6 класс 25.11.16.
План - конспект открытого урока по трудовому обучению
ТЕМА ПРОГРАММЫ:
VI Обработка ночной сорочки
ТЕМА УРОКА:
3. Обработка плечевых срезов ночной сорочки запошивочным швом
Цели для обучающихся:
1.Самостоятельно определить цель урока и выйти на тему. 2.Научиться определять срезы деталей кроя; составлять технологическую последовательность; научиться технологии обработки плечевых срезов ночной сорочки запошивочным швом. 3.Обрабатывать плечевые срезы ночной сорочки запошивочным швом.
Цели для учителя:
Образовательные: 1.Ознакомить с последовательностью обработки; с технологией обработки плечевых срезов ночной сорочки запошивочным швом.
2.Закрепить знания по определению деталей кроя и срезов деталей; по техническим условиям и параметрам выполнения запошивочного шва.
3.Формировать умения по обработке плечевых срезов запошивочным швом; совершенствовать умения по использованию запошивочного шва.
Развивающие: 1.Развивать способность ориентироваться в крое и последовательности обработки; умение выделять главное; сопоставлять одно с другим, делать выводы; развивать память на спец.терминологию, пространственное мышление и мелкую моторику пальцев рук.
2.Прививать интерес к швейному делу.
Воспитательные: 1.Воспитывать трудолюбие, аккуратность, самостоятельность и эстетический вкус.
Тип урока: открытие нового знания и практическая деятельность.
Форма урока: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Опорные понятия, термины: ночная сорочка, выкройка, контурные линии, детали кроя, срезы деталей, запошивочный шов.
Новые понятия: названия срезов деталей, последовательность обработки, технология обработки плечевых срезов ночной сорочки запошивочным швом.
Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль в группе или паре.
Оборудование и материалы: у/м, утюг, иглы, нитки, булавки, ножницы, образцы, крой.
План урока:
1.Мотивация учебной деятельности. «Звенит звонок - Какая трель над школой разливается! Вы, думаете, распелся соловей? Не соловей-урок наш начинается».
Приветствие учителя. Доклад дежурного.
Деловой настрой: глубоко вдохните и выдохните накопившиеся обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них, настраиваемся на продуктивную работу. «Хотите отправиться в путешествие в страну «Сделай сам»»? Тогда будьте внимательны и сосредоточены. Мы должны прихватить с собой «багаж наших знаний».
Актуализация знаний. Начинаем собирать рюкзак. Задание: Вы должны ответить на ряд вопросов из известных вам тем. - Образец какого изделия перед вами? (Ночной сорочки). - Чем мы занимались на прошлом уроке? (Кроили ночную сорочку). - Что у нас получилось в результате? (Крой). Он на ваших рабочих столах. Задание: Разложите крой и ответьте на вопросы. - Сколько деталей? Как называются детали? (Две. Полочка и спинка). - Что получилось там, где мы срезали ткань? (Срезы). Задание: Постарайтесь назвать срезы деталей по аналогии с контурными линиями деталей выкройки. - На деталях выкройки (прикреплены к доске) учитель показывает контурные линии. - На рабочих местах обучающиеся сопоставляют, находят и называют срезы деталей. Молодцы! Кое-что у нас уже в рюкзаке. Но этого ещё не достаточно. Задание: Обратите внимание на то, что ещё у нас на столах. - Что мы сможем начать делать, имея образец ночной сорочки, детали кроя, инструменты и оборудование? (Обрабатывать). - С какого среза начнём обработку? Разгадаем кроссворд. (Ключевое слово- плечевой срез)
Чтобы выяснить, какой шов будем использовать для обработки, ответим на ряд вопросов: - К какой группе одежды относится ночная сорочка? (К бельевой). - Каким видом белья является? (Нательным). - Какие требования к швам? (Прочные и удобные). - Какой же шов удовлетворяет этим требованиям? Учитель показывает образец шва. Обучающиеся определяют какой это шов. (Запошивочный).
- Так, что мы сегодня будем делать на уроке? (Обрабатывать плечевые срезы ночной сорочки запошивочным швом). Учитель открывает тему урока (карточки на доске). Ученицы записывают тему в тетрадь. Рюкзак у нас наполнился, багаж готов.
2.Организация познавательной деятельности. (Новый материал).
Теперь собираем следующий рюкзак. Внимательно слушаем и активно работаем, получая новые знания. - Нам необходимо составить последовательность обработки ночной сорочки, чтобы могли ориентироваться дальше. «Будь, как строитель, как капитан - Определяй своих действий план».
Сыграем в игру «Лото». Используя образец ночной сорочки, методом подбора один за другим срезов, анализируя и делая выводы, замыкаем цепочку карточек. (Обработка плечевых срезов - обработка среза горловины – обработка боковых срезов – обработка срезов пройм – обработка нижнего среза – отделка и ВТО готовой сорочки).
- Ознакомимся с технологией обработки плечевого среза ночной сорочки запошивочным швом. (Показ видео ролика). Ещё один рюкзак наполнен и багаж готов.
3. Закрепление материала и включение в систему знаний.
Собираем последний рюкзак. - Используя инструкционную карту, ответьте на вопросы: - Как сложить детали полочки и спинки; назовите деталь, срез которой выпускают и деталь, срез которой огибают. (Детали сложить лицо с лицом, выпускают срез спинки, огибают срез полочки). –Как соединить детали? (Стачать). - В какую сторону направляют припуск шва стачивания? (В сторону открытого среза). -Что дальше сделать с припуском шва стачивания? (Настрочить). - Какой ширины швы стачивания и настрачивания? (Шш=0,2см).
Одна из обучающихся выполняет упрощённый вариант обработки – срез только выпускает, но им не огибает.
И последний рюкзак наполнен, багаж готов. Пока грузятся наши рюкзаки, мы немного отдохнём.
Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять - Начинаем отдыхать (потянуться). Спинку бодро разогнули, Ручки кверху потянули. Раз и два - присесть и встать, Чтобы отдохнуть опять. Раз и два – вперёд нагнуться, Раз и два – назад прогнуться. И друг другу улыбнуться!
Наши рюкзаки в вагоне, последуем и мы за ними. Что ж счастливой дороги! Поехали в страну «Сделай сам».
Вот мы и на месте, но, что такое - нам не открывают ворота! Наверное, мы что-то забыли. Конечно же!
4.Правила безопасного труда.
Как надо обращаться с инструментами для ручных работ? (Читают стихи).
Молодцы! - Ворота открылись. Но перед нами шлагбаум.
Какое оборудование будем использовать? Отгадайте загадки: - На поляне ситцевой пляшет тонконожка, Из-под туфельки стальной выползает стёжка. (ШВЕЙНАЯ МАШИНА). – Идёт пароход, то взад, то вперёд, А за ним такая гладь – ни морщинки не видать. (УТЮГ).
Какие правила безопасной работы на швейной машине и утюге? (Отвечают согласно инструкциям).
Двери перед нами открываются, и мы в стране «Сделай сам». (Звучит успокаивающая музыка). Оборудование здесь ничем не отличается от нашего, только обстановка располагает к более спокойной работе. Теперь, девочки, всё зависит только от вас, будьте внимательны и аккуратны. Удачи вам!
4.Практическая работа.
Опираясь на инструкционные карты и, не забывая о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием, приступаем к основной части нашего урока.
Обучающиеся выполняют работу по обработке плечевых срезов ночной сорочки запошивочным швом согласно технологии изготовления и безопасным приёмам труда.
Учитель следит за правильностью выполнения трудовых приёмов и соблюдением техники безопасности, проводит текущий инструктаж.
5.Проверка качества работы.
Обучающиеся проверяют качество выполнения своей работы (самоконтроль), затем меняются изделиями и проверяют работу друг друга в паре (взаимоконтроль) по следующим критериям: - Выполнено по технологии. - С лицевой стороны нет слабины ткани. – Строчка ровная. - Шов приутюжен до полного прилегания.
6.Подведение итогов урока (рефлексия учебной деятельности).
Соотношение цели с полученными результатами. - Достигли своей цели? (Да). - Справились с заданием? (Да). - Какие возникли трудности? - Какую оценку поставите себе за работу? - Как оцените работу подруги? Выбрав подходящий смайлик, определите своё настроение: - Зелёный улыбающийся, т.е. справился с работой без особых трудностей. - Жёлтый спокойный, т.е. были трудности, но справился. - Красный (стыдно) расстроенный, т.е. не справился. (Показывают смайлик).
Так или иначе забудьте о неприятностях и улыбнитесь друг другу. Мы спокойны, добры, ласковы и приветливы. Я желаю вам хорошего настроения.
На этом урок наш закончен. Всем спасибо!
Приложение:
ВОПРОСЫ К КРОССВОРДУ
1.Одна из основных деталей ночной сорочки. (Спинка)
2.Острый инструмент для смётывания деталей. (Иголка)
3.Материал для обводки деталей выкройки. (Мел)
4.Полоска ткани для обработки срезов. (Обтачка)
5.Обрезной край. (Срез)
6.Острый инструмент для скалывания деталей. (Булавка)
7.Сырьё для хлопчатобумажных тканей. (Хлопок)
8.Результат раскроя. (Крой)
Карточки лото:
СРЕЗ ГОРЛОВИНЫ
ПЛЕЧЕВОЙ
СРЕЗ
СРЕЗ
ПРОЙМЫ
БОКОВОЙ
СРЕЗ
НИЖНИЙ СРЕЗ
ВЛАЖНО- ТЕПЛОВАЯ ОБРАБОТКА
ЧТО ЗНАЕМ
ЧТО УЗНАЛИ
ЗАКРЕПИЛИ ЗНАНИЯ
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА
Обработка плечевых срезов запошивочным швом.
1.Сложить детали кроя «лицо с лицом», выпуская плечевой срез спинки на 1см, сколоть.
2.Обогнуть плечевой срез детали полочки припуском детали спинки, сметать.
3.Стачать плечевые срезы, Шш=0,2см. Удалить нить смётывания.
4.Разложить детали в разные стороны. Отогнуть припуск шва в сторону среза. Наметать.
5.Настрочить припуск шва на полочку, Шш=0,2см. Удалить нить намётывания.
6.Приутюжить шов в готовом виде.
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА
Обработка плечевых срезов запошивочным швом упрощённым способом.
1.Сложить детали кроя «лицо с лицом», выпуская плечевой срез спинки на 0,5см, сколоть, сметать.
3.Стачать плечевые срезы, Шш=0,5см. Удалить нить смётывания.
4.Разложить детали в разные стороны. Отогнуть припуск шва в сторону среза. Наметать.
5.Настрочить припуск шва на полочку, Шш=0,2см. Удалить нить намётывания.
6.Приутюжить шов в готовом виде
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
КАЧЕСТВА
- Выполнено по технологии.
-С лицевой стороны нет слабины ткани.
- Строчка ровная.
- Шов приутюжен до полного прилегания.
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ НА ШВЕЙНОЙ МАШИНЕ
Перед началом работы проверить нет ли оголённых мест на шнуре.
Во время работы:
1.Почувствовав запах гари, остановить машину и сказать учителю.
2.Ножницы должны лежать на безопасном расстоянии от вращающихся частей машины.
3.Волосы должны быть спрятаны под косынку.
4.Нельзя наклоняться низко, не держать пальцы рук близко к лапке.
5.Вынимать шпульный колпачок надо при отключённой машине и, убрав ногу с педали.
6.Смену иглы, чистку и смазку машины осуществлять при отключённой машине.
7.По окончании работы выключить машину и убрать мусор.
КРОЙ
СРЕЗЫ
ОБРАБАТЫВ
АТЬ ЧНЫЙ
ПОЛОЧКА
СПИНКА
ПРОЙМА
ЗАПОШИВО
Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять - Начинаем отдыхать (потянуться). Спинку бодро разогнули, Ручки кверху потянули. Раз и два - присесть и встать, Чтобы отдохнуть опять. Раз и два – вперёд нагнуться, Раз и два – назад прогнуться. И друг другу улыбнуться!
ШОВ
ОБТАЧКА
ХЛОПОК
БУЛАВКА
«СДЕЛАЙ САМ»