся работать по предложенному учителем плану(Р) -извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа; устанавливают причинно-следственные связи(П) | Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества. Сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия. Соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий. Характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи. На основе текста и иллюстраций учебника, составлять описание исторических объектов. Характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий. | Коррекция тревожности. Формирование адекватной оценки.
|
4 | Закрепление. 8 минут. | Групповая. Словесный, практический, проблемный. Работа с текстом, беседа. Проверка с помощью мультимедия, приложения к учебнику. | Организация контроль процесса выполнения заданий, коррекция. Каждая группа должна отгадать кроссворд «Сумей прочитать» (см. Приложение 1д) ( раздаётся каждой группе на карточках)
| Самостоятельная работа по 3-4 человека. Выполняют на раздаточных материалах.
| -осознание ответственности за общее дело(Л) -следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям(Л) -оценивают правильность выполнения задания(Р) -анализ, синтез, сравнение, аналогия, классификация(П) -самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера(П) -учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций(К) -формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации(К) | Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках. Различать факт и его описание.
| Коррекция тревожности. Формирование адекватной оценки. Формирование позиции успешности личности. |
7 | Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание. 5 минут. | | Что нового вы узнали? Что было трудно и почему? Что надо сделать, чтобы побороть трудность? Комментированное домашнее задание Базовый уровень: подготовиться к контрольно-обобщающему уроку. Повторить тему «Жизнь первобытных людей». Повышенный: Подготовить сообщение на тему: «Чем первобытный человек отличается от животных и современного человека» Высокий: Написать эссе на тему: «Один день из жизни первобытного человека». | Ответы учеников (С освоением металлов изменяются орудия труда, на смену родовой общине приходит соседская, появляется неравенство, т.е. выделение богатых и бедных людей.) Находят трудности и способы их решения. Записывают домашнее задание в дневник. | -внутренняя позиция учащихся(Л) -самооценка на основе критерия успешности(Л) -рефлексия способов и условий действия(П) -адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности(Л) -контроль и оценка процесса и результатов деятельности(П) -формулирование и аргументация своего мнения(К) -принимают цель, содержание и способы выполнения д/з(Р) | Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. Использовать знания об истории и культуре народов в общении с детьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде. | Формирование позиции успешности личности. |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Ресурсный материал к уроку
1а. КАРТОЧКА №5
Подготовить развёрнутый ответ на вопрос: «Как появилось земледелие и скотоводство?»
Для этого вспомни:
- На какое свойство растений обратили внимание женщины, занимаясь собирательством?
- Какие первые культуры начал выращивать человек?
- Как первобытные люди обрабатывали землю?
- Какие орудия труда они использовали при обработке земли?
- Как поступали с детёнышами убитых животных?
- Каких животных первобытные люди стали разводить?
Сделай вывод, что дали человеку скотоводство и земледелие?
КАРТОЧКА№6
Подготовить развёрнутый ответ на вопрос: «Какие новые занятия появились у древних людей?»
Для этого вспомни:
- Из чего люди делали посуду?
- Из чего изготавливали ткань?
Сделай вывод, какое значение имело появление этих новых занятий для людей?
1б. Время, о котором говорилось прежде, в науке называют каменным веком, потому что большую часть орудий труда люди, жившие в ту далёкую эпоху, изготавливали из камня. Когда люди научились делать орудия из меди, они, как вы уже знаете, всё равно продолжали широко использовать камень. Поэтому даже после появления медных орудий труда люди продолжали пользоваться изделиями из камня? Ответ на этот вопрос очень прост: медь – очень мягкий металл. Медным топором почти невозможно срубить крепкое дерево, медным копьём трудно убить животное и врага, а плугом – вскопать твёрдую почву. Потому для сложных хозяйственных и военных задач люди продолжали использовать орудия труда и оружие из камня, рога, кости. Лишь когда научились получать сплав, называемый бронзой (олово и цинк), металл вытеснил камень.
Так и поступил древний человек. Он научился из камня делать форму, заливать её расплавленной медью и изготовлять металлические орудия труда. Это произошло около 9 тысяч лет назад в Западной Азии. Так началось освоение металлов человеком.
Человек научился обрабатывать металл, придумал плуг. Теперь каждая семья могла самостоятельно обрабатывать землю. Родовая община распадается на отдельные семьи. По отношению друг к другу родичи становятся соседями. На смену родовой общине приходит соседская община. Вопрос о разделении земли между родичами решает старейшина, который лучшие участки оставлял за собой и близкими ему родственниками. Так появились богатые и бедные, то есть неравенство.
Теперь соплеменники делятся на более сильных, могущественных и более слабых, зависимых. Иными словами возникает иерархия. Племенное общество становится значительно более сложно организованным. Оно нуждается в особых инструментах управления – военной силе, чиновничестве. Таким образом, зарождается государство.
Государство – это такая организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов.
1в. Творческая задача
Во время археологических раскопок археологами были найдены два захоронения. В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его – остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображениями барса, льва, коня, антилопы. В другом – только медный топор.
1г. Рассказ
Мы выяснили, что человек научился обрабатывать металл, придумал плуг. Теперь каждая семья могла самостоятельно обрабатывать землю. Родовая община распадается на отдельные семьи. По отношению друг к другу родичи становятся соседями. На смену родовой общине приходит соседская община. Но как же разделить землю между родичами? Вероятно, этот вопрос решает старейшина, который лучшие участки земли оставляет за собой и близкими ему родственниками. Так появляются богатые и бедные, то есть неравенство.
Теперь соплеменники делятся на более сильных, могущественных и более слабых, зависимых. Иными словами, возникает иерархия. Племенное общество становится значительно более сложно организованным. Оно нуждается в особых инструментах управления – военной силе, чиновничестве. Таким образом, зарождается государство.
Государство – это такая организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов.
1д. Кроссворд «Сумей прочитать»
По горизонтали:
1. Первый металл, освоенный человеком.
2. Мастер, изготовляющий глиняную посуду.
3. Ручное изготовление каких-либо предметов.
4. Из этого материала мастера делали дорогие украшения.
5. Крупное поселение, окруженное крепостными стенами.
6. Животные, которых стали использовать в земледелии для пахоты.
По вертикали:
1. Оно появилось в результате раздела земли на отдельные хозяйства.
2. Глава племени, избираемый для ведения военных действий.
3. Тяжелая «мотыга», с помощью которой распахивали поле.
4. Известные люди, облеченные почетом и властью.
5. Общинники, ведущие хозяйство рядом друг с другом.
6. Ими становились люди, взятые в плен на войне.
Ответы:
По горизонтали: 1. Медь; 2. Гончар; 3. Ремесло; 4. Золото;
5. Город; 6. Быки. По вертикали: 1. Неравенство; 2. Вождь; 3. Плуг; 4. Знать; 5. Соседи; 6. Рабы.
